Закрытые врата Алекса Беляева

Пространство Текста
Не могу сказать, что не люблю притчи, в них есть своя сермяга, особенно если ее тонко преподнести. Основное слово: тонко. А вот это дано не каждому.   
Рассказ  Алекса Беляева «Закрытые врата» http://www.proza.ru/2008/07/20/392 как раз претендует на притчу. Однако больше  похож на  сказку-ложь, в которой, как водится, будет и намек и  добрым молодцам урок.  Дескать, живешь в непростое время в непростом царстве-государстве, когда черное и белое вперемешку, умей различить, как выглядит  плохой человек по таким-то и сяким-то его поступкам человеческим, вернее – бесчеловечным. Собственно, умения что-либо разглядывать читателю и не пригодится, все это будет преподано автором на блюде  в виде готовенького поучения. Мол, вот чем плох этот герой -  он жаден, он охоч до чужих жен, он греховные  деяния свои не признает за  преступления, а норовит только отбояриться денежкой немалой, хоть и считать умеет и ни копейки не бросит мимо кассы.

Интересно ли читать такой готовый черно-белый расклад?  Возникает ли интерес при прочтении, как аппетит во время еды? Может, автор заложил потаенный смысл в свое произведение? Может, что-то прячется там – за поворотом событий? Может, за чередой диалогов (очень многословных) есть какая-то недосказанность, в виде подтекста?
Нет, мне так не показалось, все разжевано-пережевано по принципу: смотрите, люди добрые, учитесь, я вижу зло и клеймлю его, и вы приобщайтесь.
Эх, скукотища…
Нет ничего более тягостного, чем выслушивать поучения, особенно в виде морализаторства. Особенно, если это давно всем навязанная картина: богатый тире   плохой, злой, никому не помогает, убивает, растлевает, ему гореть в аду, а он, сволочь (прошу прощения за грубое слово), все норовит в рай. Давайте-ка не пустим! А? Встанем, как один, скажем: не дадим! Закроем ему лазейку, то бишь – врата, толкнем его прямиком в ад…

Другое впечатление, которое сложилось у меня от рассказа – вторичность. Этим приемом – пересказом избитых тем, бесконечное сериальное мыло -  сейчас пытаются пользоваться многие авторы. Почему? Да вот почему:  переложи на свой лад готовый материал – и, кажется, что получится новьё, как в кино – ремейк. Это плохо? Ну, как сказать…Для меня – никак. Вторичность  есть второсортность. Один придумал,  а другой подхватил и, не будучи брезгливым,  использовал на свой лад. Да, не спорю, все повторяется и истории могут походить одна на другую,  все люди братья  (Адамово семя) и совершают схожие деяния. Но -  тогда! - расскажите это оригинально, живо, по-своему, без прямолинейных ударов  моралью в лоб…Вот и будет рассказ, история, а не вторичное сырье для  употребления. Как жмых после варки кофе – вроде черный и пахнет кофе, а пропусти через него воду – ни вкуса, ни удовольствия, одна видимость, одна темная кофейная водичка.

Поделилась мнением о рассказе Мнемозина