Тема 4. Философия средневековья и Возрождения

Юрий Шпилькин
4.1. Западноевропейская средневековая философия.  По словам средневекового теолога Петра Дамиани – «философия есть - служанка теологии». Как же случилось, что философия, бывшая в период язычества, матерью всех наук перешла в положение «служанки»? Христианство возникло в 1 в. в Палестине (от древнеевр. пелиштим — филистимляне), которая в то время представляла собой объединение из нескольких вассальных государственных образований, самыми крупными из которых были Галилея, Самария и Иудея. Во главе этих государств стояли,  назначенные римлянами царьки, но управляли по существу римские наместники -  прокураторы. В Иудеи во времена Иисуса  прокуратором был Понтий Пилат. Господствующей религией был иудаизм. Однако иудаизм как монотеистическая религия по сути своей являлся  религией одного «богоизбранного» народа – евреев, о чем неоднократно подчеркивается в Ветхом завете. Но и евреи по отношению к себе не обнаруживали последовательного покровительства со стороны бога Яхве.  Поэтому все  более популярной  становилась тема мессианизма. В Мессии (Помазанник, посланник Божий) народная фантазия видела ниспосланного Богом на землю спасителя, который должен установить свое царство. Ветхозаветные пророки неоднократно возвещали о возможности прихода посланника Божьего. И, время от времени, мессии появлялись или как пророки, или как предводители народных движений и, чаще всего, они принадлежали к одной из трех иудейских сект: фарисеев, саддукеев, ессеев. Не случайно Иеремия, а затем Иисус Христос и его апостолы с такой настойчивостью изобличали и лжепророков, и книжников, и фарисеев. Иудейское сектантство имело глубокие социальные корни в связи с распадом единого еврейского государства и возникшими противоречиями между жреческо-аристократической верхушкой (саддукеи и фарисеи) с одной стороны и народными низами (ессеи) с другой.
В период утверждения каждой новой религии или социально-политического учения возникает оппозиционное, нередко альтернативное мировоззрение. В период раннего христианства таковыми были гностицизм, манихейство и зороастризм. Гностицизм (от греч. знающий) –  религиозное дуалистическое учение поздней античности (1-5 вв.) воспринявшие некоторые моменты христианского вероучения (т.н. иудохристианский гностицизм), греческой философии и восточных религий. Гностицизм строго эзотеричен; притязал на «истинное» знание о боге и конечных тайнах мироздания. С гностицизмом связано возникновение манихейства. Манихейство - религиозное учение, основано в 3 в. Мани, который, по преданию, проповедовал в Персии, Ср. Азии, Индии. В основе манихейства — дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как изначальных и равноправных принципов бытия. Распространилось в 1-м тыс. н. э. от Китая до Испании, подвергаясь гонениям со стороны зороастризма, римского язычества, христианства, ислама и др., в 8 в. — господствующая религия в Уйгурском царстве. Оказало влияние на средневековые дуалистические ереси. Зороастризм - религия, распространенная в древности и раннем средневековье в Средней Азии, Иране, Афганистане, Азербайджане и ряде стран Ближнего и Ср. Востока, сохранилась у парсов в Индии и гебров в Иране. Название по имени пророка Зороастра (иран. Заратуштра). Священный канон — «Авеста». Основные принципы зороастризма: противопоставление двух «вечных начал» — добра и зла, борьба между которыми составляет содержание мирового процесса; вера в конечную победу добра, олицетворяемого в образе верховного божества Ахурамазды. Главную роль в ритуале зороастризма играет огонь.
В истории средневековой философии выделяют различные периоды: апологетика; патристика (II-VI вв.); философствование на основе Библии (VII-X вв.); схоластика (XI-XIV вв.). В каждом их этих периодов различают рационалистическую и мистическую линии. Философия развивалась не только в светских школах (с XI в.), а затем в университетах (с ХIII в.), но, прежде всего в монастырях, религиозных орденах, среди которых наиболее известными стали францисканцы (Бонавентура, Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам) и доминиканец Фома Аквинский.

