Имя твое - Цветаева о Блоке

Елена Сударева
Марина Цветаева   начала писать  лирический цикл  -  «Стихи к Блоку» (1916-1921) -  ещё  при  жизни поэта, а закончила  –  уже после его ухода.
   
Ни одного слова Цветаева не сказала Александру Блоку   в реальном времени. Ни одной  попытки  не сделала познакомиться с ним. Будто боялась расплескать в обыденность то, что могла доверить только стихам.

Имя твое – птица в руке,
Имя твое – льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое – пять букв. 1
(15 апреля 1916)
      
Так начинает Марина Цветаева свой монолог-признание "Имя твое"  -  первое стихотворение цикла.

Александр Блок пришел к  Цветаевой через слово, через звук, через мелодику стиха.  «Пять букв» имени - (Блокъ )  - таинственное воплощение для Цветаевой её лирического героя-поэта.  Одним движением губ, произнося заветное  имя,  она может ощутить несбыточную близость  с  ним.
      
Все природные стихии отзываются на имя Блока в поэзии  Цветаевой, вернее, участвуют в нём, рождают его, превращаясь одна в другую.

Птица в руке  -  на миг укрощённая воздушная стихия. Льдинка на языке  -   круговорот стихий: растворится на языке, растает от жара плоти и ускользнёт  -  вновь изо льда превратится в воду.  А потом исчезнет, как пойманная птица, мечтающая о полёте. Упорхнёт, как имя Блока, которое  наполняет собою всё  пространство, заставляет звучать его на разные голоса:
            
Мячик, пойманный на лету.
Серебряный бубенец во рту.

      Мячик летит, как птица, -  упругий, круглый.  И его тоже надо поймать  - в мгновенье прервать  полёт.

Но обитатели стихии воздушной  вдруг исчезают, уступая место другой  стихии  -  музыкальной.  Серебряный бубенец  во рту  вызывает  к жизни  мир  звука, музыки.               

                Камень, кинутый в тихий пруд,
                Всхлипнет так, как тебя зовут.
 
Летит в тихий пруд камень. И опять полёт, и опять встреча  разных стихий. Одна  -  камень, окостенелая форма, твёрдость. Другая  -   вода,  текучая бесформенность,  гибкость. Окостенелой формы удар о бесформенность – камня о воду  -   рождает  звук.  И в нём, как всхлип  в тишине, имя поэта звучит.
               
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.
      
Загадочные строки. Почти всё опять о звуке, но о каком?!

Гром имени,  которое несётся из-под  лёгких копыт коня, скачущего в ночи, победоносен и славен.

Звонкий щелчок курка в висок  мгновенно меняет тональность стиха , делает её отчаянной , беспросветной.  А   имя поэта,  воспетое на все лады, начинает звучать убийственно, смертельно.
      
Но исчезает темный призрак,  уносится в беспамятную ночь под натиском снежной стихии Блока с её спящим принцем, которого не разбудит   самый горячий поцелуй:

Имя твое – ах, нельзя! –
Имя твое – поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твое – поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим – сон глубок.
      
 Что нежнее поцелуя в глаза? Но недвижны веки и студёны. Словно «снежная маска» сковала их навсегда.  А  горячие губы встречают холодный снег – так рождается заветное имя на свет. Впустят в себя ключевой  глоток  – ледяной, голубой,  и  станет  сон  так глубок.
      
Покорно, не противясь,  отдаётся Марина Цветаева  снежной стихии Александра Блока, погружаясь вслед за ним в глубокий, вечный  сон,  и уходит   в  его синюю снежную даль.
      


                Март 2009 года,   Москва

               


       Примечания


1.Здесь и далее цит. по: Цветаева М. Избранные произведения. Библиотека поэта. М.-Л.: Изд-во «Советский писатель», 1965.




*Статья впервые опубликована в сборнике:  Елена Сударева «Не страшно мне, когда темно». Эссе о русской литературе. М.: Изд.дом «Гуманитарий», 2010. С. 31-34.