О нобелевской премии

Галина Магницкая
Заглянем в официальные источники. Самая престижная награда за достижения в области литературы есть  без сомнения Нобелевская премия. Учреждена она в соответствии с завещанием Альфреда Нобеля и, вручается  ежегодно начиная, с 1901 года.

Процедуре награждения предшествует большая работа, которая проводится целый год многочисленными организациями по всему миру. В октябре номинанты уже окончательно утверждаются и объявляются. Окончательный выбор осуществляют Шведская Королевская академия наук, Шведская академия, Нобелевская ассамблея Каролинского института и Норвежский нобелевский комитет.

Процедура награждения происходит ежегодно, 10 декабря, в столицах двух стран — Швеции и Норвегии. В Стокгольме премии в области физики, химии, физиологии и медицины, литературы и экономики вручаются королем Швеции, а в области защиты мира — председателем Норвежского нобелевского комитета — в Осло, в университете, в присутствии короля Норвегии и членов королевской семьи. Наряду с денежной премией, размер которой меняется в зависимости от дохода, полученного от деятельности предприятий корпорации А. Нобеля, лауреатам вручается медаль с его изображением и диплом.

За более чем 110-летнюю историю присуждения этой премии такой чести удостоились лишь 5 наших соотечественников. Вспомним их имена.

Нобелевская премия по литературе  1933 года
ИВАН БУНИН (1870-1953)
Обоснование награды: «За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы».

Нобелевская премия по литературе  1958 года
БОРИС ПАСТЕРНАК (1890-1960)
Обоснование награды: «За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа».
От награды был вынужден отказаться.

Нобелевская премия по литературе  1965 года
МИХАИЛ ШОЛОХОВ (1905-1984)
Обоснование награды: «За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».

Нобелевская премия по литературе  1970 года
АЛЕКСАНДР СОЛЖЕНИЦИН (1918-2008)
Обоснование награды: «За нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы».

Нобелевская премия по литературе  1987 года
ИОСИФ БРОДСКИЙ (1940-1996)
Обоснование награды: «За всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии».

Можно и должно гордиться именами этих литераторов. Долго размышляла над вопросом - что у них общего кроме литературного таланта, причем разной степени выраженности? Два эмигранта  - это уже не Россия. Бунин похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа во Франции. Бродский перезахоронен на венецианском острове Сан-Микеле. Далеко не все русской национальности. Затем стало мне интересно: какое  образование получили нобелевские лауреаты? Все ли были они дипломированными филологами и литературоведами? Оказывается, что нет. Ни один из них не получил филологического образования. Дипломированным (в области математики) оказался лишь А.И.Солженицын и отчасти метавшийся по разным факультетам Б.Л.Пастернак. Разумеется, занимались они длительным и глубоким самообразованием. И все же не диплом, а талант и труд сделали их классиками. Вот и получается, что, пожалуй, единственным объединяющим моментом для перечисленных персон служит лишь то обстоятельство, что родились они в России. Задействованы здесь и политические мотивы. Однако не будем дальше вдаваться в подробности.

                ***

Как известно, лауреатом 1901 года стал французский поэт и эссеист Сюлли-Прюдом. Мало кто знает, что одним из главных и первых претендентов на получение этой премии был русский писатель и философ Лев Николаевич Толстой. Однако, несмотря на поддержку многих выдающихся европейских деятелей культуры, Академия Нобеля решила, что вклад Толстого в культуру не достоин премии и даже вреден для нее.

Влиятельнейший секретарь шведской академии Карл Вирсен заявил, что Толстой «осудил все формы цивилизации и настаивал взамен них принять примитивный образ жизни, оторванный от всех установлений высокой культуры… Всякого, кто столкнется с такой косной жестокостью по отношению к любым формам цивилизации, одолеет сомнение. Никто не станет солидаризироваться с такими взглядами…».