Апологетика - собирательное название раннехристианских писателей, главным образом 2-3 вв., защищавших принципы христианства от критики нехристианских философов. Среди апологетов — Ориген, Тертуллиан.
Патристика. Патристика средневековой философии представляет собой философские учения «отцов церкви». Отцы церкви – традиционное название деятелей христианской церкви 2-8 вв., создавших ее догматику и организацию. Патристика подразделяется на раннюю, доникейскую (II-IV вв.) и посленикейскую (IV-VI вв.), греко-византийскую (Ориген, Григорий Нисский, Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин и др.) и латинскую (Августин, Боэций и др.).  Наиболее известными представителями  патристики являются Августин Блаженный и Боэций.

4.2.Христианская патристика и схоластика
         АВГУСТИН (Аврелий) Блаженный (13.11.354 г. - 28.8.430 г.) Родился Аврелий в Северной Африке в семье римского чиновника. Учился риторике у скептиков, затем был приверженцем манихейства, испытал влияние матери-христианки, но долгое время сохранял религиозную неопределенность. В автобиографическом произведении «Исповедь» Августин рассказывает о своем нелегком пути к христианству через манихейство и скептицизм  . Это, пожалуй, было, первое произведение мировой литературы, столь глубоко отражающее проблемы самоанализа и противоречивости становления личности. Позже подобные попытки духовного самоанализа будут предприняты Руссо  и Львом Толстым. В «Исповеди» Августин показал динамику религиозной личности через преодоление сомнений и нравственных потрясений.  А в трактате  «О граде Божием» Августин впервые пытается показать динамику  истории человечества на основе религиозных писаний. В своих сочинениях Августин использовал идеи античных философов, особенно Платона. В средние века философии пришлось отстаивать право на свое существование в решении проблемы соотношении веры и разума. В своем учении о Боге как абсолюте бытия Августин ориентировался на неоплатоников. Центральным принципом  онтологии Августина является креационизм - основный на христианском догмате о сотворении мира Богом  ни из чего. Время, с точки зрения Августина, – это только настоящее. В  гносеологии обосновал принцип  откровения. В отличие от античных мыслителей, которые считали, что Бог находится во всем, растворен в природе, Августин утверждал, что Бог имеет трансцендентный характер, т.е. стоит над природой, выходит в сферу потустороннего мира. Природу и человека он рассматривал как творение Бога.

Августин является родоначальником христианской философии истории. Августин предпринял одну из первых  периодизаций  истории человечества. В основу этой периодизации     Августин  положил события, описанные в «Библии». Первые пять периодов связаны с библейскими сюжетами, а шестой, считает Августин, начался с первым пришествием Иисуса Христа. Закончится этот период страшным судом.
Отцы церкви были вынуждены отстаивать и формулировать догматы христианства в полемической борьбе с такими выдающимися ересиархами как Арий и Несторий.

