Вот такой вот киноляп!

Константин Семынин
     В эпоху развитого социализма, - когда кино было не только важнейшим, но и любимейшим из искусств, - шефские выездные концерты актёров и режиссёров с эпохальными  киношедеврами в какую-нибудь Тьмутаракань не были какой-то большой редкостью. Очевидцы рассказывают, что на одном из таких мероприятий, по внедрению культуры в сельские массы, юный отрок пионерского возраста довёл своими вопросами-расспросами маститого кинорежиссёра чуть ли не до инфаркта: «Откуда  в городе времён гражданской войны, за который сражаются красноармейцы с белой гвардией, на крышах домов стоят телевизионные антенны?.. А почему командир отряда врывается в бой на чёрном коне, а по его завершению гарцует уже на белой лошади?.. Как барон Врангель может разговаривать по телефону, когда у последнего отсутствует провод?..»

     Увы, но от ошибок и нелепостей в кадре, в силу великого множества причин, не может быть застрахован ни Стивен Спилберг, ни Никита Михалков! Показательно, что в силу монополизации мирового кинорынка, наши американские друзья и партнёры (кажется, теперь принято говорить именно так) невольно стали заложниками собственной доктрины - быть всегда и везде впереди планеты всей! Уже не знаю, как там, в области балета и ракетостроения, но по киноляпам заокеанская кинопромышленность, точно, оставила далеко позади не только «Мосфильм», но и студию имени Александра Довженко! Причём, некоторые из этих проколов не только стали эдакой притчей во языцах, но и вошли во многие учебники по киноискусству! Один самых известнейших киноляпов, увековеченных не только на плёнке, но и на бумаге в умной книге, случился на съёмках исторического эпоса режиссёра Джозефа Манкевича «КЛЕОПАТРА» (1963). В кадре у статиста, играющего роль древнеегипетского стражника, на левом запястье отчётливо бликуют наручные часы, причём отнюдь не солнечные! История умалчивает о том кого и как наказали за такую трактовку ускоренного развития научно-технического прогресса на берегах древнего Нила, но неоспоримым фактом является то, что подобных казусов, со времён изобретения «движущихся картинок» братьями Люмьер, накопилось огромное множество! И как бы тщательно киношники ни подходили к работе над очередным фильмом, как бы внимательно ни отслеживали все неточности и промашки, нет-нет да выплывет в кадре какая-нибудь сюжетная нестыковка. Вот и приходится нам, время от времени лицезреть лихих героев, выпускающих по десять пуль из шестизарядного «кольта», или милых героинь, умудряющихся в кадре незаметно «поменять» на своей голове изящную шляпку на кепку имени Лужкова…

     Но всё это меркнет по сравнению с тем, что наснимали наши американские коллеги в своём фильме «КАПИТАН АПАЧ» (реж. Александр Зингер, 1971). Довольно рядовой вестерн навсегда обессмертил своё название нелепым до смеха эпизодом, когда помощник шерифа городка Парадайз, выйдя из помещения на главную улицу, был застрелен двумя выстрелами неизвестным злоумышленником. «Ну и что здесь такого?!» - резонно удивится нетерпеливый читатель. А дело в том, что когда «смертельно раненый» герой заваливается обратно в дом, в его груди живописно красуется, невесть откуда взявшийся… воткнутый нож!

     Правда, есть чем «гордиться» и у нас! Так режиссёр Эдмонд Кеосаян в знаменитых «НЕУЛОВИМЫХ МСТИТЕЛЯХ» (1966) и без того потешного героя Савелия Крамарова (помните: «А вдоль дороги мёртвые с косами стоят!.. И тишина!») выставил полным идиотом! А иначе просто не поддаётся никакому объяснению тонкий режиссёрских ход, когда обнаружив исчезновение арестованного Даньки, охранник-Крамаров поднимает тревогу, а в следующем кадре, испугавшись взрыва в огороде, уже выбегает из бани, где успел не только оголиться, но и добросовестно намылиться!

     Сложно понять логику и создателей нетленного многосерийного телефильма «Большая перемена» (реж. Алексей Коренев, 1973), где Ганжа, в исполнении блистательного Александра Збруева, демонстрирует зрителям повязку на травмированной руке, которая самым непостижимым образом по ходу действия ленты «переползает» с правой ладони на левую и обратно.

     Но если изобретением «самоходной» повязкой наши киношники  несколько позабавили телезрителей, среди которых, конечно, было немало медицинских работников, то Джеймс Кэмерон, отец-создатель, затонувшего под грузом 11 «Оскаров» «Титаника», в 1991 году просто потряс работников самой гуманной из профессий своим эпохальным открытием в области анатомии человека, достойным Нобелевской премии! Помните, в фильме «ТЕРМИНАТОР-2. СУДНЫЙ ДЕНЬ» во время побега из психиатрической клиники Сара Коннор, сломав руку главврачу, говорит ему, что, мол, не стоит так из-за всего этого переживать, ведь это всего лишь одна из 215 костей в теле человека! Очевидно, что в колледже Сара с Кэмероном (кстати, одним и из авторов сценария фильма) были двоечниками-второгодниками, ибо из всего немногого, что мне глубоко запало в память из курса анатомии среднего школы, так это цифра, что в организме здорового (без патологий) взрослого человека  всего 206 костей!

