Другое мнение

Светлана Лось
 
Картина художника В.В.Верещагина "Апофеоз войны" имеет надпись на раме:
"ПОСВЯЩАЕТСЯ ВСЕМ ВЕЛИКИМ ЗАВОЕВАТЕЛЯМ: ПРОШЕДШИМ, НАСТОЯЩИМ И БУДУЩИМ".

               

На сайте «ПРОЗА.РУ» размещена статья  Татьяны Денисовой 2 под названием «Не читайте.  Прочтите!», которую автор называет краткой заметкой. Публикация предваряется эпиграфом из Александра Сахарова «Кто же победил в Бородинской битве?».  Заинтересовавшись темой, зашла по ссылке, но искомой цитаты  не обнаружила. Это меня насторожило.
 
Прочитав внимательно несколько раз заметку Т.Денисовой 2, удивляться небрежности и недобросовестности  автора, рассуждающего о серьёзных вещах,  перестала.  Опус  с претензией на объективность, литературный анализ  и некоторую научность изложения, оформленный эпиграфом и ссылками, однако не содержащий ни единой цитаты из обсуждаемого произведения, выдержан в недопустимо оскорбительном тоне коммунальной кухни ушедшего столетия. Манера написания короткой заметки неуважительна  к потенциальному читателю, так как изобилует намёками, недомолвками и завуалированными  колкостями в адрес людей, прямо не называемых  и не известных широкому кругу посетителей сайта. В густом и липком тумане инсинуаций и умолчаний трудно разобраться, но сделать это необходимо хотя бы из соображений порядочности и корректности к  упоминаемым в заметке лицам.

«Не читайте. Прочтите!» является впечатлением Т.Денисовой 2 от  книги Н.Н.Никулина «Воспоминания о войне», хотя никаких имён не приводится.  Как видно из текста заметки,  чтение некоей «книжицы»  произвело негативное впечатление: «Очень жаль, что прочла, но и промолчать теперь не в силах». Оказывается, печальный случай прочтения какого-то произведения произошёл с Татьяной Денисовой 2, потому что она доверчиво откликнулась на призыв «одного из активных авторов сайта».  Возникает вопрос, почему Т.Денисова столь опрометчиво последовала призыву? Почему она,  согласно её собственной инициативе,  «прочла и многое из того, что «около» рекламируемой книги»?   Зачем читать то и  о том, что решительно не понравилось?  Зачем следовать рекомендациям «активных авторов»  огромного сайта, а после негодовать  на них?

Авторов, активных и не очень, великое множество.  Человеческой жизни явно не хватит, чтобы даже бегло ознакомиться  со списком рекомендованной ими литературы.  Как говорится, на вкус и цвет товарища нет.  Странным для меня показалось избирать круг собственного чтения человеку разумному, руководствуясь активностью или пассивностью отдельных  членов пользуемого сайта.
 
Активность  населения  литературного  портала  не является показателем   значимости. Обычно люди прислушиваются к советам и рекомендациям тех, кто близок по духу и убеждениям.   
По счастливой (для меня) случайности, я знаю, о ком идёт речь, хотя Т.Денисова 2 хотела бы уберечь читателей от  «невольной и ненужной рекламы». Не люблю интриг и недоговоренностей. Поэтому объясняю неискушённым:  имя «одного из весьма активных авторов» сайта «ПРОЗА.РУ» - Майя Владимировна Уздина.  Это она осмелилась рекомендовать  к прочтению книгу Н.Н.Никулина «Воспоминания о войне».
 
Это она, влюблённая в русскую литературу,  собрала и систематизировала богатейший фактический материал об очень разных авторах. 
Это она опубликовала мемуары о жизни и о работе, о встречах с поэтами и писателями, имена которых вошли в золотой фонд отечественной литературы. 
Это она публикует очерки и статьи, посвящённые  полузабытым деятелям русской эмиграции – неотъемлемой  составляющей истории духа и  мысли  России. 
Это она  - почти  последний из ныне  здравствующих могикан – знала  лично многих  тех, что остаются недостижимым идеалом для большинства пользователей сайта «ПРОЗА.РУ».
 
Майя Владимировна  Уздина  –  просветитель по велению сердца. Её страница  на  «ПРОЗЕ.РУ» уникальна. По сути, это любовно собранная  библиотека, содержащая  малоизвестные сведения о поэтах и писателях двадцатого века. Особого внимания заслуживает  рубрика  «Таланты и поклонница»  -  страницы  об авторах  сайта.  Низкий  поклон  и  великая   благодарность  человеку, беззаветно отдающему все силы  служению  русской литературе!

Но вернёмся к  впечатлениям Татьяны Денисовой 2, что явились поводом  для  написания столь взволнованной  статьи.  Виртуозно избегая называть   имя и фамилию автора, так же как и название  книги,  из-за которой и разгорелся сыр-бор, Т.Денисова 2 делится своими негативными впечатлениями и соображениями,  по ходу  сочиняя психологический портрет  человека, опубликовавшего свои воспоминания: «автор, тяжело больной старик», «несчастный старик: искусствовед, кое-какое имя в этой области, ветеран…».  «Что до самой книги воспоминаний, то сразу же приходит на ум французское выражение «mensonge par omission», что по-русски значит «ложь по умолчанию.»  Из вышеизложенного  следует  вывод: «Совершенно очевидно, что автора воспоминаний вёл не разум, но чувство, причём сильнейшее – жажда мести! Кому? Войне. Вообще войне, как таковой».  Поведав скороговоркой  об «информационной войне», невольным участником которой  (по мнению Т.Денисовой 2)  стал  неразумный ветеран Великой Отечественной войны, об информационных вояках (очень понравилось это экспрессивное выражение, хотя и не знаю пока, к кому конкретно его отнести),  автор  короткой заметки решительно осудила тех, кто ждёт взрыва информационной бомбы. Я так поняла, что взрыв не состоится,  и очень обрадовалась мирному разрешению конфликта.

