Допрос

Влад Ривлин
-Да мне это вообще на сто лет не нужно! - Не выдержал Илья, когда будущая теща в очередной раз подступила к нему с требованием провести свадьбу согласно еврейской традиции, то есть, через раввинат.
,-Меня уже и без этого еврейская традиция достала: всю неделю я работаю, ухожу затемно и возвращаюсь затемно. Имею я право в свой выходной отдохнуть так, как мне хочется или нет?!
-Отдыхай, кто тебе не дает?
-Кто мне не дает?!- окончательно вышел из себя будущий зять, - Ваш раввинат мне и не дает, потому что из-за этих бездельников я вынужден в свой единственный выходной сидеть под домашним арестом, если у меня нет машины!
Илья недавно продал свою машину, поскольку выплачивать  ссуды взятые под свадьбу и на обустройство квартиры для молодоженов, не говоря уже об оплате арендуемой квартиры и ипотеки, которую они собирались брать, было ему не под силу.
После того, как он продал машину, Илья снова почувствовал все прелести "безлошадности".
Кроме отдельных торговых точек все в этот день в городе было закрыто.
-Или плати втридорога, чтобы выбраться из этой дыры!-со злостью продолжал он.
Теща с неодобрением смотрела на будущего зятя. Ей не нравились его резкость и независимость. Но это был выбор ее единственной дочери и она вынуждена была смириться. К тому же он много работал, неплохо зарабатывал и, в общем-то был надежный человек. Только вот характер...
-Ни нормальной еды купить, ни отдохнуть по-человечески!
-Еды тут кажется на всех хватает, - парировала теща.
-Еда? Замороженные куски аргентинского мяса неизвестно кого, приправленные красителем и пищевыми добавками,  которые здесь продают на вес золота, только потому, что это видите ли кошерное- Это по вашему еда?!
-Покупай в "русском" магазине свинину из Чернобыля-кто тебе не дает?-будущая теща окончательно вышла из себя. -А только свадьбу вам придется делать через равинат. Не будь эгоистом - подумай о ваших детях. Им проблемы в жизни не нужны.
-Какие проблемы?
-Проблемы, которые им потом будет делать равинат.
-Я всю жизнь жил без раввината, и мои дети обойдутся. Мы живем в свободной стране!
-Короче, мы хотим для нашей дочери настоящую свадьбу,-подытожила теща.
Спорить с ней было бесполезно, но Илья пытался еще как-то защищать свою позицию.
-А что, настоящая свадьба может быть только в раввинате? Если люди любят друг друга и хотят прожить жизнь вместе - этого недостаточно? Обязательно нужна еще справка из раввината?
-Ты еврей, вообще?!
-Да, я еврей. И что из того?
-Ну, ты как хочешь, а мы воспитаны иначе.
-Иначе, это как?
-В уважении к своим родителям.
-Я тоже уважаю своих родителей. Дальше что?
-Я не об этом сейчас. Наши родители соблюдали все традиции и праздники. Поэтому мы тоже соблюдаем.
-Ну и соблюдайте, кто вам мешает? А у нас своя жизнь.
-Живите как хотите. Но мы, как родители невесты, настаиваем на том, чтобы все было исполнено по законам иудаизма. Неужели это так трудно из уважения к родителям невесты сделать все как положено?
-Ладно. Из уважения к вам.
-Вот, спасибо тебе!
-Не стоит благодарности.
Илья был зол, но в конце-концов смирился. В этом доме правом голоса обладала только теща-очень энергичная дама пятидесяти плюс лет. Дочь слушалась ее во всем, а муж... Всегда был на работе.
-Твои родители знают идиш?
-Знают. И что?
-Так-так. А ты?
-Немного.
Служка раввината ехидно улыбнулся и что-то записал на листе бумаги, который он держал перед собой.
-Значит, ты утверждаешь, что ты еврей? - спросил служка, буравя Илью взглядом.
Илья опешил от такого вопроса. Никогда раньше от него не требовали доказывать свое еврейство. Это было очевидно- с его-то характерной внешностью, фамилией и отчеством.
-Ты что, слепой, не видишь?! - Перешел в контратаку Илья. -"Ему нужно повыпендриваться, показать, что он не зря ест свой хлеб",-подумал Илья,-"Но во всем нужна мера!"
-Я не слепой. Но видеть, это еще не все.
