Уроки английского

Лев Ефремов
    В августе  матрос 1 кл. Мурманского Морского Пароходства Валерий Малинин получил в Комитете Плавсостава родного Пароходства  путевку в пансионат  в Евпаторию. Отдыхать можно было 24 дня. Солнце, теплое море, пальмы. В пансионате и в городе праздничная атмосфера, все веселые, красивые. Днем пляж, экскурсии, вечером дискотека. Двадцать дней пролетели быстро. Осталось отдыхать четыре дня.

    Лежит Валера на пляже и грустные мысли в голову лезут. Опять возвращаться в холодный Мурманск, а там на судно и в моря. А работать несколько месяцев на судне без заходов в родные советские порты уже не очень - то и хочется. Разленился в отпуске, но ничего не поделаешь, работать надо.

    После отпуска приходит в Отдел кадров за направлением на судно, а там его радуют:
    - Валерий, какое у вас образование?
    - До армии окончил девять классов, потом пришлось работать, помогать родителям. После  Армии закончил Новороссийскую мореходную школу, вы-учился на матроса 1 класса.
    - Выходит, Валерий, у вас незаконченное среднее образование. Для полу-чения аттестата зрелости вам необходимо один год отучиться в вечерней школе рабочей молодежи. Сейчас как раз вышло постановление правительства о всеобщем обязательном  среднем образовании. Давайте, подавайте доку-менты в школу, вот вам ее адрес.
    - А как с работой?
    - Пока учитесь, направим вас на работу на дизельэлектроход «Ангаргэс», он сейчас стоит в СРЗ в капитальном ремонте.

    Поступил Валера в школу. Начал работать на ремонтируемом судне и вече-рами учиться. Сначала было непривычно сидеть по сорок пять минут за партой и слушать, что там говорит преподаватель. Потом втянулся, и учеба ему понравилась. Точнее не сама учеба, а общение с такими же учениками, как и он сам. К тому же кроме парней, образование получали и девчата. После занятий - в кафе или еще куда, одним словом – не скучно.

    В июне закончил Валерий школу и получил  Аттестат Зрелости. Знаний новых не особо и прибавилось, не до этого было. Спрашивает преподаватель на выпускном экзамене:
   - Чем отличается синус от косинуса?
Валерий, с присущей ему энергией, с выразительной мимикой и жестикуляцией:
   - Очень отличаются. Они и пишутся по разному. – При этом смотрит на преподавателя, как на совсем бестолкового человека. Но общими усилиями они, конечно же, выяснили, что это тригонометрические функции, которые выражают зависимость сторон и углов в прямоугольном треугольнике.
          
    Получив Аттестат и отпраздновав его получение, через некоторое время
решил Валера продолжить образование и поступил в Мурманское мореходное
Училище на заочное судомеханическое отделение.
   
    Д/э «Ангаргэс» закончил капитальный ремонт и готовился к дальнейшей работе. Наступила на судне напряженная пора. Это оформление окончания ремонтных работ, предъявление судна различным контролирующим органам,частичная смена экипажа. Одни моряки заработали за время ремонта отпуск,у других нет Визы, у третьих свои причины. Судно должно было загрузить груз на три европейских порта, а после выгрузки передавалось в аренду канадской кампании в тайм-чартер на шесть месяцев. Рейс без заходов в Советские порты предстоял минимум семь – восемь месяцев. Семейные моряки, конечно же, были не в восторге от такой долгой разлуки с семьей. Молодежь, а это семьдесят - восемьдесят процентов экипажа, радовалась, что увидят новые экзотические страны, да и о долгом расставании с родными еще не задумывались.
         
    Среди 54 членов экипажа судна пять молодых незамужних девушек. Девушки приходят работать на флот и за  романтикой, и заработок повыше, чем на берегу, да и возможность устроить личную жизнь, им кажется, на флоте повыше. 
    Погрузили в Мурманске генеральный груз назначением на Гамбург, Бремен и Роттердам. Начался очередной рейс. В начале рейса работы у экипажа не в проворот. Необходимо приводить в порядок судно.  После ремонта  на судне, как обычно, обнаруживается множество мелких ремонтных недоработок. Все это необходимо устранить, не говоря уже о покраске  судовых конструкций. Но постепенно судовая жизнь экипажа стала приходить в нормальное  рабочее состояние. Члены экипажа познакомились, начали завязываться дружеские отношения. Подружился Валерий с дневальной Ниной. Все свободное время стали они проводить вместе. Нина веселая, крепкая дивчина, родом из Украины. Запрутся вечером после работы у Валерия в каюте, и, чем там занимаются – неизвестно. Вообще то, по правилам на судне в море каюты  запирать нельзя.
         
