Возвращение резидентов-3 ч. 21

Владимир Бровко
     ч.21

    СХОЖДЕНИЕ НА АПОСТОЛОВ СВЯТОГО ДУХА

     Из предыдущей части вы уважаемые читатели узнали, что И. Христа окончательно забрала от Апостолов «Ангельская» полиция» и они оставшись одни, стали сами решать все насущные вопросы.
    В частности, в первую мессианскую общину христиан были приняты все родственники Христа по материнской линии (включая и саму Мариам-Марию биологическую мать Христа), вследствие чего, постоянный состав общины   вырос до 120 членов (как мужчин так и женщин) и между ними произошло распределение их обязанностей.
       Ведь их всех надо было накормить, обуть, одеть и где-то уложить спать!
     А на это нужны были деньги и их нужно было зарабатывать! Поэтому каждый взрослый член общины каждое утро шел заниматься в Иерусалим или его окрестности, своим мелким «бизнесом» и все заработанное каждый вечер, сдавал в общую кассу.

      Да и вместо «выбывшего» Иуды был избран новый 12 апостол некий, безликий Матфий, которого выбрали кстати не по совести а по жребию.
       И так, если говорить в общем, все было в славном и древнем городе Иерусалиме тихо и спокойно.
      Город и его население в подавляющем своём большинстве давно забыли о Христе (казнь которого была для них просто праздничным зрелищем) и только на тайных (конспиративных) квартирах, в глубоком подполье, из-за опасности преследований со стороны СИНЕДРИОНА по-прежнему собирались его малочисленные приверженцы.
       Но, вскоре события приняли другой оборот. И вновь власти Иерусалима и члены Синедриона  поняли, что поспешили с празднованием победы на Христом, вынуждены были срочно заняться решением проблемы появления в городе «новой религиозной секты».
      А как, все тогда развивалось, хорошо видно, если ознакомится с «Деяниями апостолов» изложенными в «Еврейском Новом завете». Ибо только тут, мы встречам текст, очищенный проф. Д. Стерном,  от  поздних домыслов.
    В связи с чем и мы, давайте откроем и просто прочтём, а затем я попытаюсь прокомментировать наиболее интересные места.

                ГЛАВА 2

   1. Наступил праздник Шавуот, и все верующие собрались в одном месте.
Праздник Шавуот («недель», «седмиц») - один из трёх регалим («паломнических праздников»), во время которых каждый еврейский мужчина поднимается в Йерушалаим (см. ком. к Мат. 20:17-19). Другие два Песах и Сукот; см. ком. к Мат. 26:2, к Йн. 2:13 и к 7:2.

   Комментарий Д.Стерна: «Название Шавуот восходит к Книге Исход 34:22 и Книге Второзакония 16:9-10, которые, наряду с Книгой Левит 23:15-16, устанавливают дату проведения праздника - он должен праздноваться спустя семь недель после начала Песаха.
     Библия также говорит: «...отсчитайте пятьдесят дней» (Левит 23:16); отсюда греческое название праздника, встречающееся в Новом Завете, - пентекостес, что значит «пятьдесят». Обычно оно переводится на русский как «Пятидесятница». В Танахе находятся два других названия: Йом-ГаБикурим («День первых плодов», Числа 23:17) и Хаг-ГаКацир («Праздник жатвы», Исход 23:16).
В Шавуот в Храме посвящались Господу первые плоды. Приношение состояло из двух хлебов, испечённых из дрожжевого теста (Левит 23:17). Таким образом, в начале хлебного сезона праздновалось Божье провидение.
      Помимо изначального сельскохозяйственного значения, в дальнейшем Шавуот стал знаменовать дарование Торы Моше.»

    Ну, в общем говоря в Иудее вновь настал, наверно второй по значимости после Пасхи (Песаха)  праздник и вот тут,  в среде  наших апостолов  собравшихся как обычно бывает у иудеев отпраздновать ШАВОТ за общей трапезой,  произошло новое «ЧУДО».

