Про мудреца и человека

Николай Викторович Шухов
Слушайте сказку! Пусть сказка придёт!
Пришла сказка издалека, и коснулась она мудреца и человека…

Один человек прожил 33 года. И понял он, что несчастлив. Долго думал он, почему ему счастья нет, да так ничего и не надумал. И отправился он к мудрецу.
Пришёл он к мудрецу и спрашивает:
-Скажи мне, мудрейший, за что мне все горести? Почему здоровье моё не крепко уже, болезни мои диагностике не поддаются: не убивают меня, не  лечатся, а лишь мучают меня? Почему вечно денег нет у меня, и за какую  работу я бы  не брался, и года не проходит, как бросаю я её? Почему характер мой подобен вонючему грязевому гейзеру на Камчатке: и снегом не укроешь, и солнцем не прогреешь, а то вдруг хрясь! – и всё кругом в … испачканном? Почему экзистенциальная составляющая моего имперетива личностной сущности рано или поздно берёт верх над созидательным витальным и позитивным импатическим началом?
-Чево? – ответил ему мудрец. –Ты вот что: люк за собой закрой, шлем свой сними, из стены антигравку вырасти, приляг не неё, да и расскажи толком - что к чему.
-Может возраст мой такой? – молвил человек, присаживаясь на прозрачное пространство.
-Возраст у тебя самый что ни на есть подходящий… Да ты приляг, приляг, и рассказывай.
Лёг человек на антигравку и говорить стал.
-С родителями у меня не лады. Да с самого детства. А теперь вот до чего дошло – целый год уже не втречаемся и даже по виджику не общаемся. А чего я им сделал? Ничего… Просто всегда хотел делать что хочу, и чтоб они не вмешивались...
-???
-Да я сам не знал что хочу! Никогда!.. Да нет, что-то я не о том. Но не могу же я вместе с ними империю оплакивать. Их понять можно – так бы и у них старость достойная была и сын бы их единственный человеком стал. Выучился бы и не болтался бы как… голова в шлеме. Но есть же объективные обстоятельства: центробежные силы превысили центростремительные… Приспосабливаться надо, а не замыкаться на себе, с ума сходить и прошлое оплакивать. А так… Жена у меня не такая. Работа у меня – любая – не такая. Живу я – не так. А как? Чтоб мне плохо было? Вот тогда хорошо? Так мне и так плохо…
-А ты не считаешь случайно, что всё тебе за грехи твои, да за дела твои? А может быть – даже! – и за чужие?!
  -Нет, - он дёрнулся, и антигравитационная кушетка жалобно скрипнула, - Нет, не думаю. Мне насчёт этого грех жаловаться, здесь мне очень повезло. Так уж у меня жизнь устроена, я это точно заметил, что за чужие дела мне ничего не перепадает, да и за мои грехи никто не парится. А ведь это – большое счастье, не правда ли? Когда ты сам за своё бедокурство по башке получаешь, да ещё почти всегда сразу. А да – ещё я сглазить никого не могу. Не дано мне это, точно знаю, хотя и не пробовал никогда. Не было необходимости. И даже целить понемногу умею. Мелкую боль заговаривать, причины видеть. Словом, помочь могу сподвигнуться. Не такой уж я и плохой если за своё зло сам и отвечаю.
-Сглазить не можешь, а убить?
-Не знаю… Неожиданный вопрос этот ваш.
Мудрец  пошевелил короткими остренькими зелёными ушами, переложил посох в другую руку и прикрыл глаза.
-Где меч то взял?
-Там же где и другие. На асфальте надпись была мелом: «И ты пройдёшь через боль, и будет дан тебе меч…»
-Да где ж ты асфальт нашёл?
-Перед метро.
-Так, - сказал мудрец, - объясни ка мне что такое «метро», а заодно уж и  значение слова «бедокурство».
Он объяснил.
Выслушал объяснение мудрец и сказал:
-Истинно сказано что и мудрец у дурака учиться может. Ну со здоровьем разобрались. Давай теперь с работой разбираться. У тебя ещё 18 минут осталось.
-А как с ней разобраться. Вторая неоспоримая. «Если человек скажет тебе, что ему нравится то положение, в котором он сейчас находится, - не верь ему.»
-А первая какая?
-Если человек скажет тебе: «Я был плохим с самого рождения», - не верь ему.
-Проехали. Дальше.
-А дальше. Лучшее что есть во мне – это любопытство. И всё новое в жизни я стараюсь встречать тем лучшим, что во мне есть. Но сейчас – беда. Ни одно дело не интересно мне.
-А что ты сейчас делаешь.
-Печатаю на компьютере.
-Что?!!!
-А. Нет. Нет, конечно! Еду в метро и читаю.
-Что-о-о?!
-Лежу на кушетке.
-Ну вот. Наконец-то вернулись. Так-то лучше.
-Лежу на кушетке и рассказываю про свою жизнь. А как я могу рассказать что-то про то, что я плохо знаю. Мало того, что для этого надо быть хорошим рассказчиком, так надо ещё знать – чем там всё закончилось.
Мудрец резко подскочил к человеку, сорвал с его пояса меч, включил,  и поднёс гудящий луч к шее лежащего.
-Ты хороший рассказчик. И теперь ты знаешь, чем всё закончится. Рассказывай!
Выражение страха на лице человека сменилось озарением истины.
-Нет… не знаю…, - медленно произнёс он. – Точнее знаю теперь. То есть не знаю чем закончится, но я всё понял! Я понял что я всегда знал, чем всё закончится, но никогда не понимал, что я никогда не буду знать об этом. Да,да! Именно так. Я всегда знал. Но. Я. Никогда не узнаю чем закончится. Странно, раньше я был готов продать душу за обладание истиной, и вот теперь лишь отчётливо понял, что нельзя ни обладать истинной ни продать душу. (Мудрец убрал луч и бросил меч на железный пол.)  Ведь если души нет, то и продавать нечего. А если она есть, то разве её продашь. И с истиной та же петрушка. Если её нет, то  возобладание ею схоже с самоудовлетворенческим извращением. А если она существует, то разве  может существовать что либо кроме постижения истины. Непрерывный динамический процесс, который…
-Я рад, что ты понял, - прервал его мудрец. – Но время истекло. Не забудь свой шлем и меч, и вставить свою кредитку в мой аппарат перед уходом. Жду тебя снова в любое удобное время.
Человек  поднялся, взял шлем и меч, провёл кредиткой по щели аппарата и собрался уходить. Но вдруг обернулся и спросил:
-А не скажешь ли ты, о мудрейший, мне что-нибудь на бонус?
-На бонус? Вряд ли. Разве что спрошу, почему ты не рассказал мне надпись на асфальте до конца, а сказал лишь  её часть?
Человек, который собирался уходить, смутился и ничего не ответил. А мудрец продолжил:
-Полная версия была такова? « И ты пройдёшь через боль и увидишь свет, и он ослепит тебя. И ты пройдёшь через свет и попадёшь во тьму, и тьма исцелит тебя. И ты поймёшь, что нет света и тьмы. И тогда будет дан тебе меч, но не сможешь разить ты им. Ибо это меч слов твоих, а слова могут лишь ослеплять или исцелять, но нет их»
-Там бы столько асфальта не хватило, - потупившись тихо сказал человек.
-Есть такие места, где у всех асфальт всегда под ногами.
И человек ушёл. А мудрец ещё долго размышлял над ослепительным сиянием своей фразы.

                2001год