Тема 4. 3. Философия эпохи Возрождения

Юрий Шпилькин
 Ренессанс - совокупность философских учений, выдвинутых в период XV-XVI вв. Начало и конец философии эпохи Возрождения можно обозначить двумя фигурами - Петраркой и Кампанеллой. Огромное влияние на развитие философии Возрождения оказала античная культура. Философия эпохи Возрождения является возрождением античной культуры, «погребенной», «умерщвленной» эпохой средневековья. Вместо Аристотеля, символизирующего схоластическую философию, искаженного в средние века, на первый план для мыслителей выходит творчество Платона.
4.3.1. Философия гуманизма. Первыми проводниками гуманистических идей стали Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла, Джованни Бокаччо. Наиболее разностороннее развитие философия Возрождения получила в творчестве таких гуманистов как  Николай Кузанский,  Пико делла Мирандола, Леонардо да Винчи, Джордано Бруно, Галилей, Макиавелли,  Томас Мор, Кампанелла, Шекспир,  Эразм Роттердамский и другие.
Данте Алигьери (1265 — 14.9.1321). Этот выдающийся мыслитель и поэт в своем бессмертном произведении «Божественная комедия» сделал человека центральной фигурой повествования.
Валла Лоренцо  (1407-1.8.1457) известен своим сочинением «Об истинном и ложном благе». Работа представлена в форме диалога и состоит из трех книг. В центре работы - дискуссия о высшем благе между стоиком, эпикурейцем и христианином. Полемика происходит не столько со стоиками, сколько с христианами. В самом облике стоика можно найти черты средневекового монаха. В средние века взгляды Эпикура были признаны безбожными, а этика, проповедующая наслаждения, считалась безнравственной, но сочинение Л.Валлы - аргументированная апология этических воззрений Эпикура. Для него сама природа сделала доступными для себя наслаждения и одновременно сформировала душу, склонную к ним. Под удовольствием понимается «радость в душе от сладостного волнения и удовольствие в теле». Высокая нравственность есть благо, смысл которого заключается в добродетелях и которое желанно ради него самого, а не ради чего-то другого. Структура удовольствий выглядит у Валлы следующим образом: 1) блага внешних вещей,  2) блага тела,  3) душевные блага.
Натурфилософия Возрождения. Наибольшим достижением эпохи считается появление антропологизма, человек рассматривается как венец творения природы, как творец мира культуры.

4.3.2. Натурфилософия Возрождения.
КУЗАНСКИЙ Николай (1401 – 11.08.1464) учился в Гейдельбергском, Падуанском и Кельнском университетах,  доктор канонического права, кардинал, епископ.  Занимался математикой, астрономией, предложил реформу календаря, первым составил карту Центральной и Восточной Европы, автор многочисленных сочинений, среди которых «Об ученом незнании», В трактате «Об ученом незнании» (1440) содержатся основные идеи его учения: идея взаимосвязи всех природных явлений, идея совпадения противоположностей, учение о бесконечности Вселенной и о человеке как микрокосме. Парадоксальность заголовка трактата - об «ученом незнании» не банальном незнании, а неведении особого рода, на фоне которого иное знание - просто мнение, а то и заблуждение. Вся система Кузанского держится на допущении понятия бесконечности, на диалектике максимума и минимума: «Все это для тебя проясниться, если представишь максимум и минимум в количественном определении. Максимальное количество максимально велико, минимальное количество максимально мало; освободи теперь максимум и минимум от количества, вынесли мысленно за скобки «велико» и «мало», и ясно увидишь совпадение максимума и минимума: максимум превосходит все и минимум тоже превосходит все». Противоположности свойственны только вещам, допускающим превышающее и превышаемое; абсолютному максимуму они никак не присущи, он выше всякого противоположения.

