Про обувь

Олег Царицынский
     Это смешно, но обувь, как и многие вещи, проживающие с нами жизнь, могут о многом рассказать. Хотя бы их владельцу. Бывали случаи, когда и не только их владельцу, например, если вспомнить фильм «Москва слезам не верит». Все помнят, как Алентова посмотрела на грязные сапоги Баталова, а он в ответ, что сам терпеть не может грязной обуви. Вообще, девушки больше внимания уделяют своему внешнему виду, и отсюда их память о туфлях и сапогах, бывших и настоящих, наверное, крепче. Я не девушка, и вряд ли вспомню ботинки, в которых щеголял на выпускном или свадьбе. Но! Я помню очень много  одежды для своих ног. Теперь по порядку.
     Пинетки, вязаные тапочки и прочую щемящую сердце всех мам обувку я не помню. Хотя может быть она мне и нравилась, и была очень даже удобна. Мозолей и натоптышей я точно в ней не заимел, в связи с тем, что и не ходил тогда.
     Дальше, больше. Я стал старше, научился не только неуверенно ходить, но начал бегать, прыгать, залезать везде и всюду. Сандалики, ботиночки, сапоги, валенки… Валенки, да еще и с калошами! Точно, у меня они были! Мы, а точнее мои родители, получили-таки квартиру. Мне исполнилось  четыре года. В садик родителям приходилось меня везти далеко, нужно было долго идти пешком, потом ехать на электричке, и потом опять долго пешком. Была зима, потому что я как раз и был в валенках. Они были теплые и уютные. Мы прошлепали до остановки электрички, купили билеты и устроились на платформе в ожидании поезда. Так как я был мал, а вход в тамбур вагона располагался высоко, то меня брали в момент прихода поезда на руки. И вот она электричка, подлетает к платформе, издалека разрезая лучом прожектора темноту и крутящиеся в ней снежинки. Вихри, которые она поднимает вокруг себя, напоминают о Деде Морозе с его сказочными санями. И вот я на руках, меня заносят в поезд. В самый предательский момент с ноги слетает валенок, и исчезает в пропасти между полом тамбура и платформой. Я не помню толком ничего, плакал я или нет, насколько мне было жаль расставания с одним из теплых домиков моей мальчишечьей ноги. Но вот запомнилось ведь!
     Школа. Первый класс. Уже не начало года, ближе к зиме, поздняя осень. А потому я в сапожках на молнии. Как там всё произошло, не помню толком. Мой одноклассник поставил мне стул на ногу и быстро сел. Нога стала болеть, но я не сильно придал этому значение. И только когда я после уроков стал одевать сапожки вместо тапочек, нога не поместилась. Про молнию сбоку, которую надо было застегнуть, вспоминать не хочется. Наша классная отправила меня к медсестре, которая сказала, чтобы я шел в травмпункт. Меня встречала мама, к которой я вышел весь в слезах. Было ужасно обидно пропускать школу, когда только-только начал туда ходить. Расставание было ужасным. Вот такими, незастегивающимися, и запомнились мне те сапожки.
     Вот я уже старше, в другой школе. Волейбол. У меня получается. Кеды, простые кеды, высокие матерчатые черные с красной резиновой подошвой, которая наплывает на носок. В принципе, кеды горят на ногах быстро, раз в полгода их покупают новые. Но одни мне запомнились, они были не как у всех. Коричневые с белой подошвой и белыми же шнурками! Красота! Как они мне нравились, даже когда наступило лето, я не смог оставить их в покое, и стал таскать их просто так. В один ужасный момент они неожиданно порвались. Мы играли в футбол и я сделал резкий финт. Звук рвущейся ткани от подошвы, надорвал сердце, ведь вокруг сидели девчонки! А кеды, где еще можно было найти такие кеды…
     Зима. Кирзовые сапоги. Кирзачи. Я дворовой гопник. Папа с работы притащил мне эти чудо обувки. Их обязательно нужно было сложить гармошкой и завернуть сверху голенище. Пацан в ватнике и кирзачах, вот мечта каждого мальчишки. Я им был. Как же замечательно они скользят, когда катишь на них с ледяной горки, при этом прихватив какую-нибудь девчонку! Но это все лирика, основное воспоминание про кирзачи это драка, толпой на толпу. Я предательски поскользнулся и упал. Приподнимаю голову и вижу носок сапога, летящий мне прямо в переносицу. Бац! Сначала стало ярко, а потом ненадолго выключили свет… Так появилась горбинка на моем длинном носу.
