Дома как люди. Они рождаются, живут и умирают

Динара Ра
Я приехала на деловую встречу раньше назначенного времени. Хозяева офиса еще не подъехали, и я решила прогуляться по окрестностям, познакомиться с этим микрорайоном. Я зашла за огромные современные дома и словно перенеслась во Времени в Прошлое. За новостроями была тихая улочка с разбитым асфальтом. С одной стороны улицы стояли частные дома. Некоторые из них сохранились еще с советских времен, они вразнобой соседствовали с современными коттеджами. А на другой стороне улицы стояли двухэтажные дома барачного типа, построенные в послевоенное время. На улице царила удивительная тишина, хотя этот уголок был окружен со всех сторон бурлящим городом: домами –многоэтажками и одной из главных городских артерий – оживленной дорогой. Казалось, что это какой-то оазис покоя в суетливом современном городе. Улица носит очень красивое и звучное название – Каспийская. Я прогуливалась по улице туда-сюда. Разглядывала дома в частном секторе. Разностильность домов, домиков и домишек резким контрастом бросалась в глаза. Некоторые домики почти развалились. И тут же по соседству с ними стоят огромные напыщенные и вычурные замки. Но еще больше меня поразили двухэтажки. Мои дедушка и бабушка почти всю свою жизнь прожили в доме, похожем на эти. И я-то не понаслышке знаю, какие там квартиры. Например, у моих родственников не было горячей воды, ванны, душа. И газ в дом провели далеко не сразу. Сначала квартира отапливалась печкой. Моя мама рассказывала, как они запасали дрова на зиму. Такие дома строили в СССР в 50-х годах 20 –го века. И часто их строили сами будущие жители этих домов. Я остановилась, разглядывая дома, и неожиданно они мне понравились. Дома были разными. У каждого были свои отличительные особенности. Крыши поддерживались деревянными перекрытиями.

Я достала фотоаппарат, бродила по улочке и снимала. Любуясь этими домами, подумалось вот о чем: дома как люди. Они рождаются, живут, стареют и умирают. Когда-то эти дома были новыми. Люди заселялись в эти дома с радостью и надеждой на лучшую жизнь. После коммуналок и полуразвалившихся лачуг эти дома с отдельными квартирами казались советским людям почти что дворцами. Хотя удобств в квартирах не было. Эти дома видели много разных событий: в них приходила новая жизнь, росли дети, становились на ноги, старшее поколение постепенно старилось и умирало. Стены этих домов видели и радости, и горести людские. Дома постепенно старели и ветшали. Иногда латались жильцами, но всё равно дряхлели, постепенно меняя свой облик под властью Времени. И наверное современные жильцы мечтают съехать оттуда в благоустроенные высотные дома. Я смотрела на этих безмолвных свидетелей эпохи СССР и вспоминала кадры советской кинохроники из разных телевизионных передач и документальных фильмов, а еще – черно-белые фотографии моих бабушек и дедушек. Картинки в моем воображении были контрастными и четкими. Вот мои родственники и их товарищи на стройке своего дома. Они смотрят в объектив фотоаппарата. На улице зима. Люди в кадре укутаны в ватники. Но на их лицах всё равно радость. Они строят СВОЙ дом! Они скоро будут жить в отдельных квартирах. Еще картинка - советские люди, ликующие и празднующие полет Гагарина в космос. Простой советский мальчик с доброй и теплой улыбкой на лице, который навечно стал знаменитым. Еще картинка - хоронят Сталина. Толпы народа в слезах со скорбными лицами. Картинки сменялись одна за другой. Я с какой-то теплотой думала об ушедшей эпохе, о СССР – великой Империи, которая была весомой и значимой на мировой сцене.       

Сейчас наш город активно облагораживается и перестраивается властями. И когда-нибудь и этот лакомый кусочек земли будет модернизирован. Домики наверняка снесут, жильцов расселят в современные панельные дома. А у меня останутся фотографии на память. И я, пересматривая их, вспомню, что у этого местечка была Душа…