-А что еще? В детском саду и школе меня третировали и били потому, что я еврей. Говорили, за версту видать, что ты еврей. Им доказательства были не нужны и так было все ясно. А тебе, мало?
-То, что тебя били в школе за то, что ты еврей это еще не доказывает, что ты еврей.
-Вот как?-Илья не на шутку рассердился.
-Как девичья фамилия твоей матери?-Не обращая внимания на реакцию Ильи служка продолжал допрос  с бесстрастным выражением лица.
-Бродская.
-А фамилия твоей бабушки?
-Меерсон.
-Она жива?
-Нет.
-Твоя бабушка похоронена на еврейском кладбище?
-Да. В могиле своей матери, моей прабабушки.
-У тебя есть фотографии ее могилы?*
-Нет.
-А на могиле твоей бабушки есть фотография?**
-Ну есть, и что? У нас это было принято.
Раввин быстро что-то писал на листе перед собой. Когда он задавал вопрос, то поднимал на Илью глаза, а когда тот отвечал в это время что-то записывал.
-Не пытайся поймать меня!-Вышел из себя Илья. В этот момент он заметил торжествующую улыбку на губах раввина. Впрочем, лицо служителя культа было спрятано под бородой и возможно Илье это только показалось.
Раввин поднял на Илью глаза. Его взгляд и выражение лица при этом снова были совершенно бесстрастны.
-Моя работа-установить истину,- спокойно сказал раввин
-Какую истину?!
-Являешься ты евреем,  согласно Галахе***, или нет.
-И как ты собираешься устанавливать эту истину?
-Поверь мне, я знаю свою работу. И стараюсь делать ее как можно лучше.  И так...
-Значит, это ты решаешь, кто еврей, а кто нет?
-Не я, а наши мудрецы. В Галахе есть четкие указания на этот счет. И на любой другой-тоже.
-Законы Галахи писались тысячу лет назад.
-И что это меняет? Они вечны.
-Кроме законов Галахи в этой жизни есть еще много другого, не менее интересного. Например, наука. Ты об этом слышал?
-Еврей-это категория духовная, а не научная.
-Ну мы вообще-то узнавали друг друга по аидише копф****. Слышал о таком? У вас здесь это большая редкость. Ты вообще кроме своей Галахи что-нибудь знаешь? Или ты думаешь, что те бумажки, которые ты тут подписываешь, что-то в этой жизни изменят? Что еврей станет не евреем или наоборот?
Служка старался казаться бесстрастным, но после вопроса допрашиваемого в глазах его промелькнуло что-то похожее не то на угрозу, не то на гнев. Во всяком случае, ничего не выражавший, как-будто остекленелый взгляд служки на долю секунды изменился.
Илья уловил эту перемену и внутренне торжествовал: -"Ага, значит, я все-таки достал тебя!"
"Нет, не истину ты  ищешь. Ты ищешь, как бы меня унизить, задавить морально и навсегда запихнуть в узкие рамки предназначенной для меня убогой жизни. Я для тебя чужой, я для тебя враг. Потому что умнее, образованнее, и поэтому ты боишься меня! Только ничего у тебя не выйдет! Не ты меня, а я тебя отделаю так, что ты станешь похожим на ощипанного петуха!
Служка видел в глазах Ильи торжество, но взял себя в руки.
-Признайся, ты ведь не еврей,-впервые за время их разговора он посмотрел на Илью с нескрываемым превосходством.
-А ты сам-то еврей?-презрительно усмехнулся Илья.
Это была ужа самая настоящая схватка.
Физиономия раввина была полностью скрыта густой черной бородой. Но даже борода не могла скрыть перемены в его лице: оно стало вдруг белым как  простыня, а в стеклах очков сверкнула молния.
-Не тебе рассуждать о еврействе!-выкрикнул он.
-Это почему? Потому что я служил здесь в армии, а ты-нет? Потому что я работаю с утра до вечера, а ты здесь допрашиваешь таких как я?

Раввин тоже вышел из себя:
-Потому, что ты жрешь свинину, потому, что ты приехал сюда за хорошей жизнью, а не для того, чтобы жить среди евреев. Ты не знаешь наших традиций и они тебе не нужны. Ты такой же гой как и те, которые остались там, откуда ты приехал!
Илья усмехнулся недоброй усмешкой, не предвещавшей ничего хорошего.