  Лихо, не правда ли? Суровый приговор оглашён. Кратко, безапелляционно и бездоказательно вынесено решение по делу «больного старика».   Заметка Т.Денисовой 2 напоминает о временах, когда весь советский народ, предводительствуемый  родной партией и правительством, единодушно осуждал инакомыслящих  писателей, поэтов, философов и художников, не имея возможности ознакомиться с их творчеством.   Следуя указаниям властей, клеймил позором, изгонял  из рядов,  призывал к ответу. Хочется надеяться, что времена те прошли и больше не вернутся. Хотя кто знает? История повторяется…
 
Культурный, интеллигентный человек, активный член общества, переводчик с французского и немецкого языков, публикующая прозу, стихи, публицистику в журналах и альманахах в России, в Германии, в Бельгии, член Международного фонда А.С.Пушкина в Брюсселе, -  Татьяна Денисова 2 авторитетно  объявила «ложью по умолчанию» неназванное произведение какого-то неназванного  «несчастного старика», мимоходом рассказала о  возникшей ассоциации чего-то не объявленного с романом «Прокляты и убиты» Виктора Астафьева,  поделилась с ошарашенными читателями ценными  соображением о том, что «психологический аспект становится важнейшим», высказала «некоторые догадки относительно психологической природы творчества писателя» и завершила   стремительный галоп  собственным призывом читать «Светлый облик русского солдата. О поколении 40-х» (автор Кузнецова Любовь Алексеевна).  Логическим завершением краткой заметки должен бы стать   психологический портрет Л.А.Кузнецовой, но к счастью читателей (и думается, самой Кузнецовой) этого не случилось.

 А СЛУЧИЛОСЬ ВОТ ЧТО: проявив недобросовестность и некомпетентность, автор сайта «ПРОЗЫ,РУ» Татьяна Денисова 2 выставила себя в неприглядном виде, оскорбляя достоинство и личность  человека.

                ***

Несколько слов о человеке, написавшем неугодную одному из авторов  «ПРОЗЫ» книгу воспоминаний.

Книга мемуаров «ВОСПОМИНАНИЯ О ВОЙНЕ» Н.Н.НИКУЛИНА опубликована в 2007 году и выдержана в духе жестокой окопной правды.
 
Об авторе «Воспоминаний»  пишет Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа:
«Её автор и герой – знаменитый учёный, историк искусств от Бога»
 
«Тихий и утончённый профессор, выступает как жёсткий и жестокий мемуарист. Никулин Николай Николаевич – герой войны, его имя есть в военных энциклопедиях. Кровью и мужеством он заслужил право рассказать свою правду. Он написал книгу о Войне. Книгу суровую и страшную. Читать её больно. Больно потому, что в ней очень неприятная правда»

«Хранитель прекрасного и знаток высоких ценностей, он особо остро и точно воспринимает ужасы и глупости войны. И рассказывает о них с точки зрения мировой культуры, а не просто как ошалевший боец. Это тот самый случай, когда точный анализ и достоверные описания рождаются из приёмов, больше присущих искусству, чем техническим наукам».

                ***

 
Николай Николаевич Никулин родился 7 апреля 1923 года. В ноябре
1941-го добровольцем ушёл на фронт. Сержант. Четыре лёгких ранения, одна контузия.  С 1949 года работал в Государственном Эрмитаже, преподавал в Институте им. Репина.
Профессор, заведующий кафедрой истории европейского искусства ХУ-Х111  веков, член корреспондент  Российской академии художеств и член Учёного совета Государственного Эрмитажа, Хранитель коллекции нидерландской и немецкой живописи, автор свыше 160-ти статей в российских и иностранных научных журналах, книг, каталогов, учебников и учебных пособий,  - Н.Н.НИКУЛИН в 1975 году написал свои мемуары. Написал потому,

что « в официальных мемуарах отсутствует подлинная атмосфера войны. Мемуаристов почти не интересует, что переживает солдат на самом деле».

«Большинство военных мемуаров восхваляют саму идею войны и тем самым создают предпосылки для новых военных замыслов. Тот же, кто расплачивается за всё, гибнет под пулями, реализуя замыслы генералов, тот, кому война абсолютно не нужна, обычно мемуаров не пишет»

«В целом никто не занимается серьёзно увековечиванием памяти погибших. Жизнь идёт своим чередом, у неё новые проблемы, новые заботы, новые задачи и цели. Откуда же такое равнодушие к памяти отцов? Откуда такая вопиющая чёрствость? И ведь не только под Ленинградом такое положение вещей. Везде – от Мурманской тундры, через леса Карелии, в Новгородской, Калининской областях, под Старой Руссой, Ржевом и далее на юг, вплоть до Чёрного моря, - везде одно и то же. Равнодушие к памяти погибших – результат общего озверения нации. Политические аресты многих лет, лагеря, коллективизация, голод уничтожили не только миллионы людей, но и убили веру в добро, справедливость и милосердие. Жестокость к своему народу на войне, миллионные жертвы, с лёгкостью принесённые на полях сражений,  -  явления того же порядка»

Николай Николаевич Никулин умер 19 марта 2009 года в Санкт-Петербурге.
Светлая память!

Светлана  Лось
Торонто, 2013 год.