Всматриваясь в самолюбование

Феронин
Самолюбование. Похоже, считается чертой неправильной, некрасивой. Ввожу "самолюбование" в поисковик. Читаю первое попавшееся определение. Узнаю много нового: оказывается, самолюбование питает аж гордыню, тщеславие и чего только ещё плохого оно не питает! По-моему, ребята перепутали самолюбование с манией величия, так, случайно. Зачем же всё сваливать в кучу? Читаю другие, более "солидные" определения. Узнаю, что самолюбование у нас уже синоним нарциссизма. Хм, тогда зачем же столько слов.  Этак ничего хорошего не останется. Может, всё-таки, тщательнЕе? А не об стенку взять и убить позитив. Или где, тогда, слово, которое отражает позитивный смысл этого процесса? Неужели всё так плохо? И только плохо? (Вообще, удивляет, сколько разных удивительных определений "гуляет" по интернету).

Скажите, если вы чем-то любуетесь, и вам это нравится, то это – плохо?  Так  почему же вы сами – хуже? И ещё, разве появление самолюбования не есть логическое следствие саморефлексии, которую считают необходимым условием для саморазвития? Ну или, хотя бы, условием самогигиены, что ли. Почему самодовольство – всегда плохо? Если оно с перебором, то спорить не о чем. А если оно обоснованно? Если оно в пределах нормы, - так, что с человеком приятно общаться? Любит себя человек, и вас любит, и жизнь любит. И это не отталкивает, это приятно и воспринимается хорошо. Что же в этом плохого?
Почему все подразумеваемые значения слов в контексте многих авторов – плоские? Почему мы перестали думать? Почему забыли, что истина всегда парадоксальна? Слишком много любоваться собой – вредно. Но и не любоваться вовсе – вредно. Нужен здоровый баланс. Поэтому слово «самолюбование» не должно быть негативным, это зараженный плоским негативом стереотип. Словосочетания «злоупотреблять самолюбованием», «погрязший в одном лишь самолюбовании» - понятно. Но так ополчаться на самолюбование? Зачем? За что? Хорошее же слово! Вот и Люк Бессон с его фильмом «Ангел-А» тоже так думает. Улыбаюсь.

Или вот ещё: «Самолюбование – желание любоваться собой, своими действительными или мнительными достоинствами, способностями; внешностью или иными формами и проявлениями одаренности. Самолюбование, как и любая страсть, охватившая человека, заставляет его оценивать как настоящее, так и будущее именно с точки зрения этой страсти, с точки зрения ее удовлетворения, пренебрегая всем остальным (обязанностью, верностью, скромностью и т.д.), и формируя условия, способствующие удовлетворению данной страсти.»  Э-э-эй!!! Стойте! Куда?! Какими мнимыми? Зачем всё в кучу? Это каждый, кто видит в себе достоинства – уже охвачен вредной страстью? А где же здоровый человек? У нас что, или монахи, или грешники, третьего не дано? Какая такая страсть(не говоря уже о том, что многие психологи вполне всерьёз утверждают, что страсти-то и формируют, в итоге, смысл человеческого существования, но я так глубоко здесь не буду копать). Почему не здоровое проявление взгляда на себя? Что за уход от реальности? Что за передёргивание и притягивание за уши? Что за запугивание населения в духе: не любите себя, а то чёрт утащит? И зачем с самого старта всё путать? Почему желание любоваться собой – сразу страсть? И почему вообще желание любоваться возводится во зло? И почему самолюбование должно напрочь сбивать у любующегося нормальные фильтры, не вижу таких гарантий, то есть, не верю и не наблюдаю в действительности, что проявление здорового самолюбования гарантированно ведёт к неадекватности, для этого нужно самолюбованием неадекватно переполниться. Этак мы дойдём до того, что нужно взирать лишь на одно уродство? Почему не сформулировать так: «болезненное, непреодолимое, навязчивое желание только любоваться собой, замыкаясь на себе и теряя трезвую самооценку, называется манией самолюбования»? Зачем же из здорового слова сразу делать больное? Зачем воровать у людей радость? И, снова спрошу, где название для здоровья? Болезнь назвали самолюбованием, ладно, а название для здоровых качеств где? Или все болеют? (Как в фильме «Брат-2»: «болеете?», сочувственно).

