Крещатик послевоенный. Кварталы старых домов Ч. 2

Влад Каганов
КРЕЩАТИК. КВАРТАЛЫ СТАРЫХ ДОМОВ

          Почти  полностью сохранился и квартал старых, дореволюционных, домов между улицей Б. Хмельницкого и бульваром Т. Шевченко.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ГАСТРОНОМ  (Крещатик 40/1)

       В  доме, построенном  в 1873-74 годы архитектором  ВЛАДИМИРОМ НИКОЛАЕВИЧЕМ НИКОЛАЕВЫМ, где до революции располагался отель «Кане», а после революции – магазин системы «Сорабкоп», после войны открылся «Центральный гастроном».
       Вывеска «Центральный гастроном» много лет украшала почтенное здание (едва ли не старейшее на нынешнем Крещатике). А сверху над ним был установлен идейный световой слоган: «СЛАВА ГЕРОЇЧНОМУ РОБІТНИЧОМУ КЛАСУ»    
      
        В 1980-х годы власти решили реконструировать последний старый квартал Крещатика. Проект реконструкции здания почти определился , но в 1994 году здание признали памятником архитектуры. Квартал  Крещатика надолго остался нетронутым, но торговые площади магазина стали уменьшаться, пока не свелись к нулю. Пока наконец здание не поставили на ремонт, однако, по сообщениям украинских СМИ, здание уже много лет пустует.

  КРЕЩАТИК 42
     Дом изначально имел № 48

       Первоначально в усадьбе вдоль улицы стояли: деревянный двухэтажный на каменном полуэтаже дом и деревянный одноэтажный дом, а во дворе - деревянные хозяйственные постройки.

        1874 года усадьбой владел городской голова, иначе говоря, руководитель городского общественного самоуправления(1872-1873 и 1879-1884), профессор Киевского университета статский советник Густав  Иванович Эйсман (1824-1884), а с 1888 года  - его внучка Ольга Леонтьевна Дьякова(урожденная Смородинова), жена городского головы (1906-1916), потомственного дворянина Ипполита Николаевича Дьякова(1865-1934) 

       В 1894 году Ольга Дьякова получила разрешение на строительство в своей усадьбе нового четырехэтажного кирпичного дома по проекту архитектора АЛЕКСАНДРА СТЕПАНОВИЧА КРИВОШЕЕВА (1860-1916).

Первый этаж нового дома занимали четыре магазина, ресторан, на втором-третьем - размещались по две пяти- и шестикомнатные квартиры, на четвертом - четыре квартиры.
Одновременно с фасадным домом построен трехэтажный флигель. Существовал также одноэтажный флигель с боулингом при нем. В центре заасфальтированного двора был сделан цементный бассейн, вокруг которого разбит сад с двумя террасами.

       В 1894 году усадьбу арендовал на 12 лет, а в 1908 году выкупил купец Вернер Федорович Детеринг , содержавший красильню и химчистку. В 1914 году, с началом 1-й мировой войны, имущество Детеринга было секвестрированное, поскольку владелец был подданным Германии.

      После войны здание восстановлено, однако первоначальное убранство интерьеров не сохранилось. Была изменена и планировка помещений. Не была восстановлена, потерянная во время пожара, башенка со шпилем.

       Как помнят ещё некоторые старожилы, здесь была людная и шумная «Вареничная». Была она знаменита не только своими варениками, но тем, что на её вывеске был бравый казак, которому в рот периодически залетал вареник. Эта механическая реклама всегда нравилась детям.
       Внутри было два зала, без самообслуживания – между столиками бегали официанты. Именно бегали, потому что там всегда было очень людно, хотя вареники были самые обычные: с картошкой, с грибами, с творогом. Вспоминается, что в «Вареничной» круглогодично подавался вкуснейший десерт «клубника со сливками».

Теперь - жилищно-офисный дом, на первом этаже - торговые помещения.


  КРЕЩАТИК 44

        Дом (до войны имел № 50 ) был построен в 1883 году архитектором ГЕОРГИЕМ ПАВЛОВИЧЕМ ШЛЕЙФЕРОМ(1855-1913).В нем располагалась гостиница «Франкфурт».
      