-Это ты здесь такой умный! Еврейская традиция, жить среди евреев!-передразнил он служку,- А ты побудь евреем там, на Украине или в Санкт-Петербурге! Я хочу посмотреть, как бы ты остался евреев, будучи единственным евреем на весь класс или единственным на всю роту! Ты вообще когда-нибудь слыхал про Бабий Яр?
 А у меня все родственники из старшего поколения либо на фронте полегли, либо погибли  в Бабьем Яру!
У меня от немцев справка о том, что я еврей! И кроме этой физиономии со шнобелем, доказательство моего еврейства вот в этой голове! Илья давно уже вскочил со своего стула и говоря с глухо-немым.
-Какие тебе еще нужны доказательства?!-выкрикнул он напирая на раввина.
-Я сейчас охрану позову!-отшатнулся от него служка так, что с него едва не слетела шляпа.
На крики сбежались другие сотрудники раввината.
-"Как их много", - про себя отметил Илья, Такое он видел только во время учебы в Ленинграде, у здания командования Северным округом. Тогда ему казалось, что вся армия состоит из одних полковников, так их было там много.
-Справки ты не получишь,-сказал служка.
-Да засунь ты себе в жопу свою справку!
И вообще, для чего нужна твоя религия? Кого она сделала лучше или счастливее?
Для тебя важно еврейство, а мне важнее быть просто человеком. И для того, чтобы быть человеком, мне не нужна религия и не нужна национальность.
В конце-концов, что значительнее: быть евреем, русским, немцем, монголом или быть просто человеком?
Я хочу быть просто человеком, свободным от вождей и пророков, от  их идеологий и религий!
Мне не нужны ни твои раввины, ни служащие вам и вашему государству умники-психологи и профессора-историки, чтобы они объясняли мне мир и меня самого! 
Ваши мифы нелепы! У меня есть уши, чтобы слышать людей, и глаза, чтобы читать книги-те, которые нужны мне, а не те, которые нужны кому-то, чтобы я их читал.
И уж точно, мне не нужны те, кто решили для себя, что у них есть право распоряжаться моей жизнью, те, кто решили, что они знают лучше, что для меня хорошо и что плохо, те, кто думают, что весь мир и все люди вокруг существуют для них.
Чтобы быть человеком, мне достаточно, чтобы меня оставили в покое.
Я не хуже вас знаю, что мне нужно. Дом, любимая работа -это все что мне нужно для того, чтобы  устроить свою жизнь без всех вас!
 Охранники уже вытолкали Илью на улицу, но он и здесь не мог успокоиться и продолжал орать:
Чему они хотят меня научить?! Они вообще знают что такое наука?! Они знают, что такое театр или литература?!
-Уходи отсюда по добру, по здорову, если не хочешь неприятностей,-бросил Илье высокий охранник, по виду кавказец, и захлопнул перед ним входную дверь.
Стоявшие вокруг люди наблюдавшие до этого за разыгравшейся в раввинате сценой кто с испугом, а кто с осуждением, утратили интерес к происходящему как только дверь учреждения захлопнулась перед Ильей.
Кричать в закрытую дверь было бесполезно и Илья пошел прочь от раввината. Пройдя метров сто он вдруг остановился и поклялся самому себе вслух:
-Пусть мне лучше вырвут все зубы, если я еще раз зайду в эту синагогу!
Мысленно он продолжал возмущаться всю дорогу до дома:
-"Традиция!" -Ему вспомнились грязные улицы в религиозных кварталах провинциального города, где они первое время арендовали квартиру,самодовольные раввины в шляпах, лапсердаках и белых рубашках, ешиботники с бледными, напряженными лицами,
-Пусть только попробует мне еще что-то сказать про раввинат!- Подумал Илья вспомнив о теще, и сжал кулаки. И вообще, какого черта между ним и Инной должны становиться какие-то средневековые обычаи?! Разве того, что двое людей любят друг друга недостаточно?!
Он собирался высказать будущей теще, все, что накипело у него на душе.
Но говорить ему не пришлось. Вернее, не понадобилось.
-Извини, мама, но жизнь с любимым человеком для меня значит больше твоих традиций.
Дочь возможно впервые открыто возразила матери. Но возразить дочери,  матери было нечем.
-Живите, как хотите!-с обидой сказала мать.
С тех пор, тема религиозной традиции была для молодых раз и навсегда исчерпана. 



* По законам Иудаизма фотографировать могилы запрещено.
**Изображения  также запрещены еврейской традицией.
***Еврейский религиозный закон
****Еврейская голова(идиш)