Глава 8. Стихи из Черныша

Семён Ромащенко
    Стихотворения Семёна Ромащенко, использованные в рассказе.
    
                * * *               

                Посвящается Чернышу
          
                Сперва был кот.
                Потом трава, деревья,
                Бескрайние моря и небосвод.
                Но прежде – кот.
                …Сперва был кот.
                Первее потрясенья,
                Первее первых музыкальных нот.
                Был вне тоски, и мира, и веселья.
                И всех ненужных и мирских забот.
                Он был почти что к миру безразличен.
                И безразличие присущее ему
                Его особо выдающуюся личность
                Очерчивало сквозь густую тьму.
                Он был ленив, ревнив и неуместен.
                И в тоже время лишним не был он.
                Он был своей своеобразной песней.
                Он был своим своеобразным днём.
               
                Была вселенная: Пуста и беспросветна.
                И не существовало ещё мод.
                И не было ни одного поэта.
                Но был вначале кот .
                И только КОТ!

                6 апреля 2013 год
               
               
                * * *
                Чернышу

                Из тьмы, никем ещё не прирученной
                Из потаённых уголков пустот
                Явился мен извечно бело-чёрный
                Самовлюблённый и смиренный кот.

                С клубком беспечнейше играя
                Он был открыт ко всем душой.
                И жизнь себе не выбирая
                Он жил как будто хорошо.

                Глаза его всегда сверкали
                И освещали темноту.
                И незабвенность предавали
                Простому чёрному коту.

                Усы – серебряные лески!..
                И будто бы в прекрасном сне
                Сошёл он с флорентийской фрески
                Зачем-то в комнату ко мне.

                Ему подвластны были чары.
                И очаровывал он нас
                Своим таинственным мурчаньем
                И светом изумрудных глаз.

                И поступью своею звучной.
                И несравненностью ума.
                Пришёл в наш мир: простой и скучный
                Из моего былого сна.

                Ночью 1 мая 2013 года

                Чернышу

              …В синем старом и глубоком кресле
              Он лежит, проблемы не решивши.
              Почему так?.. А за что?.. А если…
              В чём же смысл моей короткой жизни?..

              Может быть, она не так никчемна
              В этом старом одиноком доме.
              У меня, по сути, нету долга.
              Только всё же думаю о долге.

              В кресле пролетает день, как поезд.
              И себя он убеждает снова;
              Может это смысел жизни – поиск
              Смысла жизни для всего живого…
               
                8 июля, 2013 года

                Об одном коте 

                В день с солнцем ярким,
                С морозам на ветру,
                С глазами, безумно ясными
                Я видел кота наяву.

                Он серый был, и жалобно
                Подрагивала его шерсть.
                Глазами просил он “ Пожалуйста…
                Не дайте погибнуть мне…”

                Глаза были просто волшебными,
                Я их передать не могу.
                Они, - как солнце пришедшее,
                Как звёзды на белом снегу…

                Он трясся, дрожал от холода.
                Мяукал, просил и звал.
                Никто не оказывал помощи.
                И жалости не оказал.
               
              ...С глазами моря – синими,
                С глазами солнца – матовыми
                Исчез, вместе с вьюгами сильными,
                Исчез вместе с дымом бархатным…

                Я не знаю что с ним, я не знаю…
                Ничего больше мне не сказать.
                Но я каждый день вспоминаю
                Эти полные жизни глаза.
            
                16 февраля 2013 год

                Последний кот моей планеты
               
                Пусть вспомнят о тебе поэты,
                Забыв о сне и о еде.
                Последний кот моей планеты
                Блуждает неизвестно где.

                Блуждает, не найдя опоры
                В кустах рассветных диких роз.
                Пусть кончат войны, кончат споры
                Алмазы неподдельных слёз.

                Быть может ты, в плену недуга
                Запутался в исчадье бед.
                Но нет по близости не друга,
                И не врага в округе нет.

                Художники, пусть ваши руки
                Найдут прозрачные черты.
                Он знает радости и муки.
                Он не такой, как все коты.

                Он улыбается при свете,
                И сам становится как свет.
                Один на маленькой планете
                Один на множество планет.

                Пусть вспомнят о тебе поэты,
                И пусть дыхание сопрёт.
                Последний кот моей планеты
                Сегодня на заре умрёт.