БРУНО Джордано (Филиппо)  (1548 - 17.2.1600), монах-доминиканец.  В 1584 г. выступил в Оксфордском университете с изложением и защитой взглядов Пифагора, Парменида и Анаксагора, опровергая с их помощью космологию Аристотеля. В итоге оксфордские схоласты добились отстранения Бруно от чтения лекций. 1586 г. После диспута по физике Аристотеля в Сорбонском университете, длившегося три дня, Бруно спешно покинул Париж ввиду начавшейся травли. Развивая идеи Николая Кузанского и гелиоцентрическую космологию Коперника, Бруно отстаивал концепцию о бесконечности Вселенной и бесчисленного множества миров. Сторонник гилозоизма Бруно отожествлял бога и мир, считал, что природа является «богом  в  вещах». Он  пошел  дальше Коперника,  высказывая идеи  о бесконечности природы. Развивая гелиоцентрическую теорию Коперника в работе  «О бесконечном  множестве  миров  Вселенной  и  мирах»  Бруно высказал идеи о бесконечном множестве миров Вселенной. Основной целью философии, считал он, является познание не сверх природного Бога, а природы. В 1592 г. Бруно возвратился в Италию. Несколько месяцев он прожил в Венеции и Падуе, но 22 мая 1592 г. был схвачен инквизицией в Венеции и в январе 1593 г. отправлен в Рим, где после семилетнего тюремного заключения и тщетных попыток склонить его к отречению от своих учений, 17 февраля 1600 г., был сожжен как еретик и нарушитель монашеского обета.

РЕФОРМАЦИЯ. Значительное влияние на «переоценку ценностей» в эпоху Возрождения оказала Реформация (от лат. преобразование). Это общественное движение, направленное против католической церкви, возникло в Западной и Центральной Европе в 16 в. Начало Реформации положило выступление в 1517 г. в Германии Мартина Лютера против торговли  индульгенциями. Доктор богословия Мартин Лютер выдвинул 95 тезисов против индульгенций. Он предлагал упрощенный вариант церковной жизни, который фактически подрывал основные установления католической церкви с ее иерархией духовенства. Отвергались католическое Священное предание и ведение службы на латинском языке, притязания папы на безгрешность, отрицались права церкви на землю, продажа индульгенций, необходимость соблюдения целибата (обета безбрачия). Реформация положила начало протестантизму. Это направление христианства объединило множество самостоятельных течений, церквей и сект как лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты и другие. Для протестантизма характерны отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества, целибата; в протестантизме нет культа Богородицы, святых, ангелов, икон, а число таинств было сведено к двум: крещению и причащению.

4.3.3. Политическая философия эпохи Возрождения. В отличие от религиозной идеологии Реформации главное внимание уделяла проблем народного суверенитета и управления государством, учения о «разумной власти»,  приемам политической борьбы. Эти проблемы получили развитие в трудах флорентийского политического деятеля Н. Макиавелли.
МАКИАВЕЛЛИ Николо (3.05.1469 – 21.06.1527) одним из первых в эпоху Возрождения отверг теократическую концепцию государства. Основное внимание в своих трактатах уделяет проблемам личности, народа, наций, открыто провозглашает демократические и республиканские идеи, считает, что движущей силой является политическая борьба. В основании исходной позиции Макиавелли лежат следующие положения: человек изначально обладает злой природой; движущими мотивами поступков человека является эгоизм и стремление к личной выгоде; совместная жизнь людей невозможна, если каждый будет руководствоваться только своими эгоистическими интересами. В трактате «Государь» обосновывает способы создания сильного светского государства как особой организации для обуздания низменной натуры людей, их эгоизма. В условиях, когда в народе не развиты гражданские добродетели, то для достижения политических целей все средства дозволены. Как человек правитель должен быть нравственным, но во имя общего блага может поступиться своими нравственными принципами. Но правитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей. Макиавелли признает, что существует практика злодейства, которое он не оправдывает как таковое. Тем не менее, в политический словарь вошло понятие «макиавеллизм» для определения политики, пренебрегающей нормами морали.
Практика зародившегося капитализма всеобщего благоденствия  и счастья не принесла. Поэтому вновь стали популярными проекты идеального государства, где были бы разрешены все социальные противоречия и установлено торжество социальной справедливости. Наибольший вклад в разработку социальных утопий внесли Томас Мор и Томмазо Кампанелла.