      Далее вы сами прочите, как это описал апостол Лука, сам того не видевший и не будучи «осчастливленный» этим ЧУДОМ, но я сразу хочу попытается, пояснить случившееся современным языком и на основе современной науки.
    Итак у нас получается, что однажды рано утром, в комнату или дом, где находились апостолы проник, как теперь пишут в СМИ - НЕОПОЗНАННЫЙ ЛЕТАЮЩИЙ ОБЬЕКТ.
    «Шум ветра» сопровождавший его полет, о котором пишет апостол Лука -есть шум от работающих двигателей НЛО.
    Залетев дом, ОТСКАНИРОВАВ его помещения и очевидно ИДЕНТИФИЦИРОВАВ ОБНАРУЖЕННЫХ ТАМ ЛЮДЕЙ, КАК СВОИ ЗАРАНЕЕ ЗАДАННЫЕ ЦЕЛИ ПОИСКА -  НЛО выпустил из своего корпуса «языки пламени» (по апостолу Луке), а по-современному сгустки ПЛАЗМЫ, «которые «сошли» на каждого из присутствовавших в доме.

      Все это явление апостол Лука и описал как – явление РАУХ ГА КОДЕШ- СВЯТОЙ ДУХ.

       И тут я хотел бы вас уважаемый читатель спросить:
       А что вы уважаемые читатели знаете о Святом ДУХЕ?
       Я думаю мало и в этом вам поможет небольшая справочка:
      «Выражение «Святой Дух» появляется в Ветхом завете нечасто. (В Бытии 1:1-2, Псалме 50:13 и дважды в Исаии 63:10,11) Хотя, выражение «дух» в Еврейских Писаниях, со ссылкой на «дух Божий», употребляется множество раз. В иудаизме Бог один, идея двоичности или троичности Бога для иудеев неприемлема.
      Термин Руах ха-Кодеш (Святой дух) находится часто в талмудической литературе. В некоторых случаях это относится к пророческим вдохновениям, а в других она используется в качестве обозначения силы Бога.
        У иудеев «святой дух», имеет определенную степень персонификации, но он остается "качеством принадлежащим Богу, один из его атрибутов ", а не как у традиционного христианства, часть триединого (при этом разделенного) Бога ".
         В иудаизме, ссылок на Дух Божий (Руах ха-Кодеш), Святой Дух Иеговы (Яхве, ЙХВХ), предостаточно, однако он отвергает любую идею, что Святой Дух — это вечный Бог, как часть триединого божества.
       Термин руах ха-кодеш (на иврите:, «святой дух» — транслитерация руах ха-кодеш) приводится один раз в Псалме 51:11, а также дважды в Книге Исаии.
       Это три библейских стиха, где используется выражение «Руах ха-Кодеш». При этом существительное руах, часто использующееся в отношении духа Всемогущего Бога, а также вообще относится к понятию дух, буквально означает «дыхание» или «ветер».
        Существительное руах, так же, как русское слово «дыхание», означает либо ветер, либо невидимую движущую силу.
        Таким образом святой дух всегда воспринимался и воспринимается до сих пор иудаизмом, как действующая сила, дыхание самого Бога Иеговы (Яхве), которой Он всё делает и творит.
        Он никогда не воспринимался и не воспринимается, как личность. Христианство развилось на основании иудаизма и в первые века своей истории находилось под влияние иудаизма. Доктрина о Троице, включающая учение о природе Святого Духа была сформулирована в IV веке нашей эры, после обсуждений на соборах, но идеи, выражающие это учение, были высказаны еще в произведениях первых апологетов христианства».

Далее у нас появляется три новых вопроса:

Почему именно апостолы Христа подверглись возвествию «Дыхания Бога»?
Что произошло с ними в результате воздействия на них сгустков плазмы выпушенных НЛО?
Кому это было надо?

       Вот текст «Деяния Апостолов». Давайте его внимательно прочтем в поиска ответов на поставленные вопросы!
 
2. Внезапно раздался шум с неба, похожий на шум сильного ветра, и наполнил весь дом, в котором они находились.
3. 3атем они увидели нечто похожее на языки пламени, которые разделились и сошли на каждого из них.
4. Все они наполнились Руах ГаКодеш и начали говорить на разных языках, как давал им Дух.