                1 июня, 2013 года

                Звезда для Кота

             У каждого кота
            Должна быть своя звезда.
            Чтоб, освещая тьму
            Дарила надежду ему.
            Чтоб сквозь планет и пустот
            Мог видеть её кот.
            Чтоб знал он всегда и везде
            Что нужен он той звезде.
            Чтоб знала звезда, что она
            Коту не меньше нужна.
            Чтоб могла на него взглянуть:
            Осветить ему тёмный путь.
            И могли они говорить
            От ночи до рассветной зари.
            Говорили они, но не сами.
            Говорили своими глазами.
            Посылая ответами воздух.
            Ведь кошачьи глаза – тоже звёзды.
            Сквозь пропасть такой глубины
            Были друг другу нужны.
            И звезда, получая ответ
            Посылала мерцающий свет.
            Сквозь любого небесного льда
            Была различима звезда.
            Но как не тянулись друг к другу
            Сквозь вечную чёрную вьюгу,
            Сквозь солнечный свет и пески
            Не могли дотянуть руки.
            И летели меж них поезда.
            Но коту улыбалась звезда.
            И ему говорила: Держись!..
            Ведь у нас не короткая жизнь.
            И пусть время то медлит то мчит,
            И пусть музыка злая звучит,
            И пусть бездна проклятья кричит,
            Нас ничто уже не разлучит…
            И однажды он, по утру
            Ей сказал: Я сегодня умру…
            Неужели с тобой никогда
            Мы не встретимся больше, Звезда.
            Неужели за мокрую твердь
            Меня спрячет безжалостно смерть…
            И воскликнул: Всевышний Господь,
            Дай мне силы, чтоб смерть побороть.
            И услышал тогда он ответ:
            У великой любви смерти нет.
            Меж планетой Землёй и луной
            Друг для друга вы созданы Мной…
            А на следующий солнечный день
            Полетела кошачья тень
            В невесомую синюю высь.
            Наконец-таки мы дождались…
            …И теперь будем вместе везде
            Говорил кот любимой звезде.
            Две одни в этом мире души.
            Пусть клеветных, бессонных во лжи
            Пролетят миллионы страниц.
            У любви не бывает границ…
            И пусть время то медлит то мчит,
            И пусть музыка злая звучит,
            И пусть бездна проклятья кричит,
            Нас ничто уже не разлучит…

                3-4 июля 2013 год

                Бездельник
      
                Чернышу

                Я в глаза, как в траву погляжу
                И: Спасибо за всё… - я скажу.

                Мой бездельник, прекрасный бездельник
                Ты дороже мне славы и денег.

                Сколько было раздумий, забот
                За тебя, мой единственный кот.

                Мой бездельник, мой тихий бездельник
                Ты дороже мне славы и денег.

                Ты меня и любил и терпел
                И мурлыканьем на ночь мне пел.

                Мой бездельник, мой добрый бездельник
                Ты дороже мне славы и денег.

                Хоть порою тебя я и бил,
                Но всем сердцем огромным любил.

                Мой бездельник, мой чёрный бездельник
                Ты дороже мне славы и денег.

                Не заменят Москва и Париж
                Мне тебя, мой родимый Черныш.

                Мой бездельник, мой вечный бездельник
                Ты дороже мне славы и денег.

                Хоть неласковый, и бессердечный,
                Но в душе моей всё таки вечный.
               
                Мой бездельник, проклятый бездельник
                Ты дороже мне славы и денег.
 
                И перед расставаньем в судьбе
                Я пожал крепко руку тебе.

                Мой бездельник, мой толстый бездельник
                Ты дороже мне славы и денег.

                Не распустим пожатых рук,
                Мы с тобою, единственный друг.

                Мой бездельник, мой скромный бездельник
                Ты дороже мне славы и денег.

                Пусть пройдут ещё тысячи лет.
                Ты оставил мне на сердце след.

                Мой бездельник, прекрасный бездельник
                Ты дороже мне славы и денег.

                Что-то мне не пришлось довести
                Ты меня и за это прости.

                Мой бездельник, любимый бездельник
                Ты дороже мне славы и денег.

                Я забуду былые года,
                Но тебя, никогда…
                Никогда…

                Мой бездельник, прекрасный бездельник
                Ты дороже мне славы и денег…

                31 июля – 1 августа 2013 года

                Есть коты…

                Маленькие создания
                Сомнительной доброты.
                В жизнь нашу без опоздания
                Вхожи чудные коты.

