Проповедь Сергея Бехтеева

Владимир Невярович
 
Наделенный редким поэтическим даром провидения, русский национальный поэт Сергей Бехтеев(1879-1954) остро чувствовал свою миссию поэта-проповедника, обличителя и даже пророка (вспомним по аналогии пушкинского «Пророка», дабы понять состояние души поэта, осознавшего своё Высокое предназначение). Но пронзительно яркое слово поэта-изгнанника, к сожалению, не было услышано не только в России (причины здесь, думаю, понятны), но и его современниками за рубежом. Голос поэта-патриота был поистине гласом «вопиющего в пустыни». Не способствовали распространению его стихов и скудные тиражи его поэтических сборников, да и имя Бехтеева в России перед эмиграцией не было на слуху (что там, всего один сборник стихов молодого выпускника Царского Лицея!). Поэт тяжело переживал эту трагедию, но всю оставшуюся жизнь в изгнании (имею ввиду жизнь сокровенную, куда направлял все лучшие силы своей души, а не внешнюю, дабы обеспечить себя пропитанием -С.Б. работал простым грузчиком в французской фармацевтической фирме) посвятил своим песням скорби и слёз, Святой Руси, России Державной, Белой, Царской. Нам не ведомо, состоял ли Бехтеев в последний французский период своей эмигрантской жизни (1929-1954 гг) в каких-либо политических организациях. Известно только о его беззаветном церковном служении(16 лет ктиторства в Православной ниццкой Церкви), о тесной связи поэта с афонскими иноками, которых он называл своими ближайшими сотрудниками и которым посвящал неоднократно стихи; о его активном участии в сборе средств для установления Креста-памятника, посвященного Царской Семье в Александро-Невском Соборе Парижа...
Очень наглядным примером, раскрывающим мучительные раздумья поэта, чувства его неудовлетворенности и порою почти фатальной безысходности, может служить стихотворение Сергея Бехтеева «Проповедь» (Страшный сон), в котором поэт отождествляет себя со старым священником, тщетно пытающимся донести свои слова до людей, души которых наглухо закрыты и неспособны к восприятию живых и вещих глаголов …
ПРОПОВЕДЬ
Страшный сон
Из Царских Врат, как старый иерей,
Служитель Бога и слуга Царей,
Любовью к родине и к правде окрылен,
Я вышел в трепете для слова на амвон...
Уста отверзлись... Голос зазвучал...
Я говорил... я плакал... я взывал...
Я умолял собравшихся людей
Покаяться... смириться... стать добрей...
Не мстить врагам... с собой не враждовать...
И злом на зло другим не отвечать...
Я звал к любви... к забвенью всех обид;
Будил заснувший непробудно стыд,
Молил вложить в ножны кровавый меч,
Покинуть путь междоусобных сеч
И, кончив нехристей кровавый произвол,
Молить Царя вернуться на престол...
Я говорил... я плакал... я взывал,
Но злобный великан передо мной молчал,
И понял я в тревоге наконец,
Что не найти мне слов для каменных сердец.
Что голос истины толпою позабыт,
Что дьявол победил, что в душах он царит
И не вернут мои молящие уста
Родной народ, отпавший от Христа....
И, голову склонив и отступив назад,
Закрыл я двери древних Царских Врат...
Ницца. 1948 год

Трагедия русского поэта.Какая обыденная фраза по отношению к нашим лучшим национальным поэтам.  Во все времена и эпохи... Русские гусляры, барды, певцы скорби и печали... И какие яркие слова поэта-изгнанника, коими и завершу свое краткое беглое повествование:
"На песни мои вам оков не надеть:
Я буду и мёртвый восторженно петь
О Боге, Царе и свободе!"
Сергей Бехтеев
На фото изображен фрагмент Царских врат домового храма в Ницце.
Царские врата и иконостас С.Бехтеев изготовил своими руками и на собственные средства...