Виктор Авилов. Пограничник Добра и Зла

Александр Карпенко
Есть люди с загадочной судьбой, и часто загадка – больше, чем судьба. Даже близкие люди, живя рядом с человеком, не могут пролить свет на его ауру. В фотографиях молодого Авилова, который только начал театральную карьеру, трудно заподозрить  будущего властителя дум и "рокового" мужчину. Мистичность жизни Авилова легко развенчивается его же собственными интервью, где он рассказывает о вариативности актёрского прочтения таких сложных ролей, как Воланд и Гамлет. Просто народ, тот самый, который, по выражению Пушкина, вечно «безмолвствует», в случае с актёром Авиловым почему-то «повёлся» на то, что решающую роль в судьбе актёра сыграла мистика. Ну, хочет народ слушать россказни про «мистику», и всё тут. Плетью обуха не перешибёшь. Карфаген должен быть разрушен, а социальный заказ – выполнен. Истина? Она никого не интересует.

На самом деле, конечно же, Виктор Авилов сам укоротил свою жизнь, и никакие «дьявольские» роли тут ни при чём. Просто пить надо было меньше. И курить тоже. Но какой же настоящий художник озабочен собственным здоровьем? Это бывает крайне редко. А когда прозвучал тревожный звонок в виде клинической смерти, что делают такие люди, как Авилов? Что делал на месте Авилова, скажем, Владимир Высоцкий? Правильно, все они начинали жить ещё интенсивнее, не обращая внимания на предупреждение-болезнь. Чтобы побольше успеть. Они просто не могли уже жить по-другому.

Когда смотришь интервью с актёром, понимаешь, что его во многом демонизировали режиссёры,  которые ассоциировали лицо актёра с маской зла. Он вообще выглядел человеком нездешним, этаким рыцарем из скандинавских саг. Немножко грима, чуть-чуть жёсткости в голосе – и вот уже перед вами образ злодея. Хотя это очень поверхностный взгляд на роли, сыгранные Виктором Авиловым. Например, граф Монте-Кристо – он добрый или злой? Трудно сказать, насколько благородна месть графа или принца Гамлета, с позиции гуманизма. Но есть одна общая черта, которая объединяет героев Авилова. Его герой – это человек-театр.  И Воланд, и Гамлет, и Монте-Кристо ставят свои собственные постановки. Поэтому такие роли многомерны и разнообразны, их можно каждый раз играть по-другому.

Сейчас говорят, что гипсовая маска, снятая с Гамлета-Авилова в Эдинбурге, где спектакль театра на Юго-Западе был провозглашён английскими критиками лучшим Гамлетом за послевоенные годы, перед смертью актёра якобы внезапно разбилась. Понятно, что проверить правдивость подобной «информации» нереально. Но я думаю, что это всё тот же «заказ» на мистический сюжет о жизни Авилова. Дошло до того, что даже 1-й национальный канал российского телевидения не брезгует пользоваться сомнительной и непроверенной информацией. Всё, что увеличивает рейтинг канала – благо! Режиссёры беззастенчиво эксплуатировали «хищную» внешность Виктора Авилова, его бешеный темперамент и энергетику. Хотя вне роли это был вдумчивый, спокойный, доброжелательный, рассудительный человек. Человек из народа, ставший настоящим героем.