Режиссер М. Морсков. Я работал с королевой Испании

Вячеслав Суханов
Шекспир гениален и прост, но, чтобы донести до зрителей эту гениальную простоту, нужны талантливые люди – актеры, режиссеры, композиторы. Такие, как наш земляк Михаил Морсков, беседу с которым мы и предлагаем вашему вниманию…

«Много шума из ничего»

В московский театр имени Пушкина мы с девочками из редакции добирались около четырех часов – воскресенье, дождь, сумасшедшие пробки на Ярославке. Поэтому провести встречу с режиссером и композитором Михаилом Морсковым, как было изначально задумано – с посещением репетиции, походом за кулисы и обстоятельной беседой перед спектаклем – не получилось. Зато получилось посидеть в буфете, после чего еще осталось немного времени поснимать замечательные театральные интерьеры, а потом посмотреть великолепные шекспировские «Много шума из ничего», где наш новый знакомый выступал в роли музыкального руководителя и композитора.
Спектакль прошел на ура – и у нас, и у переполнявшей зал очень приятной молодой публики. Артисты играли энергично, весело, режиссура была безупречна, а музыка… А о музыке, неожиданно превратившей вроде бы давно известную пьесу во что-то  наподобие бродвейского мюзикла или даже рок-оперы, мы поговорили с ее автором уже после того, как спектакль закончился, и шустрые бабульки начали с космической скоростью затягивать кресла зрительного зала полотняными чехлами.
Поснимав нашего героя за пультом звукооператора, на сцене у барабанов его «группы W/», мы затем пошарахались по бесконечным коридорам с костюмерными и гримерными и уселись, наконец, друг против друга за столом в репетиционной комнате, номер которой почему-то был «13». Но чертова дюжина, как вы сами убедитесь, никак не помешала нашей весьма интересной беседе…

А ночами я писал музыку…

- Михаил, расскажите немного о себе…
- Когда меня просят рассказать о себе, я всегда начинаю немного запинаться. Надо ведь делать какую-то выборку из своей биографии…
Ну, да ладно. Родился я в Сергиевом Посаде и жил там до 16 лет, играл в ДК им. Гагарина в народном театре. В это же время в возрасте лет десяти я начал писать музыку – мне папа показал три блатных аккорда на пианино, ни до этого, на после профессионально музыке я никогда не учился. И я подумал: раз есть эти аккорды, - значит, есть и другие, - и в итоге стал писать и песни.
В 16 лет я переехал в Москву. Мне очень хотелось пойти учиться на актера, но родители совершенно справедливо сказали, что сначала получи нормальное образование, а потом занимайся, чем хочешь. Так я начал учиться на менеджера. На дворе был 2003 год, и тогда это было очень популярно. Правда, мне это было не очень близко, и как-то на 2-м курсе я написал сценарий, затем собрал инициативную группу, и мы все вместе сняли короткометражный фильм «Пробки», где я был и режиссером, и сценаристом, и одним из композиторов.
И неожиданно ПОШЛО. Это был первый фильм, премьера которого состоялась на Ramblerе, и первый фильм, премьера которого была в кинотеатре «Ролан» (один из первых пятизвездочных кинотеатров фирмы «Парадиз» в Москве, на Чистых прудах – прим. ред.)   А когда я выложил свой фильм в Интернете, его посмотрело больше сотни тысяч человек.

- И потом?
- После этого меня стали приглашать на разные кинофестивали. А так как у меня не было киношного образования, я решил поступить во ВГИК. И так получилось, что утром я работал системным администратором, днем  учился в одном институте, а вечером в другом. А ночью писал еще и музыку.
Это звучит несколько романтично, но это, действительно, так и было.

- Как удалось заманить сниматься у юного режиссера такого корифея отечественной сцены, как Сергей Маковецкий?
- Вот так я учился, и на первом же курсе ВГИКА я снял фильм с Сергеем Васильевичем Маковецким в одной из главных ролей. И это как раз связано с Сергиевым Посадом, так как нам удалось тогда договориться с директором  ДК им. Гагарина о том, что он отдает на два дня весь дворец и его окрестности в полное наше распоряжение.
Маковецкого я преследовал долго. Он не отказывал, но и не соглашался, и все время переносил время встречи на потом. И все-таки я его уговорил. Это уже легендарная история. Он ехал ко мне на встречу, чтобы уже окончательно отказать, но кто-то ему сказал, что «молодых обижать нельзя». И он внезапно передумал. Работал он у нас за символическую цену – всего за 1 доллар, который я ему, признаться, так и не отдал…
И мы тогда сняли однокадровый 14-минутный фильм «Состояние», где не было ни единой склейки, так как действие его не прерывалось…