Затем апостолы покинули дом где на них произошло Схождения Духа и отправились в город Иерусалим! Чем вызвали среди его жителей большое смятение!
5. В Йерушалаиме же находились религиозные евреи из всех народов земли.
6. Когда они услышали этот звук, собралось много людей; все были в недоумении, так как каждый из них слышал, как верующие говорили на его родном языке
7. Чрезвычайно удивлённые, они спрашивали: "Как же так? Разве все эти люди, которые говорят, не из Галиля?
8. Почему же мы слышим, как они говорят на наших родных языках?
9. Мы парфяне, мидяне, еламитяне; жители Месопотамии, Йегуды, Каппадокии, Понта, Асии,
10. Фригии, Памфилии, Египта, областей Ливии близ Киренеи; пришедшие из Рима;
11. евреи по рождению и прозелиты; критяне, арабы...! Почему же мы слышим, как они говорят на наших родных языках обо всех великих делах, сотворённых Богом?"
12. Изумлённые и озадаченные, они не переставали спрашивать другу друга: "Что всё это значит?"
13. Но остальные смеялись над ними и говорили: "Они выпили слишком много вина!"

         Тут я прерву текст «Деяний» и выскажу свое личное мнение.
       Все описанное апостолам Лукой кажется нам логичным и «естественно чудесным», как в принципе и должны были воспринимать подобный случай жители древнего Иерусалима.
       И если бы апостол Лука, на этом закончил свое описание, то его как говорится и не за что было ы упрекнуть.
        Но, он продолжает описание и выводит на историческую сцену самого Апостола Петра , ставшего   главой «Первой  христианской  общины».
           И мы видим, что на Петра схождение Святого Духа никак не подействовало!

           И он   как другие апостолы в экстазе «не бегает по улицам города» и не проповедует горожанам о чудесах Иисуса на разных иностранных языках!
          А наоборот он серьёзен и в здравом уме и даже по такому случаю несмотря на ранний утренний час - 9 утра, приготовил для жителей города целую программную речь!
          И все это наводит на мысль, о том что само «Схождение Святого Духа» на апостолов было тщательно подготовленным и хорошо от режиссированным спектаклем!
         А во вторых за апостолом Петром никто не стенографировал его речь. Ведь сами «Деяния апостолов» как книга появились между 60-67 г.н.э., т.е. через 30 с лишним лет от описываемых в них событий.

           Вот читайте далее «Деяния» и судите сами:

