Усадьба Знаменское-Губайлово
Знаменское-Губайлово - одна из интереснейших подмосковных усадеб, история которой известна с 1620 года, находится в городе Красногорске.
Мне хочется рассказать только о двух владельцах усадьбы. Одним из них был генерал-аншеф князь В.М. Долгоруков-Крымский, который за завоевание Крыма в 1771 году награжден орденом Св. Георгия 1-й степени, утвержденным Екатериной II в 1769 году. В.М. Долгоруков-Крымский - один из восьми награжденных этим орденом в 18 веке. После войны в 1775 году он поселяется в имении Губайлово, полученном в качестве приданного за Настасьей Васильевной Волынской. Князь Долгоруков-Крымский в своем имении строит дом, напоминающий московский дом генерал-губернатора, в котором он жил, занимая этот пост в Москве.
Краевед Е. Мачульский делает предположение, что совпадение планов московского и подмосковного домов князя В.М. Долгорукова-Крымского не случайность, а загородное - повторение этого строения по чертежу М.Ф. Казакова. После смерти князя В.М. Долгорукова-Крымского в 1882 году имением, фактически, никто не занимался.
В 1886 году разоренную усадьбу покупает Товарищество Знаменской мануфактуры А.Я. Полякова. Одним из последних владельцев этой усадьбы был крупный издатель начала 20 века, математик и переводчик Сергея Александрович Поляков (1874–1943).
Внучатый племянник Сергея Александровича Полякова - Юрий Александрович Поляков историк, академик РАН был приглашен в Литературно-музыкальную гостиную КЦ «Красногорье» на встречу «Рыцарь Серебряного века», посвященную памяти Сергея Александровича Полякова. В своем выступлении Юрий Александрович назвал усадьбу Знаменское-Губайлово Московским Парнасом. И не случайно: здесь бывали Брюсов, Белый, Балтрушайтис, Бальмонт и другие поэты-символисты в конце 19 - начале 20 века. Особенно часто гостил Бальмонт, связанный с Поляковыми семейными узами.
Это был период интеллектуального подъема и расцвета русской культуры, названный Николаем Бердяевым как «серебряный век», и как считают специалисты, этот подъем продолжался с начала 90 годов 19 века до революции 1917 года.
В 1899 году С.А. Поляков, по образному выражению Бальмонта «нежный, как мимоза», основал издательство «Скорпион», просуществовавшее 17 лет, и создал литературный и критический журнал «Весы» (1904-1909).
В издательстве «Скорпион» были опубликованы книги Бальмонта, Брюсова, Балтрушайтиса, Бунина, Белого, Иванова, Кузмина, Гиппиус и др. Кроме того, были изданы переводы произведений Верхана, Верлена, По, Уайльда, Гамсуна, первым переводчиком которого был С.А.Поляков.
Воссоздать образ С.А. Полякова помогают воспоминания Брониславы Погореловой - свояченицы Брюсова: «Сергей Александрович был на редкость образованным человеком с широким и диапазоном знаний и интересов, настоящим знатоком живописи и безошибочно разбирался во всех стилях, эпохах и школах. Владея чуть ли пятнадцатью иностранными языками, а норвежский изучил настолько, что очень порядочно переводил ставших в то время модными норвежских авторов».
Леонид Сабанеев в воспоминаниях «Мои встречи» так написал об «объединителе» символистов С.А. Полякове: «Старообразный даже в молодости, сутулый, с наружностью не то Сократа, не то Достоевского, он был математик по образованию, энциклопедист по знаниям. Владел пятнадцатью языками (в том числе норвежским, турецким, персидским, арабским и древнееврейским)».
Все, что выпускало издательство «Скорпион» печаталось в одной из лучших типографий на дорогой бумаге «верже». Понятно, что такая, чисто московская баснословная щедрость С. Полякова привлекала в редакцию «Весов» немало художников и писателей. Здесь работали Н. Феофилактов, Судейкин, Лансере, Сомов и др. М. Волошин, в то время живший в Париже, печатал в «Весах» статьи об импрессионизме и информации о парижских выставках.
Ознакомившись в 1994 году с родословной имения (книга М.В. Ногтевой "Родословная старинной усадьбы"), была удивлена, что в городе, инфраструктуру которого, по сути, основал купеческий род Поляковых, нет улицы, носящей их имя. Поляковы создали в свое время не только рабочие места, развив производство на Знаменских мануфактурах, но и построили школу, больницу, богадельню. Удивительно также, что в городе ни в советское, ни в постсоветское время не позаботились о мемориальных досках на усадебном здании, например:
- «Здесь жил один из крупных издателей начала прошлого века Сергей Александрович Поляков».
- «В этом имении бывали поэты Брюсов, Белый, Балтрушайтис, Бальмонт и другие поэты-символисты».
В этих краях Константин Бальмонт написал цикл стихов «Горящие здания». А теперь обратите внимание на современную фотографию одного из флигелей имения, сгоревшего и разрушающегося на наших глазах.
Здесь можно встретить символ социалистической эпохи – бюст Ф. Дзержинского, установленный около прокуратуры, некогда размещавшейся в одном из зданий имения.
И еще один символ! Символ нашего беспамятства и бездуховности! В парке имения, по которому прогуливались за дружеской беседой поэты-символисты, два-три года тому назад, срубив вековые деревья, поставили колесо обозрения – Чертово колесо.
Как видим, судьба усадьбы Знаменское-Губайлово, связанная с символистами начала прошлого века, мистически продолжается в символах XX – XXI веков.
Сегодня еще сохранилось основное усадебное здание, флигеля, конюшня. В главном доме с 1976 года находился Дом пионеров, позже преобразованный в Центр развития творчества детей и юношества. К радости прихожан приведен в порядок, закрытый в 1930 году, усадебный храм Знамения пресвятой Богородицы, построенный князем Долгоруковым-Крымским и перестроенный в 1902 году Поляковыми. Этот храм вновь освещен в 2001 году.
Какие еще символы времени найдут отражение в судьбе усадьбы? Вероятно, уже кто-то давно следит за разрушением зданий, снижающим их стоимость, и намерен купить или взять в аренду эту жемчужину Подмосковья, отгородив ее забором от назойливых горожан.
Фотографии автора:
1. Главное здание имения.
2. Памятная доска на здании.
3. Сгоревший флигель.
4. Бюст Ф. Дзержинского.
5. Колесо обозрения или Чертово колесо в парке имения.
6. Храм Знамения пресвятой богородицы.
2009 г.