        В 1899 году, архитектор -  АНДРЕЙ-ФЕРДИНАНД КОНДРАТОВИЧ КРАУСС(1856-1911)  сделал надстройку верхнего этажа  в виде эффектных ренессансных рис. К сожалению, в послевоенные годы дом  был лишен красивых декоративных башен.
       
       В начале ХХ века в доме находилась зубоврачебная школа докторов Л. С.Головчинер, И.Лурье и зубного врача С.С.Головчинер.
Школой заведовал доктор медицины С. Лурье.
          В ней работали известные врачи и ученые, профессора медицинского факультета Киевского университета: заведующий кафедрой патологической анатомии, эпидемиолог, патологоанатом, микробиолог, доктор медицины (1882), профессор ВЛАДИМИР КОНСТАНТИНОВИЧ ВЫСОКОВИЧ (1854 -1912) и заведующий кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии, доктор медицины (1875), профессор (1891) ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ МОРОЗОВ (1846-1927)
         В 1918 году школа была закрыта, а подготовку специалистов по лечение зубов передали медицинскому факультету университета.

В июне 1918 года, после закрытия школы, здесь начал работать Еврейский народный университет – первое высшее еврейское учебное заведение на территории не только Украины, но и бывшей Российской империи.
Инициатором его создания выступила еврейская культурно-просветительская организация «Культурная Лига».
Университет состоял из трех факультетов (групп): естественно-математического, гуманитарного и еврейского знания. Срок обучения – два года, язык преподавания – идиш; плата за обучение – 100 руб. в год. В 1918 году здесь обучалось 183 студента.
Ректором университета в течение его существования (1918 -1920) - политический и общественный деятель, член ЦК «Культурной Лиги», Украинской Центральной Рады, министр еврейских дел в правительстве  УНР, один из основателей Социалистической еврейской рабочей партии (СЕРП)- МОЙШЕ (МОИСЕЙ) ИСААКОВИЧ ЗИЛЬБЕРФАРБ (1874-1934).
В конце 1920 года учебное заведение было закрыто.

           В 1924 году  в здании находилось издательское общество «Друкарь» («Печатник»). Издательство выпускало произведения художественной литературы, научную литературу по языкознанию, искусствоведению и истории, учебники для школ, политические издания и тому подобное на украинском языке.
Директор издательства - историк, искусствовед, профессор Киевского художественного института ПАВЕЛ  БАЛИЦКИЙ, редактор - литературовед, шевченковед, общественно-политический и культурный деятель - ПАВЕЛ; ИВА;НОВИЧ ЗА;ЙЦЕВ(1886-1965).
В деятельности издательства участвовал художник ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ НАРБУТ (1886-1920)

         В 1931 году- находилось Центральное бюро Ассоциации революционного искусства Украины (АРМУ) - творческое объединение художников, скульпторов, архитекторов, керамистов и других художников.
Ассоциация отстаивала национальное своеобразие украинского искусства, призывала использовать лучшие образцы древнерусского и мирового искусства. Идейным лидером АРМУ был профессор, один из основоположников монументального искусства Украины - МИХАИЛ ЛЬВОВИЧ БОЙЧУК(1882-1937). В июле 1937 года Михаил Бойчук был обвинен в «буржуазном национализме» и расстрелян.

Возглавлял АРМУ- художник, искусствовед, ректор Киевского художественного института и директор Музея искусств ВУАН ИВАН ИВАНОВИЧ ВРО;НА(1887-1970);
Председатель Центрального бюро - скульптор, профессор Киевского художественного института БЕРНАРД МИХАИЛОВИЧ КРАТКО(1884-1960); секретарь - живописец и искусствовед ЕВГЕНИЙ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ ХОЛОСТЕНКО (1904-1945).  Погиб на фронте во время Великой Отечественной войны.

В 1932 году АРМУ, как и остальные независимые творческие организации, было ликвидировано.
В 1988 году в здании проведен капитальный ремонт с перепланировкой.
     