14. Тогда Кефа (апостол Петр) поднялся вместе с Одиннадцатью учениками и воскликнул, обращаясь к ним: "Иудеяне и все находящиеся сейчас в Йерушалаиме! Позвольте мне объяснить вам, что всё это означает! Слушайте меня внимательно!
15. Эти люди не пьяны, как вы полагаете, - сейчас ведь только девять утра.
Кефа сначала обращается к скептикам и насмешникам, закрывающим свой разум, а затем - к остальным людям, восприимчивым, но ошеломлённым происходящим.
16. Нет, это то, о чём было сказано через пророка Йоэля:
17. Адонай говорит: 'В последние дни и Я изолью от Своего Духа на каждого человека. Ваши сыновья и дочери будут пророчествовать, ваши юноши будут видеть видения, ваши старики будут видеть сны.
18. Даже на рабов, мужчин и женщин, Я изолью от Своего Духа в те дни, и они станут пророчествовать.
19. Я сотворю чудеса в небе наверху и знамения на земле внизу - кровь, огонь и клубы дыма.
20. Солнце померкнет, и луна станет как кровь перед наступлением великого и страшного Дня Адоная.
21. И затем всякий, кто призовёт имя Адоная, спасётся'.
22. Люди Израиля! Послушайте вот что! Йешуа из Нацерета был человеком от Бога, и это было подтверждено могущественными делами, чудесами и знамениями, которые Бог совершил через него у вас на глазах. Вы сами знаете это.
23. Этого человека взяли под стражу в согласно Божьему замыслу, который был предопределён Им и известен Ему заранее; и с помощью людей, не состоящих под Торой, вы пригвоздили его к стойке казни и убили!
24. Однако Бог воскресил его и освободил от страдания смерти; смерть была не в силах удержать его.
25. Потому что Давид говорит о нём так: 'Я всегда видел Адоная перед собой, ибо Он по правую руку от меня, чтобы я не поколебался.
26. Поэтому сердце моё радовалось, и язык мой ликовал; а теперь и тело моё живёт надеждой
27. на то, что Ты не покинешь меня в Шеоле и не дашь Своему Святому истлеть.
28. Ты дал мне познать пути жизни; Ты Своим присутствием наполнишь меня радостью'.
29. Братья, знаю, что могу прямо сказать вам о том, что патриарх Давид умер и был погребён - его гробница и по сей день находится здесь.
30. Следовательно, так как он был пророком и знал, что Бог поклялся ему в том, что один из его потомков займёт его трон,
31. он предсказывал Воскресение Мессии, что именно он не будет оставлен в Шеоле и его плоть не познает тления.
32. Бог воскресил Йешуа! И все мы этому свидетели!
33. Более того, он был вознесён к правой руке Бога; он принял от Отца то, что Тот обещал, а именно Руах ГаКодеш, и излил этот дар, который вы сейчас видите и слышите.
34. Ведь Давид не восходил на небеса, однако говорит:
35. 'Адонай сказал моему Господину: "Сиди справа от Меня, до тех пор пока Я не положу твоих врагов у ног твоих"'.
36. Итак, пусть весь дом Израилев твёрдо знает, что Бог сделал его и Господом, и Мессией - того самого Йешуа, которого вы казнили!
37. Эти слова задели их за живое; и они сказали Кефе и остальным посланникам: "Братья, что же нам делать?"
38. Кефа ответил им: "Отвернитесь от своих грехов, возвратитесь к Богу, и каждый из вас пусть примет погружение властью Мессии Йешуа для прощения грехов, и вы получите дар Руах ГаКодеш.
39. Потому что это обещание дано вам, вашим детям и всем дальним - всем тем, кого призовёт Адонай'
40. Он приводил также множество других доказательств и настойчиво убеждал их: "Спасайтесь от этого развращённого поколения!"
41. Тогда люди, признавшие то, о чём он говорил, приняли погружение, и в тот день к группе верующих присоединилось около трёх тысяч человек.
42. Они постоянно находились в учении посланников, в общении, преломлении хлеба и в молитвах.
43. Все были исполнены благоговения, и множество чудес и знамений было совершено посланниками.
44. Все верящие Йешуа находились вместе, и всё у них было общее;
45. они даже продавали свои имения и имущество и раздавали вырученные деньги всем нуждающимся.
46. Каждый день они неизменно и единодушно встречались во дворе Храма и преломляя хлеб по домам, принимали пищу в радости и простоте сердца,
47. хваля Бога и пользуясь всеобщим уважением. И день за днём Господь продолжал присоединять к ним спасённых.»

     В итоге речь Петра по сути есть своего рода «Программным «Манифестом» Первой мессианской христиано-иудейской общины.
     И его мог составит кто угодно, но не сам апостол Петр, к тому времени давно казнённый в Риме.  Поэтому к ее сердимому относится надо крайне критично!
       Далее, я хочу продолжить рассказ о ЧУДЕ «Схождения СВЯТОГО ДУХА» на первых 12 апостолов, чтобы окончательно разобраться с выдвинутой мною же  версией о имитацией этого ЧУДА апостолами после длительной, скажем все ночной молитвы под руководством апостола Петра.
      Возможно ли это в принципе?
       А если возможно то как это делается сейчас ( в наше время) и как могло быть сделано в 33 году н.э. в Иерусалиме?
    И для начала я как всегда даю слово ученным, которые сейчас называют то что Лука считал «Схождением Святого Духа» как « ГЛОСОЛАЛИЯ».
       Справка: ГЛОССОЛАЛИЯ
      «Глоссола;лия [от греч.- говорить], термин, принятый для обозначения одного из даров (;;;;;;;;;) Св. Духа - «говорения языками» (или «на языках»).