     Первые зимние ботинки, которые купил сам. Нет деньги мне дали родители, но я поехал сам в магазин, сам выбрал и сам купил! Это были чудные, по-моему, югославские ботинки, случайно схваченные в самом центральном универмаге города. До этого я носил однотипные ботинки «Скороход». Они никогда не трансформировались под вашу ногу, нога менялась под них. Сноса им не было, кирзачи умирали быстрее. Их удавалось поменять только в том случае, если нога уже не помещалась. А те, светло-коричневые, заграничные ботинки, я носил долго. И даже когда они мне стали малы, я не хотел с ними расставаться.
     Школа позади. Вот и первые кроссовки. Мои, купленные б/у, у финна, прямо с ног. В замен отдал, если кто помнит, «прощай молодость». Это такие войлочные ботинки на резиновом ходу. Ах какие это были кроссовки! Настоящий Найк, высокий, белый. Почти такие, как у парня из фильма «Назад в будущее». Я их носил гордо и долго. Летом, осенью, зимой, весной. Они промокали, ноги от них нещадно начали осквернять воздух, потом порвались. Но даже рваные они вызывали зависть всех знакомых.
     Бешенное время появления капитализма. Индивидуальная Трудовая Деятельность. Проще говоря, на рынке «барыжим» «вареными» джинсами. Денег очень много. Надо чем-то отличаться от основной массы. Чем? Одеждой. И конечно, обувью. И я покупаю ботинки, которых всего-то в городе пар десять. Шьет на заказ их один скорняк. Выглядят они бесподобно, мало что с «лапшой», это бахрома такая, свисающая от язычка, так еще и с пряжкой на этой бахроме, в которой зеленели «изумруды»! Ах, какая это была отличная «циганщина»! Но нравилось всем…
     Наверное, последнее яркое воспоминание про «бандитское» время. Где-то, у кого-то покупаю на перепродажу партию кроссовок. Одна пара из них опять любимый кожаный Найк,  но уже не высокий, да еще и на «баллонах». Такой прозрачный пузырь на пятке. Кабак. Я в кепке, «клубной» куртке и в любимых кроссовках. Ели, естественно пили. Разборки, драка. Просят выйти на улицу, видите ли им заведение жалко. Я пошел, открыл дверь, а дальше стулом по голове и свет погас второй раз, как от кирзача. Только в этот раз на долго. Включили его только в «скорой». Кроссовок на ногах не было, кепки, впрочем тоже, врачи сказали, что такого и нашли. Кто-то сдернул.
     А дальше началась безликость. Какие-то ботинки, дорогие, модельные нещадно натирали ноги, и по ощущениям напоминали «Скороход», хотя производства были англицкого, да и стоили «я тя умоляю». Какие-то были удобные, но быстро рвались и без сожаления летели в помойку. Обувь, обувь, обувь… сейчас у меня ее довольно много, на разную не только погоду, но и полупогоду, на все случаи жизни, для спорта в зале, для бега в хорошую погоду и плохую, на «выход» и на выходные. Но вот такой вот одной, любимой, про которую я вспомню спустя годы, нет.
     К чему я всё это? Да я и сам не знаю. Просто вспомнилось что-то, и немножко погрустилось. Наверное, возраст сказывается.)