       В этом доме также жил еврейский общественный деятель - САМУИЛ ИОНОВИЧ (ШМУЭЛЬ) ЖИДОВЕЦКИЙ(1897-1964).
         Во время 1-й мировой войны был лидером сионистской молодежи в Галиции, в 1918 г. организовал еврейскую самооборону в Тарнополе. В 1918–19 гг. служил в Красной армии, руководил еврейской самообороной в местечке Паволочь. Один из организаторов и руководитель СЕТМАССА (Союз еврейских трудящихся масс), который занимался трудоустройством евреев в еврейских сельскохозяйственных колониях на юге Украины и в создаваемых им ремесленных кооперативных артелях.
В 1920-х гг. Жидовецкий был в числе организаторов просветительных вечерних еврейских университетов в Витебске, Киеве, Одессе, Москве. Библиотека Жидовецкого в Москве (около двенадцати тысяч названий) была одним из крупнейших в Советском Союзе частных собраний по еврейской истории и культуре. В 1932 г. Жидовецкий создал драматический кружок, ставший еврейским театральным коллективом, который в 1935–36 гг. ставил на сцене Московского клуба железнодорожников пьесы на идиш.
         Жидовецкий работал редактором в Большой и Малой советской энциклопедиях (1925–29), затем преподавал иностранные языки в вузах Москвы (1935–45). В период Второй мировой войны Жидовецкий работал в Наркомате обороны переводчиком.
В 1945 г. был арестован «за организацию и руководство националистической сионистской организацией», до 1954 г. пробыл в лагерях.
 
 КРЕЩАТИК 46
         
      Дом на Крещатике 46 был построен в 1873 году, в стиле неоренессанс, по проекту архитектора АЛЕКСАНДРА ЯКОВЛЕВИЧА ШИЛЛЕ, как доходный дом для купца 1-й гильдии Иосифа Ждановского. В 1898 дом достался его сыну Порфирию Иосифовичу.

        Здание имеет три этажа. Первый полностью занимают магазины и учреждения, но есть и арка, ведущая во внутренний двор В стороне от арочного проезда достроен дополнительный корпус на три окна.
        На уровне второго этажа пилястры украшены растительными гирляндами.Окна прямоугольные с плоскими, треугольными и лучковыми сандриками. Декорированы фестонами и замковыми камнями.Центральная часть акцентирована ризалитом, увенчивающим аттик с лучковым фронтоном.Карниз декоративно сплошными кронштейнами.

    В 1922 году, с приходом советской власти, здание национализировали большевики.
   
        В здании был книжный магазин «Знання» («Знание»)

       В 1970-е годы тут был магазин «Молоко», а также кафе, где за обычными столики из полированного дерева, собирались люди от искусства без возраста и студенты, которые просиживали здесь часами после или вместо лекций, выпивая кофе литрами.  В кафе часто говорили о политике, можно было услышать диссидентов, которые ругали бессменного генсека и хвалили западную жизнь.
   
 КРЕЩАТИК 48

     Здание было построено в 1880 году, как Доходный дом купца ,  известного торговца часами ЦЕЛЕСТИНА АНДРЕЕВИЧА ВЕРЛЕ(1836-1910)
     Имел также дома на углу улиц Крещатик и современной М. Грушевского, где теперь гостиница «Днепр», и на углу Крещатика 4 и Трехсвятительськой.

      Часть помещений на первом этаже арендовала аптека Адриана Филипповича, Феликса Сонгайло и Витольда Горбачевского.
   
      Пластическое решение главного фасада выполнено в мотивах неоренессанса. Композиция – симметрично-осевая. Центральная ось, где расположено прямоугольное отверстие проезда во двор, выделено незначительным ризалитом и завершено аттиком с лучковым фронтоном и полуциркульным окном. Сандрики над окнами второго этажа выполнены в виде полочек, простенки между окнами третьего украшают лепеные растительные гирлянди.
       В центральном ризалите построены балконы с ажурными металлическими решетками, в рисунок которых включены инициалы домовладельца - буквы «Ц. В.».

       Внутренняя планировка дома многократно менялась, а два верхних этажа в советское время были переоборудованы под коммунальные квартиры.
Теперь - офисный, с торговыми помещениями на первом этаже
 
    КРЕЩАТИК 50

       Здание , Крещатик 50 (имело № 56), построено в 1881 году, архитектором АЛЕКСАНДРОМ РОМУАЛЬДОВИЧЕМ ХОЙНАЦКИМ, который украсил фасад ренессансными женскими фигурами и украшениями.
         