    О Г. свидетельствуют прежде всего тексты НЗ. Ап. Павел называет Г. даром «разных языков» (;;;; ;;;;;;;) (1 Кор 12. 10, 28) или способностью «говорить языками» (;;;;;;;; ;;;;;;) (1 Кор 12. 30; 13. 1; 14. 5, 18, 23). Такое же выражение используется в Деян 2. 4; 10. 46; 19. 6 и Мк 16. 17 (при этом евангелист Лука называет языки «иными» (;;;;;;), а евангелист Марк - «новыми» (;;;;;;;)).
       Появление в Церкви дара Г. связано с событиями Пятидесятницы - Сошествием Св. Духа на апостолов. Согласно евангелисту Марку, этот дар был обещан воскресшим Господом Иисусом Христом еще прежде Вознесения в качестве знамения тем, кто уверуют в Него (Мк 16. 17). В Деяниях св. апостолов рассказывается о проявлении этого дара в Иерусалиме (Деян 2. 1-11), в Кесарии Палестинской (Деян 10. 44-48) и в Эфесе (Деян 19. 1-6) в связи с проповедью Евангелия и совершением таинства Крещения (как до погружения в воду, так и после возложения рук апостолов).
       Ап. Павел говорит о Г. как об одном из элементов богослужения в церкви Коринфа (1 Кор 12-14), но нигде не связывает его получение с совершением таинства Крещения или «крещением Духом».
        Был ли этот дар распространен повсеместно и когда он стал исчезать из церковной жизни, точно неизвестно.
        В др. перечнях даров Св. Духа и церковных служений этого периода (Рим 12. 6-8; Еф 4. 11; Iust. Martyr. Dial. 39. 1; 87. 6-88. 1) Г. не упоминается. Последний, кто говорит о существовании Г. в правосл. Церкви,- сщмч. Ириней Лионский (Iren. Adv. haer. 5. 6. 1). Авторы IV в. однозначно относят Г. к давно исчезнувшим явлениям, бытовавшим в Церкви в апостольскую эпоху (Aug. In Ep. 1 Joh. 6. 10; Ioan. Chrysost. In Ep. 1 ad Cor. [12. 1]. 29. 1).
         Ап. Павел отмечает, что и в Коринфе дар Г. был не у всех христиан (см., напр.: 1 Кор 12. 13, 30). Сам апостол им обладал, причем в большей мере, чем другие (1 Кор 14. 18).
          Он призывает не запрещать говорить на языках (1 Кор 14. 39; ср. «Духа не угашайте» в 1 Фес 5. 19) и, более того, хочет, чтобы этот дар имели все (1 Кор 14. 5). Однако он говорит и о временном характере дара (1 Кор 13. 8), к-рый исчезнет, вероятно, после Второго пришествия («когда настанет совершенное»).
           Причина, по к-рой ап. Павел уделяет столько внимания Г., до конца неясна. Скорее всего в коринфской церкви имели место злоупотребления или неправильное отношение к этому дару, к-рый воспринимался как знак более высокого духовного состояния, и его проявления служили соблазном для других, производя разделения в церкви или беспорядок.
         Чтобы исправить ситуацию, ап. Павел напоминает коринфянам, что все дары равны и исходят от Бога.
           Однако в Церкви как в теле Христовом у каждого свое служение. Имеющий любой дар должен руководствоваться прежде всего законом любви (1 Кор 13. 1-14. 1), к-рая выше всего и никогда не прекратится.
         Хотя имеющий дар говорения языками общается с Богом и получает для себя духовную пользу, главным назначением любого дара должно быть назидание Церкви (1 Кор 14. 2-5, 12-19).