- Прямо как «Русский ковчег» Александра Сокурова…
- Ну, что-то типа того. Я к фильму написал еще и музыку, и он получил приз зрительских симпатий на кинофестивале в США, а позже объездил все наши кинофестивали.
Все развивалось достаточно успешно и стремительно. В 2008 году я окончил оба вуза, и у меня был уже готов сценарий для большого полнометражного кино, но тут нагрянул кризис. И все…

Я хочу выйти из «за кадра»

- И куда было деваться?
- В офис идти работать я не хотел, хотя предлагали - и даже за большие деньги. Но я не пошел. Родители меня за это ругали, но позже признали, что я был прав. Очень важно, когда отцы и дети друг друга понимают.
Именно в этот период мы совместно с одним знакомым гитаристом создали музыкальную «группу W/», которую вы видели сегодня в спектакле. Она существует уже больше пяти лет, и в нее не было вложено ни рубля продюсерских денег. Кстати, песни, которые вы слышали, - они все авторские, ничего заимствованного. В истории нашей группы есть, на мой взгляд, две важные вехи – первое, что она выступает в спектаклях театра им. Пушкина, а второе, что в прошлом году мы участвовали в фестивале «Новая волна» в Юрмале.
Сейчас же я занят созданием другого музыкального проекта – это группа из 11 человек, в которой мне хочется преодолеть свое нахождение «за кадром» (в качестве музыкального руководителя и автора музыки). Мне все-таки хочется реализовать себя и в музыкальном плане…

- Понравиться публике, и, в том числе, красивым девушкам…
- Нет, знаете, это больше объясняется не жаждой славы или жаждой денег – это больше желание ПРАВИЛЬНО показать песню - именно так, как я ее сделал, как я ее вижу.
Первый концерт новой группы будет 13 ноября в одном из больших московских музыкальных клубов. И я очень надеюсь, что у этой истории будет продолжение.

- Чтобы полнее понять ваши личные музыкальные пристрастия, ответьте, кто вам больше нравится – Джастин Тимберлейк или Pink Floyd?
- Конечно, Pink Floyd.

«Тестостерон»

- А что же театр?
- Да, начался кризис, начались проблемы, и тут ко мне обратились знакомые ребята: «А ты ни хотел бы поставить спектакль?»
Я ответил: «Хочу!» Хотя у меня не было никакого театрального образования, для меня все было в новинку. И я поставил спектакль "God Is A DJ" в театре «Центр драматургии и режиссуры» А. Казанцева и М. Рощина.
Это был мой дебют, первый 3D-спектакль, где я придумал и использовал технологию трехмерного изображения совместно с взаимодействием артистов и т.д. Получилось интересно. С этим спектаклем мы тоже поучаствовали в различных фестивалях, но уже театральных…

- Что еще вы можете отнести к своим театральным успехам?
- Успехом считаю саму работу здесь, в театре им. Пушкина. Евгений Александрович Писарев, художественный руководитель театра и он же - режиссер сегодняшнего спектакля, практически дал мне «зеленый свет» на написание музыки к спектаклям, на музыкальное руководство его постановкой "Много шума из ничего". Кроме того, в театре я поставил как режиссер и композитор спектакль "Тестостерон». И этот спектакль идет с большим успехом, на него невозможно достать билеты, даже мне…

- Это вы нам так намекаете, чтобы не просили?
- Нет (шутливо взмахивает руками)! Конечно же, нет…

Три ипостаси

- Вы много работаете…
- Я не буду тут рассказывать о разных халтурках, да, я работаю много. Например, делал рекламные ролики и даже получил как режиссер и сценарист специальный приз жюри Международного фестиваля социальной рекламы "Artstart".
Плюс ко всему я очень много работал за границей, каждый год ездил в разные страны и был там режиссером массовых мероприятий. Я организовывал концерты, выступления, ставил огромные шествия на 500-600 человек - в Авиньоне (Франция), где работал с самой Мирей Матье.  В Испании работал с королевой Испании, еще работал в Италии, в Германии…

- А у нас в стране?
- В прошлом году я поставил в Гостином дворе большой благотворительный вечер помощи детям-инвалидам.

- Откуда такая тяга к постановке массовых мероприятий? Вы во время работы в Сергиевом Посаде часом с Сергеем Боковым не пересекались?
- Нет (смеется), но я о нем, конечно, слышал, хотя лично незнаком.

- Если расставлять все по рейтингу, что для вас на первом месте - музыка, театр, кино, еще что-то?
- Если у тебя есть три сына, то любишь их одинаково. Я люблю и музыку, и театр, и кино вместе, и как раз сейчас делаю проект, где хочу объединить все эти три ипостаси.