     Ну, да ладно, - десятком костей больше, десятком - меньше, - для фантастического фильма анатомическое строение человека, отнюдь, не самое главное! Другое дело, когда кино претендует на историческую правду, где, для достоверной передачи эпохи и быта, важны мельчайшие детали! Скажем, всеми обожаемый телевизионный фильм о злоключениях советского разведчика Штирлица в тылу врага «СЕМНАДЦАТЬ МГНОВЕНИЙ ВЕСНЫ» (реж. Татьяна Лиознова, 1973). Если отталкиваться от первоисточника писателя Юлиана Семёнова, то всё даже очень по тексту, но… Мастер политического детектива усадил нашего героя  за руль автомобиля марки «хорьх» ВКР-821, однако в жизни такая оплошность могла запросто погубить суперагента! Описываемая в романе модель автомобиля Штирлица была в Германии правительственным «членовозом», вроде нашей «чайки»! Понятно, что скромный штандартенфюрер (читай – полковник войск СС) ездить на таком роскошном авто никак не мог. Кстати, не могло быть на машине у Штирлица и трёхбуквенного номера, так как в третьем Рейхе они были однобуквенными. Правда, что-то уберегло создателей фильма от «автомобильного» заблуждения Юлиана Семёнова (хотя, скорее – просто не нашлось такого роскошного авто в гараже киностудии). Но даже усадив героя Вячеслава Тихонова за баранку «мерседеса-седан», не получилось золотой середины! Этот железный конь, для настоящего «арийского» штандартенфюрера, оказался бы через чур простенькой моделью! Хоть убейте, но что-то я не припомню такого случая, что бы наши советско-российские полковники нарушали тишину городов передвижением на шестисотых «запорожцах».

     Кстати, по воле автора, действие «МГНОВЕНИЙ…», разворачивается в стенах здания РСХА в апреле 1945 года. Однако любой историк Великой Отечественной войны поразит вас неоспоримым фактом, что это немецко-фашистское учреждение сгорело при бомбёжке за полтора месяца до описываемых в романе событий. Подобный киноляп, с несоответствием реальной календарной даты и событиями, разворачивающимися в это время на экране, случился и в оскароносном фильме Роберта Земекиса «ФОРРЕСТ ГАМП» (1994), где герой произносил на могиле Дженни фразу: «Ты умерла в субботу». Хотя на надгробном камне зрителям показали высеченную дату «22 марта 1982 года», а это - загляните в старый календарь – был понедельник!
               
     Если же продолжить военную тематику, есть смысл вспомнить такие известные киноленты, как «ОСВОБОЖДЕНИЕ», «БЛОКАДА», «БИТВА ЗА МОСКВУ» и многие другие, где режиссёрам-постановщикам приходилось привлекать в кадр большое количество бронированной техники времён Великой Отечественной войны. Даже тогда все киностудии Советского Союза – что уж говорить о дне сегодняшнем – не обладали большими запасами таковой! Если что-то и было, то в единичных экземплярах. Поэтому сейчас только остаётся вздыхать, когда наблюдаешь  на экране грозные танки Т-34/85, появившиеся на вооружении советской армии в декабре 1943 года, и тяжёлые ИС-2 образца 1944 года в фильмах о первых днях войны и битве на Курской дуге. Не менее «впечатляют» и кадры, когда зенитные установки послевоенного образца ведут огонь по современным спортивным самолётам с намалёванными на них чёрными крестами.

     Понятно, что передача достоверности происходящего важна не только в кинолентах о войне, но и на любую другую историческую тематику. Поэтому, признаюсь, я был немало озадачен, когда в любимом с детства телефильме «МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ» (реж. Станислав Говорухин, 1979), действие которого разворачивается в первые послевоенные годы, увидел вагоны пригородной электрички и железнодорожные рефрижераторы, «заскочившие» на станцию Лосиноостровскую из конца 1970-х. Но настоящим бичом этого, бесспорно, талантливейшего фильма стал современный автотранспорт! «Волги», «УАЗики», «ГАЗы» и другая, вполне современная, автомобильная техника на протяжении всех пяти серий мозолит глаза зрителей в детективной саге о буднях послевоенного МУРа.

     Реалии же нынешнего времени совсем не радуют глаз! Обещанное нам с высоких трибун возрождение ВЕЛИКОГО российского кинематографа безбожно затягивается! Фильмов сейчас снимается значительно меньше, чем за аналогичные сроки в Советском Союзе. Казалось бы, что количество, несомненно, должно перерасти в качество. Но не тут-то было!.. Данный факт не стал стимулом для того, чтобы подобные досадные огрехи кинопроизводства ушли в прошлое. Жёсткие темпы съёмок, ограниченное финансирование, запись «сериального» звука в естественных условиях «приучают» зрителей «не замечать», попадающие в кадр, подвесные микрофоны, дикторские «петлички» на лацканах одежды актёров и устройства для скрытого надиктовывания текста в ушах нынешних «кинозвёзд». Ожидая новую серию полюбившейся «мыльной оперы», мы уже привычно прощаем её создателям шатающиеся от неловких движений героев незакреплённые стены декораций и плохую, совсем не по Станиславскому, игру актёров! Поэтому приходится грустно констатировать, что если и дальше всё продолжится в таком же духе, то у нас есть все шансы  на то, что бы в самое ближайшее время не только обогнать, но и перегнать Америку в сомнительном первенстве за наибольшее количество проколов в кадре на метр художественной ценности киноленты.