                Эти, лощёные, гибкие
                Как их природа смогла –
                Выгнула. Только в улыбке их
                Бродит туманная мгла…

                …С космами, словно бы лешие
                Входят в дома к нам коты.
                Ну до того ожиревшие,
                И до того просты.

                Есть на подобие кружева,
                Что ходят легко скользя.
                Хотя бы кусочек ужина
                Глазами своими прося.

                Есть неуёмно-серые…
                И когда я снами сорю,
                Ночами лилово-весенними
                В фонари сажают зарю!..

                Есть, что задумчивой позою
                Смотрят как всходит заря.
                Есть, что по полу ползают
                Мяу своё говоря.

                Есть, как искристые залежи
                Которых не тронет кирка.
                Их не оттащишь за уши
                От белёсого молока.

                Есть даже огненно рыжие
                Что в танце своём кружа
                Ходят под чёрными крышами
                Как ходит обычно пожар.

                Маленькие создания
                Сомнительной доброты.
                Скорыми поездами
                В жизнь нашу вхожи коты.

                Есть до того драчливые
                Все – с головы до пят.
                Под утро ужасно счастливые
                В овраге с победой спят.

                Есть неопрятные, грустные
                Всех возрастов и лет.
                Тёмноволосые, русые…
                Каких котов только нет.

                Есть до того доверчивые
                Усатые словно сом.
                Что тихим безмолвным вечером
                Болтают с хитрющим псом.

                Болтают от делать нечего
                О всём что лежит на душе.
                И пёс их жалеет нехотя
                И слушает просто уже.

                Есть коты, что взрываясь как мина
                Разорвут нас. Лишь только задень.
                Есть коты, что в объятьях камина
                Спать готовы всю ночь и весь день…

                Есть коты, что сидеть на месте
                Не желают хотя бы час.
                И своей пятиутренней песней
                С дикой радостью будят нас.

                Есть коты, что как тучи лени
                Могут лишь на кроватях спать.
                Есть коты, что сидя на коленях,
                Не хотят нас никак отпускать.

                Есть коты, что безлунной ночью
                Побросавши по дому взгляд
                Изорвав все паласы в клочья
                Мирно под одеялом спят.

                А под утро бегут удивлённо
                От замаха руки с кирпичом.
                Возмущённо и даже сонно,
                « Кто вы? Что вы? Я не при чём!.. »

                Есть коты, бытовые мышатники
                Что не верят в мудрёную лесть.
                Есть коты… И конечно кошатники,
                И поэты кошатники есть.

                2-9 сентября 2013 год

                Это кот

                Он не требует пенсий и льгот.
                Это кот. Это просто кот.
                В жизнь врывается как пожар.
                Неожиданно… Не дыша,
 
                Между прочим, как так и есть.
                Он не верит в красивую лесть.
                Он не верит словам и слезам.
                Но он верит глазам.

                Расшибает зрачок планет.
                Как предутренний летний свет.
                Рассыпает потёмки в зарю,
                Кот, которого я люблю.

                Ловит бабочку, позабыв
                Что под ним рассыпаясь, обрыв
                Может рухнуть в единственный миг.
                Он не знает суровых книг.

                Он не смотрит бездарных кино.
                И свой взгляд на ночное окно
                Бросит он, ничего не суля…
                Но забрезжит рассветом заря.

                Он не любит красивых картин.
                И он счастлив, когда он один.
                Ему взгляд ни один не весом.
                Он спокойно-усат как сом.

                Он не смотрит в дневное окно.
                Ему в общем-то, всё равно.
                Просто спит он, глаза не закрыв.
                Мысли тщательно в сны зарыв.

                И в своём незаконченном сне
                Он забудет опять о весне.
                Он забудет, который год.
                Потому, что он кот.

                Он проснётся, уши свербя
                Своим громким, назойливым: Мя-я-я…
                Он не слышал про честь и месть.
                Но он хочет есть.

                Он – планета своя, звезда…
                Но он может любить иногда.
                С головою отдаться годам –
                И ходить по пятам.