         По этой причине ап. Павел настоятельно рекомендует иметь в общине толкователя языков (1 Кор 12. 10; 14. 5, 13, 27), причем о даре истолкования может молиться и тот, кто имеет дар Г. Одновременно на языках могут говорить 2 или 3 чел. (1 Кор 14. 27), но, если нет толкователя, пусть они лучше молчат (1 Кор 14. 28).
              Относительно сути дара Г. мнения исследователей расходятся.
             Судя по тому, что моменты говорения языками могли видеть некрещеные, иудеи и язычники, Г. не относилась к эзотерическим практикам.
             При этом внешние проявления дара могли восприниматься окружающими как беснование (1 Кор 14. 23) или опьянение (Деян 2. 13, 15).
           Все новозаветные авторы пишут о Г. как о видимом действии Св. Духа, к-рое является знамением прежде всего для неверующих (напр., 1 Кор 14. 22).
       Евангелист Лука объясняет события Пятидесятницы как исполнение пророчества Иоиля (2. 28-32). Ап. Павел связывает говорение языками с пророчеством Исаии (Ис 28. 11; ср.: 1 Кор 14. 21), к-рое означает приближение Страшного Суда.
            Предмет спора ученых заключается в том, являлась ли Г. речью на одном из известных языков (т. е. лингвистическим феноменом) или нечленораздельным произнесением звуков (возможно, экстатического характера).
             В пользу 1-го мнения говорит мн. ч. в названии дара («языки») и описание событий Пятидесятницы, в пользу 2-го - данные 1 Кор (в частности, когда ап. Павел говорит об истолковании языков, используя греч. глагол ;;;;;;;;;;, он имеет в виду не перевод с одного языка на другой, а облечение в слова или объяснение - Thiselton. 2000).

         Вероятно, название дара - ;;;; ;;;;;;; (букв.- разные виды языков) - может указывать на разнообразные формы проявления Г.
        Тем не менее в научной лит-ре существует 5 основных гипотез, объясняющих феномен Г. апостольского периода.

        Г.- чудесная способность говорить на иностранных языках, не изучая их предварительно (такая т. зр. встречается у раннехрист. писателей и св. отцов, но обычно при толковании Деян 2, а не 1 Кор 12-14 - Сyr. Hieros. Catech. 17. 16; Greg. Nazianz. Or. 41. 15-16; из совр. авторов - Davies. 1952; Gundry. 1966).
        Собравшиеся в Иерусалиме на праздник Пятидесятницы иудеи и прозелиты из разных стран слышали, как апостолы, на к-рых сошел Св. Дух, говорят на разных наречиях (Деян 2. 6, 8) (т. н. явление ксенолалии или ксеноглоссии).
         Само это событие типологически противопоставлено рассказу о Вавилонской башне и смешении языков (Быт 11. 1-9). Нек-рые св. отцы полагали, что способность говорить на иностранных языках была дарована апостолам специально для проповеди Евангелия в разных странах и исчезла после распространения христианства по миру (Theodoret. In Ep. 1 ad Cor. [12. 1]. 240; Ioan. Chrysost. In Ep. 1 ad Cor. [13. 8]. 34. 1; [14. 1]. 35. 1).
           Однако ап. Павел указывает, что говорение языками являлось обращением к Богу (1 Кор 14. 2, 14-16, 28) и не использовалось для благовестия язычникам, поскольку они могли ошибочно истолковать этот феномен.
         Судя по его словам, Г. больше похожа на звучание муз. инструментов (1 Кор 14. 8).
          Что же касается события Пятидесятницы, то здесь можно видеть двойное чудо - Г. и слышание разных наречий (языков).
            В др. новозаветных описаниях феномена свидетельств об узнавании в Г. иностранных языков нет.
           Блж. Иероним отмечает случаи, когда на иностранных языках говорили одержимые демонами (Hieron. Vita Hilar. 22).

        Г.- ангельский язык (Dautzenberg. 1981). На это в первую очередь указывают слова ап. Павла: «...я говорю языками человеческими и ангельскими» (;;;; ;;;;;;;; ;;; ;;;;;;;; ;;;; ;;; ;;; ;;;;;;; - 1 Кор 13. 1).
           Свидетельства о том, что у ангелов есть свой язык, способность понимать к-рый дается нек-рым людям, встречаются в лит-ре межзаветного периода (Юб. 25. 14; 1 Енох 40; 71. 11). Представления об особом языке богов существовали и в греко-рим. мире (Dion. Chrysost. Or. 10. 23; 11. 22; Clem. Alex. Strom. I 143. 1; CHerm I 26a). Тертуллиан, не упоминая прямо Г., сообщает об одной сестре из его общины, к-рая во время богослужения пребывала в экстатическом состоянии и общалась с ангелами (Tertull. De anima. 9. 4). Однако Г.- дар «разных языков», а не одного. Вряд ли ап. Павел имел в виду ангельский язык, когда говорил об исчезновении Г. в будущем.

