Что нужно человеку для счастья?

Арнольд Литвинов 2
Спортсмен счастлив, встав на первую ступеньку пьедестала. Семья получила новую квартиру. Получена первая пятерка в школе. Альпинист на вершине. Возвращение из трудного похода. Открытие. Встреча с любимым человеком. Избавление от зависимости. Дети радуются подаркам.

 Это счастье – достижение цели, совершения поступка, преодоления, приобретения..
Спасение. Помощь без корысти.
Это счастье – способность и возможность доставлять радость и делать счастливыми других.

Бывает миг счастливый. Бывает счастье – жизни всей итог. (Не помню, откуда в памяти звучит)
Счастлив тот из нас, кто собирает в круг друзей. (Дима)
Счастье в детстве, юношестве, у взрослого и мудрого человека – разное. Само понимание счастья, ощущения – разные у каждого человека.

Самое счастливое счастье бывает, наверное, в детстве. Дети могут быть счастливы по многу раз течение  дня.

I
 Жил был один человек. Обычно он был весел и жизнерадостен. Иногда шутил и рассказывал анекдоты. Правда, шутки были мрачноватыми, а анекдоты с элементами садизма. Однажды я встретил его в конце рабочего дня. Выглядел он усталым и опустошенным, с тоскливым взглядом, опущенными плечами. Человек – испытывающий страшные душевные муки, переживающий  ужасную трагедию. Этот человек явно нуждался в помощи, сочувствии, просто внимании. Я с тревогой за него, в таком состоянии человек мог сделать с собой, что-нибудь непоправимое, спросил – что случилось.
Он с тоской посмотрел на меня, подумал и ответил.

«Понимаешь. День прошел впустую. Я сегодня никому ничего не сделал, ни одной гадости, ни одной сплетни, никаких подвохов».
Я подумал, что это мрачная шутка, попытка приободриться, и сказал, что будет завтрашний день, и он наверстает, повторив свой вопрос и спросив чем можно помочь.
Он снова с тоской посмотрел на меня, взял доверительно за руку, подумал и поделился своим  горем. «Понимаешь, если за рабочий день я не сделаю никому ничего плохого, то теряю аппетит, не могу спать, все из рук валится. Сегодня был ужасный день. Мне пришлось писать представления на премию двум сотрудникам. Приказал директор. Сотрудники в командировке, если бы они были здесь, им бы мало не показалось. Представление я бы все равно написал, но нервы бы им попортил.

  Спасибо, конечно, тебе за участие, да только чем ты мне поможешь? Я раз пять пытался сплетни о тебе пускать, стравливать с сослуживцами, один раз стащил у тебя срочный материал, а тебе ничего. От тебя отскакивает все, как горох от стенки. Я на тебе крест поставил. Если бы ты знал, как мне сегодня плохо!»
На следующий день он зашел ко мне, радостно потирая руки. На вопрос, как дела, хихикая, поделился. «Я тут про одного слушок пустил, крутится бедняга, аж весь зеленый».  Положил мне руку на плечо и потянул меня со стула словами: «Пойдем обедать.  Я угощаю и плачу!»

 Отравить хочешь? Обедать идти с ним я отказался. Аппетита не было.  Да, – протянул он – не зря я на тебе крест поставил. Осталось только утешить его словами – потерпи, все ещё у тебя может получиться. В том,  что он испортил мне настроение, признаваться не хотелось.

Патология? Вылечить его – сделать несчастным на всю оставшуюся жизнь? Нет у нас таких клиник.
 (1987)
*****
II
Был у меня один знакомый. Знакомый потому что я думал, что знаю его. Как-то он, в порыве откровенности, сказал, что самым большим счастьем для него было бы знать, что его похоронят в Кремлевской стене. Сказал вполне серьёзно. Глаза затуманились.
 (1982)
*****
III
Мы учились в аспирантуре. Жили небогато, получая по 900 руб. в месяц. У каждого была семья, дети, и жены получали не более  600 – 800 руб. Нас было четверо в лаборатории. Жили дружно, помогали друг другу, делились результатами, планами экспериментов. Безобидные, часто примитивные розыгрыши были нормой.

Самым старшим среди нас был Максим. Ему было труднее всех. Трое детей дома, тема диссертации, в отличие от нас, пришедших со своими темами, была  искусственно придумана и бесперспективна. Максим трудился не жалея сил и здоровья. За общим чаепитием в обеденный перерыв он часто тяжело вздыхал, произнося «Эх, мне бы миллион рублей!»  Любой из нас, не задумываясь, дал бы этот миллион Максиму.