4.3.4. Социальная философия Возрождения
МОР Томас (7.02.1478 – 6.07.1535). Сделал блестящую политическую карьеру, в 1529-1532 годах был канцлером Англии. Однако, будучи преданным католиком, Томас Мор отказался дать присягу королю как «верховному главе» англиканской церкви, был обвинен в государственной измене и казнен,  в 1935 г. католической церковью был канонизирован – причислен к лику святых. Наибольшую славу Мору принесла его политическая фантазия под названием «Утопия» (место, которого нигде нет), очевидно, написанная под влиянием платоновского «Государства» и бесед с Эразмом Роттердамским. Как и Платон, Мор выступает против частной собственности, считая, что она развращает людей и отделяет друг от друга. В его государстве социальная жизнь строго регламентирована. Трудятся все по 6 часов, ложатся спать в 8 часов вечера, а встают в 4 часа утра. Одежду носят одинаковую, жилища построены по одному образцу. Глава государства избирается пожизненно из числа ученых. Образ жизни свободен от фанатизма и аскетизма.
Более 450 лет существует понятие «утопия» и неоднократно предпринималась попытка определить сущность самого феномена утопии. Обыденная жизнь людей порождала у них желание вырваться из «мерзостей» жизни, прорваться в иной «пласт» бытия. По-разному можно относиться к советскому периоду. Для одних это было тоталитарное, «закрытое общество», а для других – невиданный всплеск культуры, науки и образования, для третьих – социальный эксперимент западного образца, который и должен был завершиться так как это произошло, но немецкий философ Карл Мангейм в книге «Идеология и утопия» предупреждал, что «Утопии сегодняшнего дня могут стать действительностью завтрашнего дня» .    
КАМПАНЕЛЛА Томмазо (5.09.1568 – 21.05.1639). Монах доминиканского ордена Кампанелла за участие в подготовке восстания против испанского владычества был схвачен, подвергся мучительным пыткам и осужден на пожизненное заключение. В тюрьмах он провел 27 лет, где написал десятки сочинений по философии, богословию, астрологии, астрономии, медицине, физике, математике, политике, в числе которых утопия «Город Солнца». В философии Кампанелла отстаивал необходимость опытного познания и развивал учение о «двойном» откровении. Не приняв учения о бесконечности Вселенной, разделял мнение Джордано Бруно о множестве миров. В произведении «Город Солнца» создал утопическую модель человеческого сообщества, где отсутствуют частная собственность и семья, обязателен производительный труд продолжительностью 4 часа и равное распределение. Труд совмещается с одновременным обучением. Большое значение придавал развитию науки, просвещению и трудовому воспитанию. Умер в Париже.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СРСП И СЕМИНАРУ 
 
Тематический словник:  апологетика, патристика, схоластика, теоцентризм, служанка богословия, эманация, креационизм, универсалии, реализм, номинализм, концептуализм, бритва Оккама, экзегетика, томизм, аверроизм, суфизм, тарикат, фальсафа; Ренессанс, гуманизм, антропоцентризм, пантеизм, гилозоизм.
Философские тексты к теме «Философия средневековья и Возрождения»
Августин Исповедь, О граде Божьем,  Фома Аквинский Сумма теологии, Аль Фараби О взглядах жителей добродетельного города,  Ибн Сина О разумной душе, Ибн Рушд Рассуждение о связи между философией и религией, Ясави Диван и Хикмет; Николай Кузанский. Об ученом незнании // Антология мировой философии. Возрождение. М., 2001. Макиавелли Государь // Антология мировой философии. Возрождение. М., 2001. Томас Мор Утопия. // Антология мировой философии. Возрождение. М., 2001. Джордано Бруно. О бесконечности, Вселенной  и мирах // Антология мировой философии. Возрождение. М., 2001.Томмазо Кампанелла Город солнца // Антология мировой философии. Возрождение. М., 2001 или Хрестоматия по истории философии. Сост. Шпилькин Ю.И. Шымкент. 2006.