Г.- архаичные или семит. слова (авва, аллилуия, аминь, маранафа и т. п.), используемые в богослужении и во время экстатического выражения радости и прославления Бога (напр., Рим 8. 15).
       На это косвенно указывают Деян 10. 46, где говорение языками сопровождается величанием Бога, а также наставления «воспевать в сердцах» Бога, к-рые даются после перечисления традиц. форм молитвы (псалмы, славословия, песни духовные) (Кол 3. 16; Еф 5. 18-19). Возможно, ап. Павел приводит пример такой Г. в 1 Кор 12. 3 (по действию Св. Духа говорят: ;;;;;; ;;;;;;, по действию нечистого духа: ;;;;;;; ;;;;;;).
      Однако вряд ли эти слова нуждались в регулярном истолковании. Ап. Павел, наоборот, указывает, что они доступны всем в отличие от Г. (1 Кор 14. 16). Теория была выдвинута в XIX в. (Bleek. 1829; Heinrici. 1880. S. 376-394), ее, в частности, придерживался известный литургист М. Н. Скабалланович (Скабалланович. Типикон. Т. 1. С. 37-39).

         Г.- экстатическая нечленораздельная речь (букв.- лепетать), свойственная нек-рым пророкам прежде всего в греко-рим. мире (Johnson. 1992).
       Действительно, говорение языками и пророчествование иногда почти не различаются (см., напр.: Деян 19. 6). Поэтому нек-рые исследователи считают, что Г. может подразумеваться авторами кон. I-II в., когда они говорят о христ, пророках (см., напр.: Didache. 11. 7).
          К такому толкованию дара Г. склонялись Тертуллиан (Tertull. Adv. Marcion. 5. 8. 8-12; он даже написал трактат «Об экстазе», к-рый не сохр.) и античный критик христианства Цельс (ок. 180) (Orig. Contr. Cels. 7. 8-10).
          В этом случае Г. могла быть проявлением как наития Св. Духа, так и одержимости демоном (ср.: Clem. Alex. Strom. I 143. 1). Внешнее сходство Г. с подобными феноменами из греко-рим. мира (оракул Аполлона Птойского - Herod. Hist. 8. 135; Дельфийский оракул - Plat. Ion. 534A-D; Phaedr. 244A; Tim. 71E-72B; Plut. De defectu oracul. 417c; ср.: 412a; расхожие представления - Lucian. Alexander. 13, 52; теоретическое объяснение см.: Iambl. De myster. 3. 8; 7. 4-5; бессмысленные слова или наборы букв часто встречаются в магических папирусах и считаются записью произносимых непонятных звуков), вероятно, могло вызвать особую тревогу ап. Павла и побудить его к объяснению христ. Г.

         Но он явно противопоставляет Г. пророческому дару (1 Кор 14. 1-5, 18-19). Из описаний Г. не видно, чтобы говорение языками происходило в состоянии транса: имеющий дар Г. мог им управлять, говорить только во время собрания, синхронно с другими, или молчать по своей воле (1 Кор 14. 27-28).

        Г.- разновидность восхищенной молитвы (Dunn. 1975. P. 245-246). Ап. Павел прямо говорит о молитве на языке (;;;;;;;;;;; ;;;;;;) (1 Кор 14. 14). Весьма близким к этому является его замечание о «воздыханиях неизреченных» в Рим 8. 26, к-рые, так же как и Г., были действием Св. Духа и носили характер ходатайственной молитвы (ср.: Мк 7. 34; 8. 12). О молитве во Св. Духе говорится в Послании ап. Иуды (Иуд 20). Вероятно, такого рода молитва описывается в «Мученичестве Поликарпа» (Ign. Martyr. Polyc. 7. 3).
      Видимое исчезновение дара Г. в правосл. Церкви сопровождалось появлением подобных практик в среде еретиков и сектантов - маркосиан (Iren. Adv. haer. I 13. 3), монтанистов (Euseb. Hist. Eccl. V 16. 7-10; Epiph. Adv. haer. 48. 4. 1). Бессмысленные слова, напоминающие Г., встречаются в гностических трактатах (Pistis Sophia. 4. 142; Zostrian. 127).

