Этюды об офисных хомячках

Галина Царькова
1. «СЕРДЦЕ».
В коридоре с хрустом лопнула лампочка, и это почему-то оказалось последней каплей.
- А не поменять ли мне что-что в жизни? - подумал он.
- Не надо! – отозвалась привычка. – Все, вроде, и так неплохо.

Ну да. Не самая плохая работа, бывает хуже. Доход стабильный. Зарплата, как по часам. Счет в банке. Машина (пока в кредит). Отпуск и больничный – все по ТК РФ. Обед в офисе. Мед страховка. Казалось, чего желать?

- Кретин, сумасшедший! Чего тебе не хватает? – кричали родственники. – Далеко не все так живут. Держись за то, что есть, пока есть.
- Послушай! Чего ты мечешься? Работа, вроде, непыльная. Знай себе строчи буквы. Или кури бамбук! Никто ведь ни за чем не следит!
- Чувак! Да тебе везет! У тебя хороший начальник и вменяемый коллектив! Вот знаешь, у меня было….

«Я всего лишь хочу осмысленную деятельность!» - сказало сердце, но его никто не услышал.

2. «ОФИСЫ».
Их мильоны… Стирающих индивидуальность. Требующих стандартизации, послушания и, конечно, игры по правилам. Он до сих пор не научился в нее играть, однако, упорно пробует. Офисы с open space-ом, где каждый час – тихий. Где он тишины можно сойти с ума. Где ряд за рядом сидят, вроде, живые люди и молча стучат по клавишам. Незаметно, так что даже через два года можно не узнать, кто с тобой в одном помещении.

Когда-то он любил размышлять, окидывая взглядом ячеистое пространство, о том, что в каждой клетке кроется живой человек. Яркий. С каким-то хобби. Который чувствует. Вот бы его раскрыть!

Потом перестал любить.
Осталось недоумение: знают ли эти люди, чего высиживают. Или уже это отчасти роботы?

3. «ОНИ НЕ УМЕЮТ ЖИТЬ».
- Пойми! Это бесполезные люди. Мечтатели! Они не умеют жить. Им как пришла фантазия – вроде, пережил, ну и хватит! Надо делать лишь реальные вещи. Фантазии! Куда их? Получай удовольствие от реального! Взять, к примеру, кабриолет, покататься по серпантину – плохо?
- Хорошо.
- И?
- Я не знаю. Как тебе объяснить… Я ведь не против кабриолета… Мне б даже его хотелось. Но он не является самоцелью. Я его не хочу достаточно. Не чувствую, что хочу. Вот смотри!
Я вижу этот кабриолет. Он красный. И серпантин вижу. И голубое небо. А внизу море. Но… это просто реклама, что ли…Я ничего не чувствую. А за пять минут музыки я проживаю будто несколько жизней. Разных людей. В разных странах. Они ведь все время разные, картинки, которые в голове. А ноты… Они проходят сквозь меня сверху вниз. Останавливаются в животе. Покалывают ладони и щеки. Я чувствую их внутри. Я ловлю момент. Ощущаю. И снова переключаюсь в образы. И эти ощущения мне ценнее любого кабриолета.
- Я и говорю. Классика! Ты не умеешь делать!
- Но зато я умею чувствовать! Разве же это мало?
- Это сейчас никому не нужно…

4. «ОКНО».
Одним из преимуществ его рабочего места является, конечно, окно. Когда становится совсем тошно, он берет паузу, смотрит вдаль. Каждый день. Где-то там за домами прячется Воронцовский Парк. Кажется, все тот же пейзаж. Всегда. Но вот сегодня особенно заметно, как плывут тучи, будто их выдувает кто (может, фабрика рядом по производству туч?)

Так и чудится, что вот-вот кто-нибудь нажмет кнопку «Play»,и с деревьев начнут осыпаться листья. А после снег упадет на крыши. И настанут 90 дней белого. Будто бы этот кто-то в ускоренном темпе мотает пленку…. В том числе ЕГО жизни.

И он чувствует, что все меньше осталось времени. Его как будто бы подгоняет: «Давай, найди!». Делать. Делать. А вот что делать? Где оно, то «свое»? Нет ответа.

И тогда он просто включает музыку.
Мир раскрашивается.

5. «СТЫДНО!».
С другой стороны, у каждого человека свой путь. Кого-то манят звезды «Газпрома»…Некстати вспомнил, как собеседовал одну девочку.
- Чего ты хочешь?
- Хочу быть CEO.
И это одна из целей десятилетней давности. Он тогда еще улыбнулся. Вот парадоксы: в девятнадцать прекрасно знаешь, кем хочешь быть, а в тридцать не имеешь ни малейшего представления. Стыдно!

6. «ПСИХ».
Неопределившийся. Монотонный. Ежедневно садящийся в безличное кресло в офисе посреди ряда таких же безличных кресел. Имитирующий такую же безличную (а порой и иллюзорную) деятельность, которая, по большому счету, особо никому не нужна.

Тот самый, занимающий чье-то место. Конечно, в жизни. Странно, он никогда не думал, что может занимать чье-то место в пространстве офиса, ибо их, офисов, вполне себе хватает на всех.

Тот самый клерк, у которого даже яичница пригорает. Тот самый, которому не так давно поставили ОКР*. Псих, короче.

На самом деле, врачи ошиблись. У него, конечно же. СПИД. Он знал это еще со школы, когда только-только прочитал статью в научно-популярном журнале. Или рак. Не зря ведь его бабушка умерла от рака.

«Иди работай! - отвечал мозг. - Ты ведь всего лишь хочешь, чтобы тебя жалели!»
_______________
* Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) (от лат. Obsessio — «осада», «охватывание», англ. Obsession — «одержимость идеей» и лат. Сompello — «принуждаю», англ. Compulsion — «принуждение»), невроз навязчивых состояний — психическое расстройство. Может иметь хронический, прогрессирующий или эпизодический характер. Обсессивно-компульсивное расстройство характеризуется развитием навязчивых мыслей, воспоминаний, движений и действий, а также разнообразными патологическими страхами (фобиями).