 Элементы скульптурного керамического декора фасада выполнила киевская Фабрики изразцовых изделий инженера-химика, предпринимателя и польского общественного деятеля Иосафата Антоновича  Анджеевского(1849-1939)

       Дом состоял из одноквартирных жилых секций. Шестикомнатные квартиры с помещениями для прислуги имели дубовый паркетный пол, лепные окрашенные потолки, ванные комнаты, ватерклозеты, печки из иностранных кафель с чугунными дверцами и тому подобное. На первом этаже находились магазины и проезд во двор.

       В 1876 году участок купил почетный гражданин Киева, купец 1-й гильдии Николай Александрович Барский.
       В 1890-1910 гг. усадьбой владел купец 2-й гильдии Михаил Дмитриевич Аристархов, который торговал в Киеве мясными продуктами. Последними владельцами были супруги А. и Х. Рудзицкие.

В 2003 году киевским архитектором, лауреатом Государственной премии Украины по архитектуре- ГЕОРГИЕМ САМУИЛОВИЧЕМ ДУХОВИЧНЫМ(1954-2022) была проведена реставрация и достройка мансарды здания. Над четырехэтажным зданием была сделана надстройка высокой двухэтажной мансарды в китчевых формах, после чего здание «выпало» из ансамбля старого квартала

   КРЕЩАТИК 52

      Четырехэтажное здание  с подвалом на Крещатике 52 (первоначально имело № 58), построено в 1875–1878 годы по проекту архитекторов АЛЕКСАНДРА ГРОССА И ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА НИКОЛАЕВА(1847-1911), как доходный дом «кирпичного короля» Якова Николаевича Бернера. .
      
      Помпезное, в барочно-ренессансных формах, здание проектировалось как угловое на пересечении Крещатика и Бибиковского бульвара (теперь Т. Шевченко),
к которой, по проекту, был обращен центральный, пышно декорированный вход. Однако, проект был реализован лишь частично.

       С  1882 года находился знаменитый магазин «Депо музыкальных инструментов» известного предпринимателя, члена Киевской городской думы, председателя Чешского благотворительного и просветительского общества имени  Я.-А. Каменского- Генриха (Индржиха) Игнатьевича Индржишека (1857-1924)

       После киевского еврейского погрома 1881 года- здесь выступала актриса САРА БЕРНАР(1844-1923), приглашенная из Парижа богатыми киевлянами, чтобы поддержать соплеменников (в зале на втором этаже, выделяющемся на фасаде непропорционально большими окнами).

      С вхождением в моду синематографа здесь был зрительный зал.

       С 1893 по 1903 год находилась частная музыкальная школа, которую организовал композитор, пианист-виртуоз, педагог и музыкальный деятель НИКОЛАЙ АПОЛЛОНОВИЧ ТУТКОВСКИЙ (1857-1931)
        Кроме самого Н.А.Тутковского, который вел класс теории, в школе преподавали:  композитор Николай Витальевич Лысенко, скрипачи Давид Соломонович Бертье (1882- 1950), Алексей Антонович Колаковский (1856 - 1912) и Вацлав Ромуальд Коханский (1878 - 1939); пианисты Людмила Семеновна Паращенко-Тутковская(1867- 1943), Владимир Вячеславович Пухальский (1848-1933);  виолончелисты Ян Богумилович Шебелик (1866- 1944) и Максимилиан Антонович Шквор (1877- 1947); класс пения – мастера оперной сцены Михаил Васильевич Бочаров (1872- 1936),Гектор Петрович Гандольфи (1862-1931), Александр Александрович Каневцев (1870 - 1929), Николай Михайлович Нолле (1862- 1908) , Александра Александровна Сантагано-Горчакова (1842-1913) и Евгений Карлович Ряднов (1853-1925)