Подражание Г. в сектантской среде в Новое время

       Начиная с XVIII в. стали появляться свидетельства о феномене, сходном с Г., в среде нек-рых протестант. деноминаций (квакеров, шейкеров, ирвингиан, мормонов и др.) и у рус. сектантов (хлыстов, малеванцев и др.).
        В наст. время такая Г. связывается прежде всего с движением пятидесятников, к-рые считают говорение языками общеобязательным условием для спасения и неотъемлемым признаком «крещения Духом».
        В большинстве случаев речь идет об искусственно вызываемых (с помощью особых методик) состояниях экстаза, часто сопровождающегося конвульсиями, кружением, нервным смехом или плачем и нечленораздельной речью (речь на иностранных языках встречается крайне редко). Совр, исследователи считают внешне напоминающие Г. сектантские практики вполне объяснимыми с т. зр. психологии (Maloney, Lovekin. 1985).
   О том как это» ЧУДО» делается в современном мире  хорошо расказано в статье
«Психопатия религиозной жизни пятидесятников» и вы уважаемый читатель сами сможете ее полностью прочесть перейдя вот по этой ссылке. http://www.k-istine.ru/sects/neo50/neo50_fedorenko.htm
        А я, как автор, т раскрою вам уважаемые читатели только маленький секрет, чтобы пояснить как в действительности на первых 12 апостолов могло «сойти» обещанное им Христом «Схождение Святого Духа»:

        "Молитва с прилежанием" должна продолжаться до тех пор, пока у молящегося появится не только холодный, но и "кровавый пот" - самый важный критерий для определения прилежания в молитве.
         "Иногда люди хотя и молятся, но не прилежно. У них не только кровавого, но и холодного пота не бывает" [И. Е. Воропаев. О молитве. "Евангелист", 1928, № 3-4, стр. 4]. Верующие во время моления сильно потеют, буквально обливаются потом.
         К концу моления они встают с колен, чувствуя полный упадок сил, изможденные, измученные. С изменившимся до неузнаваемости взглядом, они шатаются, как пьяные.
         "Молитва с прилежанием" не доводит молящегося до крайней степени психического напряжения. Оно достигается другими молитвами, и в частности "усиленной", "постоянной" и "неотступной".
        "Молитва усиленная с верой, без всякого сомнения, всегда достигает своей цели и получит то, чего она добивается" [И. Е. Воропаев. О молитве. "Евангелист", 1928, № 3-4, стр. 4].
          Совершая молитвы по такой методике, верующие искусственно возбуждаются, напрягая свою нервную систему до предела, готовя себя этим к принятию святого духа и "говорению на иных языках".
        Пятидесятники признают, что моление и крещение "святым духом" - это настоящая "духовная баня" для верующих.
          "Молитва неотступная", "молитва постоянная" ограждают молящегося от "охлаждения и ослабления духовного" и являются этапами подготовки к так называемой "молитве до исступления", посредством которой верующий, по утверждению руководителей секты, только и может достигнуть живого общения с Богом. "С такого рода молитвами,- пишет И. Е. Воронаев,- христиане наших дней почти совсем не знакомы" [И. Е. Воропаев. О молитве. "Евангелист", 1928, № 3-4, стр. 4].
         Посредством "молитвы до исступления" верующие добиваются получения "чудных видений", "откровений" и "непосредственных видений Господа Иисуса Христа". Получившие же такое крещение молятся уже особой молитвой - "молитвой в духе святом", особенность которой состоит в том, что она совершается на "иных языках", которые, по представлениям пятидесятников, являются особым даром, служат только для общения с богом, а не с людьми».

                (конец ч.21)