                И этот чёрный кот
                Залезет зачем-то в комод,
                Бумаги всё разворошив…
                Пускай даже так… Но он жив,

                И пусть он залазит в комод,
                И пусть всё помнёт и порвёт.
                И пусть ничего не поймёт…
                Но это же кот.

                Он устроил кому-то бойкот
                И забыл. Это кот. Это кот.
                Он раним как Шопена аккорд.
                Это кот.
 
                Он придёт и прижмётся к плечам.
                Он не спит никогда по ночам.
                Ему страшно в кромешную тьму
                Засыпать одному.

                …Он сидит у ночного окна.
                Он так любит, когда есть луна.
                Видно звёзд голубые огни.
                Ночью он и они – одни.

                И так грустно на них глядеть…
                …И вот в мыслях начнёт он лететь.
                Он летит, и не знает куда.
                За плечами: звезда, звезда…

                Все зовут и машут рукой…
                Да к какой – же лететь, к какой?..
                И весит молчаливо одна
                Как планета большая, луна.
          
                И в ночном потерянном дне
                Он летит к пожелтевшей луне
                Силы превозмогая сна.
                Там и будет его весна.
 
                Он пойдёт далеко далеко.
                Чтоб найти молоко.
                И он будет искать средь дыр
                Свой заветный безночный мир.

                Там и будет ходить часы.
                Наполняя светом усы.
                И в конце он опять найдёт
                Несколько предрассветных нот.

                И покинет небесный свод,
                Не взирая на сотни мод,
                Кроме света ничто не возьмёт
                Потому, что он кот.

                Ему нужен как воздух свет.
                Он займёт утром весь паркет.
                И будя нас пораньше, скорей
                Он проломится в толщу дверей.
 
                Заливая нас только собой.
                И начнётся кошачий запой.
                Он потрётся о ноги вслед
                И забудет про важность лет.
 
                Расшибая зрачок планет,
                Принесёт он не мало бед.
                И собой будет очень горд.
                Он ведь кот…

                Он начнётся как круговорот
                Снова ляжет в огромный комод,
                И начнёт свой вечный полёт
                По душе моей чёрный кот!..

                8 – 11сентября 2013 год

                ***

                Ах, моя бытовая,
                кошаческая страсть!..
                Этот кот и не думал
                Сердце моё украсть.

                Даже и не пытался…
                Но солнечным летним днём
                Как-то он оказался
                В сердце закрытом моём.

                В позавешанном на сто цепей,
                На сто замков…
                Ничего не открыв
                Оказался там этот кот.

                Не хотел он там жить
                Как раб или как Бог.
                Оглянулся, попробовал выйти…
                И не смог…

                Ах, моя необъятно –
                кошаческая страсть!..
                …Жить ему было там
                Скорее в горечь, чем в сласть.

                Но он вскоре разжился
                И ко всему привык.
                И по сердцу носился
                Его необъятный крик.

                И хотя он считал себя
                Пленником тайных светил.
                Как никак, а порою
                Из сердца он уходил.

                Но всегда возвращался
                Забыв толи память, то страсть.
                …Этот кот и не думал
                Сердце моё украсть.
               
                Просто он возвращался
                К тому, кто его так ждал.
                Ведь закрытое сердце
                Все-таки не металл.

                И он жил там смешно и нелепо.
                В кошаческом сердце моём.
                Он взлетал на небо
                Сиренево-чёрным огнём.

                Он прошёл по столу,
                И нечаянно что-то разбил.
                Но за это его
                Я не капельки не разлюбил.

                Может быть он разбил
                Бокал, полный лести и лжи.
                И немного полегче
                Теперь станет мне жить.

                Или мелочь какую-то,
                Купленную за грош.
                Ну разбил, да разбил,
                Он же кот. Что с кота возьмёшь.

                Не возьмёшь с него деньги,
                Любовь или власть…
                Ах моя бытовая,
                Кошаческая страсть!
                Не хотел этот кот
                Мне в сердце войти и украсть…

                И не крал его в общем-то,
                Как-то укралось само…
                Его заперли в сердце,
                Как в полупрозрачном трюмо.
                Он привык к его ласке,
                Порою, когда через край.
                Что большой это ад,
                Но порою и маленький рай.

                И вот так до сих пор
                В том кошаческом сердце живёт
                Его маленький вор,
                И не кравший его чёрный кот!..

                12 сентября 2013 год