Но оказалось много несогласных с неожиданным поворотом событий. Группа из 40 представителей культуры Швеции выразила протест решению академии и написала Толстому дружественное письмо, в котором в частности говорилось: «Ввиду впервые состоявшегося присуждения Нобелевской премии мы, нижеподписавшиеся писатели, художники и критики Швеции, хотим выразить Вам наше преклонение. Мы видим в Вас не только глубокочтимого патриарха современной литературы, но также одного из тех могучих проникновенных поэтов, о котором в данном случае следовало бы вспомнить прежде всего, хотя Вы, по своему личному суждению никогда не стремились к такого рода награде. Мы тем живее чувствуем потребность обратиться к Вам с этим приветствием, что, по нашему мнению, учреждение, на которое было возложено присуждение литературной премии, не представляет в настоящем своём составе ни мнения писателей-художников, ни общественного мнения. Пусть знают за границей, что даже в наше отдалённой стране основным и наиболее сильным искусством считается то, которое покоится на свободе мысли и творчества».

А 24 января 1902 года в шведской газете "Свенска Дагбладет" появилась статья писателя Августа Стриндберга, утверждавшего, что большинство членов Академии "…это недобросовестные ремесленники и дилетанты в литературе, которые почему-то призваны вершить суд, но понятия этих господ об искусстве так по детски наивны, что они называют поэзией только то, что написано стихами, предпочтительно рифмованными. И если, например, Толстой навсегда прославился, как изобразитель человеческих судеб, если он создатель исторических фресок, то он ими не считается поэтом на том основании, что не писал стихов!"

Ещё одно довольно резкое высказывание по данному поводу высказал известный датский литературный критик Георг Брандес: "Льву Толстому принадлежит первое место среди современных писателей. Никто не внушает такого чувства почитания, как он!»

Когда общественный резонанс стал слишком велик, Толстой написал ответное послание: «Дорогие и уважаемые собратья! Я был очень доволен, что Нобелевская премия не была мне присуждена. Во-первых, это избавило меня от большого затруднения — распорядиться этими деньгами, которые, как и всякие деньги, по моему убеждению, могут приносить только зло; а во-вторых, это мне доставило честь и большое удовольствие получить выражение сочувствия со стороны стольких лиц, хотя и незнакомых мне, но всё же глубоко мною уважаемых. Примите, дорогие собратья, выражение моей искренней благодарности и лучших чувств. Лев Толстой».

Через несколько лет история повторилась вновь. В 1906 году русские учёные Академии наук К.К. Арсеньев, А.Ф. Кони и Н.П. Кондаков вновь выдвинули Толстого на соискание Нобелевской премии. В заявке, направленной в Швецию, давалась самая высокая оценка романам Толстого «Война и мир» и «Воскресенье». К ней также прилагалось новое произведение писателя, вышедшее в 1905 году – острая публицистическая статья под названием «Великий грех», содержащая довольно жесткую критику частной собственности на землю и описывающая тяжёлую долю русского крестьянина.

Узнав об этом, 8 октября 1906 года, Лев Толстой направил письмо финскому писателю и переводчику Арвиду Ярнефельту, в котором просил своего знакомого через шведских коллег «постараться сделать так, чтобы мне не присуждали этой премии», ибо, «если бы это случилось, мне было бы очень неприятно отказываться». Ярнефельт выполнил столь деликатное поручение, и премия была присуждена итальянскому поэту Джозуэ Кардуччи, имя которого сегодня известно разве что итальянским литературоведам. Толстой остался доволен. «Во-первых, – писал он, – это избавило меня от большого затруднения – распорядиться этими деньгами, которые, как и всякие деньги, по моему убеждению, могут приносить только зло; а во-вторых, это доставило мне честь и большое удовольствие получить выражение сочувствия со стороны стольких лиц, хотя и не знакомых мне, но все же мною глубоко уважаемых».

Прав ли Толстой был в своих рассуждениях и поступках сказать затрудняюсь. Мысли и действия его – сплошной парадокс. Думается, что полученную сумму можно было спокойно распределить между нуждающимися литераторами или даже организациями.
 
Но...на то он и гений, чтобы мыслить и поступать своеобразно. Вероятно, именно поэтому Толстого сегодня знает весь мир, а произведения подавляющего большинства нобелевских лауреатов по литературе вряд ли помнят даже на их родине.