Местоимение

Андрей Браев-Разневский Абр
МЕСТОИМЕНИЕ


Местоимение может быть самостоятельным или ввиде окончания или приставки. Образовывать может только форму принадлежности.


Основные формы:


Хом – я, хомус – мой, h’ohamaga – я живу (хохамага).
Сиар, лор – мы, лорс, сиарус – наш, l’ohamaga – мы живём (лохамага).
Ара, арэра, трач – ты, трачус, арэрас, арас – твой, t’ohamaga – ты живёшь (тохамага).
Кам, кара – вы, камс, карара – ваш, ka’nantra – вы поёте. (Слово «вы» может использоваться только во множественном числе).
Урч, ариар – он, урчус, ариарус – его. Chi’kanra – он летает (чиканра).
Мана, хоруэра – она, манас, хоруэрас – её. Havor’ma – она учит (хаворма).
Уэмо – они, уэмос – их. Nantra’mo – они поют (нантрамо).
Хум – он или она, хумус – его или её. Um’kanra – он или она летает (умканра).


Местоимение «хум» используется в двух случаях:


1.Когда род неизвестен (он или она).
2.Когда используется неодушевлённый объект:


Шира курти. Умтафага. – Вот снег. Он идёт.


Дополнительно имеются 2 местоимения, которые используются редко:


Хот – я (м.р.), хотс, хотус – мой (м.р.).
Хорма – я (ж.р.), хормара – мой (ж.р.).
Употребление двух последних местоимений не регламентируется.