В школе учились: оперный певец Михаил Иванович Донец (1883-1941),
оперные певицы Елизавета Григорьевна Азерская (1868- 1946), сестры Софья Ивановна Друзякина (1880-1953) и Марта Ивановна Закревская ( 1885-после 1950), Мария Ивановна Литвиненко- Вольгемут (1892-1966) и Мария Антоновна Янса (ок. 1880- 1956); композитор Лев Никола;евич Ревуцкий(1889-1977); пианист Владимир Самойлович Горовиц (1903-1989 ), цирковой режиссер Марк Соломонович Местечкин (1900 - 1981), режиссер и театральный художник, Григорий Парфенович Гаевский (1872-1933)

      В ноябре 1908 года - прошла выставка картин современных русских художников «Звено» (группы «Венок» и «Золотое руно»), устроенная художницей Александрой Экстер(1882-1949)  при участии художника, музыканта, философа, теоретика художественного авангарда и меценат, одного из организаторов первых художественных объединений и выставок нового искусства  - Николая Ивановича Кульбина(1868-1917)

      В феврале 1914 года - открылся первый в Киеве постоянно действующий «Художественный салон», в котором проходили выставки отечественного и зарубежного искусства. Первая выставка, которая экспонировалась до марта, представила произведения украинских и польских художников: М. Бурачека, В. Галимского, В. Кричевского, В. Коссака, Я. Мальчевского, В. Маслянникова, И. Селезнева, Я.-А. Станиславского и др.
       
        В 1921–1934 годы - находился Музыкально -драматичный институт имени Николая Витальевича Лысенко.
        Здесь преподавали композиторы: автор хоров, романсов, обработок народных песен Михаил Иванович Вериковский (1896-1962);  пианист, автор песен, романсов, обработок украинских народных песен Виктор Степанович Косенко (1896-1938); оперная   и камерная  певица (меццо-сопрано), педагог Мария Васильевна Зотова (1861-1913);  педагог вокала- оперная певица, профессор Киевской консерватории Елена Александровна Муравьева (1867-1939); драматические актеры : чтец-импровизатор, педагог, литератор, профессор Владимир Владимирович Сладкопевцев (1876-1957);  педагог и переводчик Любовь Михайловна Гаккебуш (1888-1943) ; актриса и режиссер, заслуженный профессор и заслуженная артистка УССР (1926 ) Мария Михайловна Старицкая(1865-1930) ; театральный и кинорежиссер Борис Фомич Тягно (1904-1964), художник театра, иллюстратор и архитектор Вадим Георгиевич Меллер(1884-1962)  и другие.

       В 1922-1923 учебном году в помещении института под руководством актера и режиссёра Леся Курбаса(Александр  Степанович Курбас; 1887-1937) работала группа актеров, на базе которой был созданы Художественное объединение «Березиль» и киевская студия «Березиль». Контингент учеников этой студии полностью сложился из студентов старших курсов драматического факультета. Вскоре весь педагогический состав студии «Березиль» был приглашен в штат института, а Лесь Курбас возглавил украинский отдел драматического факультета.

  В 1934 году  на базе драматического факультета образован Киевский театральный  институт,  а также создан учебный театр.
 
        Воспитанниками учебных заведений в разные годы были прославленные певицы: Зоя  Михайловна Гайдай (1902-1965), Оксана Андреевна Петрусенко (1900-1940), дирижер Натан Григорьевич Рахлин (1906-1979), драматические актеры : Ольга Яковлевна Кусенко (1919-1997), Дмитрий Васильевич Франько (1913-1974), артисты эстрады:  Юрий Трофимович Тимошенко (1919-1986) (Тарапунька ) и Ефим Иосифович Березин (1919-2004) ( Штепсель) и др.
       
        Ныне в здании расположены отдельные помещения Киевского национального университена театра, кино  и телевидения имени Ивана Карповича Карпенко-Карого.
 
        На углу Крещатика и бульвара Т.Шевченко оставался двухэтажный домик Сухоставского, в котором в 1846 году жил историк Николай Иванович Костомаров.

        Киевляне еще помнят этот выбеленный известной двухэтажный домик, на первом этаже которого находился хлебный магазин.
         В нем в 1846 году жил историк Николай Иванович Костомаров.
Домик совершенно не вписывался в перспективу нового послевоенного Крещатика, тем более,что еще дореволюционный его владельц собирался сносить и строить нечто капитальное, да как-то не удосужился. Но дни его были уже сочтены.