Говорят же, что всё хорошо в меру. Что чувство меры – дар богов. И что всё, что слишком ("занадто") – то не здраво.

Вот и отлично! Если я в меру полюбуюсь не только на кого-то, но и на себя, на свои произведения, и по прежнему найду всё это приятным – что же здесь плохого? Потом (или до этого) я полюбуюсь на людей, на солнышко, на природу, на всё, что мне любо. Что же в этом плохого, скажите мне? Ведь главное – не перегибать.

Если я себе не нравлюсь – я этого от себя не скрываю. Я вижу, что не так. Я над этим работаю, так или иначе. А если я себе нравлюсь – так это разве плохо? По-моему, это хорошо! Хо-ро-шо! Было бы на что любоваться! Почему же не порадоваться, если повод есть?

Я оценю себя, свои произведения, свои поступки, свои слова, плоды своих трудов и всех своих мыслей, действий, чувств. И полюбуюсь, там, где это уместно. А где нет – там я запомню, что это мне повод для дальнейших достижений. И радостно стану жить дальше. Там, где я себе нравлюсь ещё недостаточно – там я скромно промолчу. И даже там, где нравлюсь – промолчу. Но там, где это меня радует так, что я любуюсь – могу и поделиться! И что же тут плохого? Разве что зависть тех, кто не умеет радоваться так же в самом себе? Так это ж совсем другое дело! И я, действительно, внимательно слушаю других, но не стоит забывать, что не всегда другие обязательно адекватны, и потому жизненно важно развивать собственную оценку, самостоятельное мышление, независимый вкус.

Следовательно, если я в процессе творчества оцениваю свои произведения как достойные любования, то это уже достижение. Хотя бы для меня. Завтра я, возможно, всё переоценю. Но сегодня - сегодня я доволен. Чего и вам желаю, читатель! Я уважаю себя и стремлюсь верить себе, что неизбежно приводит к тому, что однажды, достигнув какой-то внутренней планки, я получу от этого удовольствие и, значит, могу этим здраво полюбоваться, почему же нет? Да, я стремлюсь к адекватности, и потому, разумеется, смотрю и на то, как мои достижения выглядят относительно других, а не только в себе самом, но это не будет для меня поводом к самоуничижению и ложной скромности!

Что же плохого в таком вполне себе правильном, нормальном, здоровом самолюбовании? Не вижу однозначно плохого. А потенциал хорошего -  его я вижу ясно. Да, разумеется, если пренебрегать трезвой самооценкой, если только слепо любить себя, любимого (ироническое повторение), то это вредный перекос. Но это зачастую стереотипные и даже ханжески-вампирские нотации, это страхи, это  недоверие к себе и окружающим. А где доброжелательность, где желание развития своей личности и окружающих? Верить себе нужно побольше, себе и в себя – там, где вы чувствуете, что это – к добру. А где сомневаетесь – там ждите, не любуйтесь. Не поддавайтесь страсти. Это искусство баланса – оно всегда актуально. Кто-то скажет, что без критики нет объективности? Что самолюбование мешает развитию? А я отвечу – чушь, тем более, что никто и не говорит, что самолюбование отрицает критику и с критикой не сомвестимо, почему же нет, давайте мыслить реально, а не навязчиво-депрессивно. В жизни и так много негатива. Помогает развитию позитив. Лучше подскажите, что вы хорошего нашли. И дайте людям получить от себя удовольствие!

Самолюбуйтесь на здоровье! Любите себя! И радости вам побольше!