 Арий (умер 336 г.) пресвитер (глава общины) из Александрии в период между 315 -320 гг. на одном из богослужений заявил о том, что если Христос рожден Отцом и как творение Бога-отца имеет начало т.е. не вечен и как существо, ниже его стоящее, то Сын не подобен Отцу. За такую трактовку Арий был отлучен от церкви. В утверждении этого христианского догмата особую роль сыграл Никейский собор 325 г.,  заложивший основы христианства как господствующей государственной религии. На Никейском соборе был впервые составлен символ веры, обязательный для всех христиан – догмат пресвятой Троицы и единосущность трех Божественных Лиц: «Иисус Христос, единородный Сын божий, сошел с неба для нашего спасения, воплотился, вочеловечился и пострадал, был погребен и воскрес в третий день». Частные вопросы этого догмата Никейский собор не счел нужным поднимать. А они возникали, неясность в вероопределении явилась причиной еще большего всплеска арианства. И даже смерть Ария в 336 г. не смогла остановить распространение его учения — арианства. Арианство долго сосуществовало с ортодоксальным христианством.
Несторий (ум. ок. 440 г.) –  патриарх Константинопольский во время одного из богослужений заявил, что «не нужно более называть Марию Матерью Божией, Богородицей; она мать только человека, человекородица». Несторий в своем учении утверждал: «Говорить, что Слово Божие, второе лицо Пресвятой Троицы, имело мать, не значит  ли это оправдывать безумие язычников, которые дают матерей своим богам? От плоти может родиться только плоть, и Бог, как чистый Дух, не мог быть рожден женщиной; создание не могло родить Создателя… Нет, Мария не родила Бога, совершившего наше искупление… Мария родила только человека, в котором воплотилось Слово, она родила человеческое орудие нашего спасения. Слово приняло плоть в смертном человеке, но Само оно не умирало, а напротив, воскресило и Того, в ком воплотилось. Но и Иисус, рожденный Марией, тем не менее, и для меня есть в некотором смысле Бог, потому что Он вмещал в себя Бога». Несторианство было осуждено как ересь на Эфесском соборе 431г. и несториане вынуждены были бежать в Центральную Азию. Пользовались значительным влиянием на территории Ирана и Средней Азии до распространения ислама. Несториане ныне имеются в Иране, Ираке, Сирии. В борьбе с ересями происходила систематизация христианской патристики. Одним из видных деятелей патристики был Иоанн Дамаскин.

Дамаскин Иоанн (675 — 749), родился в Дамаске. Основной его труд - философско-теологический компендиум «Источник знания» открывался знаменитым афоризмом: «Учение – свет, а неученье тьма» и охватывал круг наук того времени: а) «Диалектика» или логика; б) Книга о ересях, в которой выясняется историческое развитие христианской догматики в борьбе с ересями к которым причислены наряду с варварством, скифство и эллинизм; в) «Точное изложение православной веры». Диалектика и Точное изложение… были переведены еще в Х в. на славянский язык.  «Диалектика» посвящена определению понятий логики по Аристотелю, Немезию, Порфирию и др. В этой книге философия (логика Аристотеля) получила статус «служанки» теологии, в связи с утверждением Дамаскина о том, что логика есть орудие для богословия так же, как и для философии — мысль, которая легла в последующее время в основание западной схоластики. Основные категории аристотелевской философии трактовались как понятия «естественного богословия». Философию Дамаскин разделял на умозрительную и практическую. Умозрительная, в свою очередь, делилась на богословие, физиологию и математику, а практическая – на этику, домостроительство и политику. Практическая философия, по его мнению, упорядочивает нравы и учит, как распоряжаться собственной жизнью. В онтологии Дамаскин особое внимание уделил определению понятий: сущего, субстанции и акциденции.

Схоластика - период, связанный со схоластическим методом исследования, также можно подразделить на два этапа: ранний (XI - XII вв.) и поздний (XIII - XIV вв.). Схоластикам был присущ особый метод рассуждения. Прежде всего, ставился вопрос. За ним следовал длинный ряд оснований, говорящих за и против (pro et contra). К ним примыкало решение, которое сначала предлагалось и разъяснялось категорически, а потом обосновывалось посредством силлогизмов. Заключением служило опровержение возражений, говорящих против решения. Так поступали с каждым вопросом отдельно. Подобная тщательность, необходимая для любого исследования, все же не содействовала формированию верному взгляду на мир. В итоге схоластический метод стал ассоциироваться с антинаучным методом, против которого поведется решительная борьба в период Возрождения и Нового времени.
Через всю историю средневековой философии проходит спор номиналистов с реалистами. Суть схоластических споров сводилась к следующему: существуют ли понятия (универсалии) самостоятельно или они находятся только в мыслях человека? Реалисты (Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский) утверждали, что универсалии  являются реальными. Номиналисты (Пьер Абеляр, Уильям Оккам) считали, что универсалии не существуют реально, а являются только именами. Оккам один из последних видных представителей схоластики ввел принцип «бритвы Оккама», согласно которому понятия, несводимые к интуитивному и опытному знанию, должны удаляться из науки.
В 13 веке в Европе все больший интерес проявляется к учению Аристотеля. Поначалу учение Аристотеля средневековые теологи рассматривали как еретическое. При папе Григории IX в 1231 г. был снят запрет с сочинений Аристотеля и создана специальная комиссия для подготовки его трудов к изданию. Более того, позже церковь поставила задачу сделать Аристотеля своим союзником. Решение этой задачи было поручено папой Урбаном IV магистру теологии Фоме Аквинскому.