      Вредные моряки Валеру подкалывают:
      - Валер, а что это вы с Нинкой в каюте делаете?
      - Английский учим.
      - А, что это у вас там за звуки подозрительные и какое -  то непонятное бормотание  и зачем каюту запираете?
      - Так, говорю же -  английский учим, а запираемся, чтобы вы бестолковые
нам не мешали.
      
      Рейс продолжается. После выгрузки в Роттердаме, судно начало работать
в канадском тайм-чартере. Первый рейс – погрузка рулонов газетной бумаги в Монреале на  порт Пуэрто-Бариос/Гватемала/. Зарплата канадского грузчика зависит не от погруженного в трюма тоннажа груза, а от отработанного време-ни. Но на каждый вид груза имеется норма времени погрузки – выгрузки. Порт в эту норму должен укладываться, перевыполнит – получает премиальные, не выполнит – штраф. Простои в погрузке - выгрузке  по вине судна тщательно учитываются портом. Составляются соответствующие  акты и на судно налагаются штрафные санкции. А простои по вине судна могут быть самыми различными: обесточились грузовые лебедки, недостаточное освещение в трюме, обрыв оттяжки грузовой стрелы и т.д. и от времени исправления этих неисправностей будет зависеть величина штрафа. Для своевременного обнаружения и реагирования на это в трюм, где производятся грузовые работы, администра-цией судна назначается трюмный матрос. В его обязанность входит только следить за обеспечением нормальной работы грузчиков и, в случае необходимости, вовремя информировать вахтенную службу судна для принятия соответствующих мер. В работу грузчиков ему вмешиваться категорически запрещено. За это также портом накладывается штраф.
         
      Производится погрузка рулонов бумаги в трюм №2. Обеспечивающим трюмным матросом назначен Валерий Малинин. Трюма на «Анграгэсе» трехдечные, т.е. трехпалубные – трюм, твиндек, шельтердек. По мере загрузки каждый дек перекрывается. Поперек трюма ставятся стальные бимсы, а на них уже вдоль ставятся деревянные лючины. Просвет трюма прямо-угольный, но сами углы имеют закругления. Все лючины, кроме угловых, - прямоугольные,
а угловые лючины имеют срезы:  у одной лючины больший угол среза, у второй меньше. При перекрытии трюма это надо учитывать.
          
      Закончили грузчики погрузку бумаги в трюм, начали его перекрывать.
Поставили на штатные места бимсы и начали укладывать лючины. Заложили      просвет трюма лючинами,  в средней части просвета трюма положили лючины со срезанными краями, а углы трюма остались открытыми.  Стоят грузчики между собой что-то обсуждают, видят,  что-то не так они сделали. Валерий среди них крутится,  руками машет. Наверху на палубе стоят боцман и несколько свободных от работ моряков, наблюдают за Валериными манипуляциями.
Наконец, боцман не выдержал и кричит:
      - Валера, объясни ты им, что они лючины неправильно положили.
      - Как я им объясню? Они бестолковые ничего не понимают.
      - А ты по английски им объясни, ты же его изучаешь.
Подходит Валерий к бригадиру и говорит:
      - Ты вот эту хреновину возьми отсюда и зафигачь ее вот сюда, а эту вот сюда. Oкей?
      - Oh, yes, yes.
         
      Ходит Валера по трюму и на отдельные лючины указывает. При этом руками энергично размахивает и речь свою ненормативной лексикой дополняет. Из английского слышно только  Окей. Стоят на палубе моряки – хохочут.

      Иллюминаторы капитанской каюты как раз над трюмом. Лето, тепло и они открыты. Слышит капитан на палубе веселый смех, видит, что моряки у выгружаемого трюма чем – то заинтересованы. Решил спуститься на палубу проверить в чем дело. Подходит к трюму, спрашивает боцмана:
       - Чему это вы тут так радуетесь, что происходит?
       - Да вот Валерий объясняет грузчикам как трюм перекрывать.
       - А как он им объясняет?
       - Да, на английском.
В это время из трюма доносится мат и очередное – Окей?
Увидел Валерий, что на палубе капитан и вылез из трюма.
       - Вот воюю с грузчиками, бестолковые, ничего не понимают.
       - А как вы с ними разговариваете, на каком языке?
       - На английском.
       - А где так научились?
       - Я после работы в каюте английским языком занимаюсь.
       - Молодец. А товарищи не мешают?
       - Мешают, конечно.
       - А вы от них в каюте запирайтесь, я вам разрешаю. Да, и, когда вы с
грузчиками разговариваете, вы  матерные слова в свою речь не вставляйте.
       - Хорошо, не буду. Да, у меня просто зла на них не хватает. Ничего не со-
сражают в морском деле.
       Пообщался с моряками капитан и ушел в каюту.  Валера приободрился от
капитанской поддержки:
       - Вот даже капитан меня понимает и велит от вас запираться. А, вы - Нинка,
Нинка. Что делаете? Не понимаете, так и не лезьте.