- Когда-то в 1970-е годы, будучи студентом МВТУ им. Баумана, я подрабатывал работником сцены в знаменитом Театре на Таганке, видел за кулисами легендарных режиссеров Юрия Любимова, Анатолия Эфроса, гениального актера Владимира Высоцкого. А кто из современных театров и режиссеров сейчас является лидерами в отечественном театральном искусстве?
- Я не самый большой сторонник моды в театральном искусстве. Я могу посоветовать театр им. Пушкина – это театр, который сейчас набирает бешеные обороты. Здесь, буквально в прошлом сезоне, была поставлена, как я считаю, одна из самых мощных постановок, которые когда либо видели свет, - это «Добрый человек из Сезуана» по Бертольду Брехту. Но это не Любимовский  театр (имеется в виду знаменитая постановка 60-х годов в Театре на Таганке – прим. ред.), а работа, можно сказать, живого классика, очень известного ныне театрального режиссера Юрия Бутусова.

- Идеология театра, как говорили в 70-е годы, зиждется на трех системах – Константина Станиславского, Бертольда Брехта, а американского – на системе Михаила Чехова. Что-нибудь изменилось с тех пор?
- У каждого режиссера СВОЯ система. Сейчас все так быстро меняется, так закручивается в клубок, что вычленить что-то одно сложно. Сейчас очень много экспериментальных театральных лабораторий, сейчас многое трансформируется...

- За счет все большего доминирования техники, за счет того, что технологии все дальше отодвигают актера?
- К сожалению, сейчас в современном театре очень много невежественных людей – и левых людей, и ленивых людей. В том числе и артистов, которые не хотят работать и слушаться. И тут очень многое зависит от руководителя. Вот «Гоголь-центр», который возглавил Кирилл Серебренников, становится все более успешным и популярным, потому что руководитель ведет себя жестко и правильно, освобождаясь от творческого балласта.
Но есть мода, есть те же самые хипстеры (в новом словаре Оксфордского университета слово «хипстер» толкуется так: «личность, которая следует самым последним тенденциям моды» - прим. ред.) – они выбирают определенные направления - вот модные этот театр и этот театр. Туда и ходят. Другой слой населения ходит в другие театры.

- А ваше место в театральном искусстве?
- Мне что приятно – то, что с театром я НЕ тесно связан и не сильно сюда стремлюсь. Потому что я такой человек, что не люблю надолго задерживаться где-то в одном месте. Потому что я начинаю сразу ГНИТЬ. Потому что таким людям, как я, нужно иметь что-то свое. Потому что я больше руководитель и лидер, чем подчиненный…

- И куда же влечет судьба Михаила Морскова? Можете назвать что-то из совсем новых своих проектов?
- Вот сейчас мы закончили работу с одним из моих друзей гитаристов по музыкальному сопровождению проекта под патронажем Сергея Шойгу «Танковый биатлон», где соревнуются лучшие танкисты разных военных округов страны. Этот проект недавно стартовал на телеканале «Россия».

- И последний вопрос в этот поздний час. Что значат для вас, как творческого человека, аплодисменты в зале?
- Вы знаете как, - человек отдает свою энергетику: вдох – выдох – и, конечно, когда мы выдыхаем, нам нужен этот ВДОХ, потому что иначе, если мы его не получим, мы умрем…

Беседовал Вячеслав СУХАНОВ

----------------------------------------------
ВРЕЗКА

Михаил Геннадьевич Морсков

Режиссер, сценарист, композитор

Родился 7 мая 1986 года в городе Сергиев Посад.  В 2008 году закончил ВГИК и Международный Университет в Москве (факультет "Предпринимательство в культуре").
Художественный руководитель и автор песен Группы W/.

Спектакли:

"ЧИК!", 2008, дипломный спектакль (ВГИК), режиссер, композитор, актер;

"GOD IS A DJ", 2009, стереоспектакль (ЦДР Казанцева и Рощина), режиссер, композитор (участник V Международного фестиваля "Территория").

"МНОГО ШУМА ИЗ НИЧЕГО", 2010, комедия (театр им. Пушкина), композитор, автор песен, музыкальный руководитель;
 
"ТЕСТОСТЕРОН", 2011, гормональная комедия (театр им. Пушкина), режиссер, композитор.

Фильмография:

"ПРОБКИ", 2006, к/ф, режиссер, сценарист, композитор, автор песен,  "БУМЕРАНГ", 2007, к/ф, композитор;

"СОСТОЯНИЕ", 2007, к/ф, режиссер, сценарист, композитор(приз зрительских симпатий "Oxford International Film Festival");

"Я Т Л", 2008, к/ф, режиссер, сценарист, исполнитель главной роли.