Фома АКВИНСКИЙ (1225 – 7.3.1274 гг.)  был сыном графа и должен был, как и его братья служить в качестве рыцаря при дворе короля. Однако с пяти лет воспитывался при бенедиктинском монастыре и 14 лет поступил в неаполитанский университет, где познакомился с философией Аристотеля и продолжил обучение в Парижском университете, где постигал азы схоластики. Аквинат использовал идеи Аристотеля как инструментарий для создания религиозно-философского учения. В основе этого учения лежит обоснование пяти аргументов доказательства существования бога: 1) Космологический аргумент: Аристотель называл неподвижный Перводвигатель, а мы, утверждает Фома, называем его Богом; 2) Каузальный аргумент: Аристотель указал на связь причины и следствия, актуальности и потенциальности. Для Фомы эта связь предполагает Бога; 3) Аргумент, основывающийся на необходимости: аристотелевские категории возможность и необходимость Фома трактует, что не может все быть случайным, существует нечто необходимое - Бог; 4) Аргумент совершенства:  существует различная степень качества в вещах, но есть нечто являющееся Абсолютным Бытием - Бог; 5) Телеологический аргумент: порядок в мире «мы называем Богом».
Новый толчок для споров вокруг этих доказательств дало возникновение дарвинизма. Особенно актуальной стала проблема зла. Если Бог является причиной всего, не является ли он тогда и причиной зла? И современные сторонники томизма утверждают, что не бог является причиной зла, а человеческий грех. Реальное зло якобы происходит от свободных действий человека, от неправильного использования свободы воли, неправильного выбора между праведной и греховной жизнью.

Английская схоластика. Наиболее известны из представителей английской схоластики – Дунс Скот и Уильям Оккам.
Дунс СКОТ Иоанн (1270 – 8.11.1308), основатель шотл. школы схоластов, остроумный критик томизма. Согласно его учению у человека, как и у Бога не воля зависит от разума, а наоборот – разум от воли. Воля Бога абсолютно свободна: то, чего хочет бог, хорошо уже потому, что он этого хочет. В положения религии надо просто верить. В отличие от Фомы Аквинского он пытался придать большее значение индивиду, усматривая принцип индивидуации в позитивном  земном бытии.

ОККАМ Уильям (1300 – 10.4.1349), философ и теолог, францисканский монах, один из последних значительных представителей схоластики, а также один из виднейших представителей номинализма. Благодаря виртуозному владению искусством диалектики он получил от учеников прозвище «Doctor invincibilis» (непобедимый учитель). Прославился Оккам своим «принципом простоты», который так же называют «бритвой Оккама». Он придерживался мнения, что «простейшие объяснения — самые лучшие». Опираясь на этот принцип, он приступил к решению проблемы универсалий, однако направил свои рассуждения в иное русло, чем его предшественники. В работах «Сумма всей логики», «Естественная философия», «Сумма логики» он доказывал, что реально лишь отдельное существо, а универсалии существуют лишь в пределах человеческого разума, размышляющего о них. Оккам ни в коем случае не отрицал полезности универсалий, однако он не признавал их реальность.