 Мы добросовестно шарили по карманам, но больше 15 рублей (это была рекордная сумма) ни разу не смогли собрать, и то это случилось на следующий день после выдачи зарплаты. Максим поддерживал эту игру, наблюдал за нашими действиями, делая заключение – и в этот раз не набрали. Мы расходились по своим рабочим местам.

Вздохи продолжались, и мы всякий раз «пытались найти миллион», пока однажды не спросили Максима, что он будет делать, если прямо сейчас дать ему миллион. Глаза у Максима загорелись. Мы почти хором повторили вопрос. Максим, помявшись, собрался с духом, хитро прищурился и торжественно изрек: «Купил бы целый килограмм любительской колбасы, а остальные деньги положил бы на сберкнижку!»

К концу рабочего дня, в тайне от Максима, из нас троих составилась инициативная группа.  На следующий день мы в торжественной обстановке вручили Максиму аж полтора килограмма любительской колбасы и Сберегательную книжку «На предъявителя» с открытым счетом на округленную сумму – 9,97 руб. Мы объяснили Максиму, что умножить в уме на 100 000 не сложно! Недостающая сумма потрачена на колбасу, плюс организационные расходы. Максим не протестовал. Честно говоря, мы немного побаивались, что наши действия обидят Максима. Он принял нашу шутку с удовольствием. Обнял нас, обозвал чертями и настоящими друзьями.

В этот день Максим был действительно счастлив. Мы тоже, совместно с ним поедая любительскую колбасу. Такое счастье не часто выпадало и на нашу долю. Любительская колбаса, при нашей зарплате была деликатесом.

Через месяц, к радости Максима и всеобщему нашему удовольствию, тему диссертации заменили.
Он потом часто повторял, что наш подарок принес ему удачу. Вздыхать перестал. Закончив аспирантуру и защитив диссертации, мы разбежались по разным институтам.
Я встретил Максима через много лет. Максим сохранил ту Сберегательную книжку, о чем мне сообщил после первых же приветственных слов. Посмеялись, вспомнив любительскую колбасу.

Прощаясь, Максим сказал – счастье, когда есть друзья.
 (1965 – 1985 г.г.)
IV
Однажды мы беседовали с хорошим товарищем Серёгой о всяких делах. Разговор коснулся вопроса денег, и была произнесена фраза: «Что для счастья нужно?»
Вдруг Серега встал и поведал коротенькую историю.

На даче, среди хлама обнаружился старый стул. Надо заметить, что Серега не беден. Может, если захочет, купить или заказать  любой гарнитур и оплатить доставку в  любую точку России из любого зарубежья. Только его это не интересует.

Стул был в разобранном состоянии, не хватало нескольких деталей, но ножки, спинка, сиденья были почти целыми. Два выходных дня, не отвлекаясь, Серега шкурил, полировал, изготавливал и подгонял недостающие фрагменты, клеил и, наконец, закончил реставрацию. Серега с удовольствием перечислил все трудности, которые с честью преодолел. Особенно трудно было вручную полировать твердое дерево.

Этот стул был сделан когда-то из карельской берёзы. На очищенном от старого лака и заново отполированном дереве проявился неповторимый рисунок. Цвет дерева, по словам Серёги, какой-то необыкновенный, теплый и радостный. Словами не передашь.
Во время рассказа Серега ходил по кабинету, жестикулировал, глаза блестели.

 Завершал он рассказ со щастливой улыбкой, пытаясь объяснить, как он был счастлив тогда и как становится тепло каждый раз видеть этот стул, и как он испытывает просто физическое наслаждение, сидя на этом стуле. Подумав несколько секунд, добавил: «Вот оно – настоящее счастье. Сделать, казалось бы, из ничего, своими руками красивую полезную вещь. Пусть не вещь. Это – так, к примеру. Вообще сделать, что-то полезное, нужное людям».
 (2005)
*****
В одной из компаний случайных людей в электричке шел разговор о быте, о жизни в семье. Вдруг один из собеседников внятно произнес четверостишье:

Тоска –  сплошная облачность и дождь идет.
А ты услышал родной голос, и душа поет!
И день вдруг для тебя наполнен радостью и светом,
А что ещё для счастья надо человеку.    (1999)
                *****
Счастье – быть понятым, быть кому-то очень нужным. Счастье, когда тебя ждут, когда твое появление вызывает радость. Это – для взрослых.

Что Вы думаете? Каково оно счастье? Что это такое?