131-ФЗ. С чем его едят?

Инга Артеева
Если задуматься, то российские законы – они как люди. У каждого есть свое имя, свой характер, свое место жительства, свои друзья – те, кто почитает и исполняет каждую его букву, ну, и соответственно, недруги, не признающие его правоту. Законы, так же, как и люди, по разному коротают свой век, каждый в свое время при определенных обстоятельствах родившись, и уходят, оставив после себя – кто светлые воспоминания, кто – горькое послевкусие встречи.
Закон № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (131-ФЗ), о котором мы сегодня поговорим, появился ровно десять лет назад. 16 сентября 2003 года он был принят Государственной Думой, 24 сентября 2003 года – одобрен Советом Федерации, а 6 октября – вступил в законную силу. Вступил, чтобы раз и навсегда навести порядок в общих правовых, территориальных, организационных и экономических принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, и определить государственные гарантии его осуществления.
Но неверно предполагать, что раньше попыток упорядочить систему местного самоуправления (МСУ) вообще не было. 131-ФЗ, если продолжить нашу аналогию с людьми – четвертый ребенок в семье. Первым из «братьев» был Закон СССР от 1990 года « Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», затем были приняты Закон  РСФСР 1991 года «О местном самоуправлении в РСФСР» и Федеральный закон 1995 года «Об общих принципах организации МСУ в Российской Федерации». Как видно, 131-ФЗ оказался жизнеспособнее своих предшественников. Доктор юридических наук Владимир Гаврилович Ермаков в научной статье «К вопросу о реализации федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах МСУ в Российской Федерации» объясняет это тем, что, по сравнению с предыдущими, этот закон регулирует гораздо более широкий круг отношений в сфере местного самоуправления.
 
Значение 131-ФЗ для граждан

А какую роль этот закон способен сыграть в жизни человека, не занятого в сфере управления муниципальным образованием? К сожалению, современное российское общество назвать «правовым» нельзя. Отсюда и отношение к законам сложилось такое: изучать и знать их – удел юристов и бюрократов. А «простые люди» предпочитают оставаться в сторонке от всей этой «бумажной казуистики», ошибочно полагая, что их удел – выживать в предлагаемых властью обстоятельствах. Однако именно 131-ФЗ и регулирует, кроме всего прочего, взаимоотношения граждан с этой самой властью. Знание, к примеру, главы 3 вооружает гражданина четким представлением о том, какие вопросы должны решать органы местного самоуправления. И если кто-то попытается убедить его в том, что, например, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора не относится к полномочиям органов МСУ, а спасение утопающих – дело рук самих утопающих, человек, знакомый с буквой нашего 131-ФЗ не поверит.  Ведь согласно статье 18 главы 3 проблема бытовых отходов – вопрос местного значения, как и безопасность людей на воде – согласно статье 26 той же главы.
Много интересной информации неравнодушный гражданин найдет в 5 главе 131-ФЗ, которая так и называется «Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления». К примеру, можно долго ждать, когда кто-то другой примет решение о ремонте в твоем доме, а можно, руководствуясь статьей 27 вышеуказанной статьи 131-ФЗ создать, объединившись с соседями, орган территориального общественного самоуправления (ТОС), зарегистрировать его в качестве юридического лица, и самим контролировать сроки выполнения ремонтов, благоустройство  придомовой территории, и многое другое из того, что самими жильцами будет внесено в Устав ТОС.
Кроме остальных перечисленных форм осуществления населением местного самоуправления, как отмечает ученый Владимир Ермаков в вышеупомянутом научном труде, 131- ФЗ «установлена новая форма прямой муниципальной демократии – публичные слушания. На публичные слушания в обязательном порядке выносятся проект устава муниципального образования, проект местного бюджета и отчет о его исполнении, вопросы преобразования муниципального образования и др. Все это значительно усиливает самоорганизацию населения в осуществлении местного самоуправления».
Еще один, безусловный плюс, по мнению исследователя – изменение статуса муниципальной собственности. В законе «подробнее определяется состав имущества, находящееся у муниципальных образований, которое должно использоваться только для решения вопросов местного значения. Если у муниципального образования возникают права собственности на иное имущество, то оно должно быть либо перепрофилировано, либо отчуждено . Раньше речь шла о праве создания предприятий, учреждений и организаций для осуществления хозяйственной деятельности без каких бы то ни было ограничений». Теперь все предприятия и учреждения образуются только «для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Этим самым, практика создания предприятий, не связанных с решением задач местного самоуправления (например, ликероводочных заводов), становится незаконной».
Это только капля в море полезной информации, которую содержит «виновник торжества», 131-ФЗ. Но основное его значение для системы регионального  управления в России в целом и для Заполярного района в частности, конечно,  не в этом. Попытка отрегулировать общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации на основе государственных гарантий его осуществления – это серьезный шаг в развитии гражданского общества, где  все законы служат одной цели – повышению правового комфорта граждан России.