Бессребреница

Идеалистка
                “Наша память, как точка опоры,
                На которой и держится свет»
                Михаил Ножкин

      
       В конце девятнадцатого века жил в городе Одессе купец первой гильдии. Много работал, был богат, по субботам посещал синагогу. Бог одарил его двумя дочерьми: старшей – Маней и младшей – Соней, любимицей отца. Голубоглазая блондинка Соня с прекрасными волнистыми волосами, со вздёрнутым носиком, приветливая, весёлая всем нравилась. Отец намеревался выдать её за несметно богатого и вальяжного купца, но он не знал сердца своей дочери. Романтичная Соня  влюбилась в симпатичного, румяного, застенчивого юношу, который на свидания приходил, пряча букеты за спину. Когда Семён смотрел на свою Сонечку, черные глаза его, опушённые густыми, как у девушки, ресницами, сияли как звёзды в ясную ночь. Семён был из бедной еврейской семьи, и Сонин отец категорически восстал против брака. Молодые поженились тайно. Разгневанный папаша лишил дочку и приданного, и наследства. Не разговаривал с ней до самой смерти, он умер ещё до революции. Строптивые молодые – это мои бабушка и дедушка.

       Соня с мужем и маленьким сыном Мишей жили в бедности, а сестра Маня с матерью –  в богатстве. Никогда моя бабушка Соня не рассказывала мне этой истории, никогда не осуждала ни отца, ни мать, ни сестру. Всю её жизнь я знаю по рассказам мамы. Но почему-то не могу простить прадеду его самодурства и жестокости  по отношению к молодым. Не хочу передать его фамилию и имя его потомкам – не богатство, а добрые дела человека заслуживают и памяти, и славы.

       В чём же была вина молодых? Они любили друг друга, были счастливы, а любовь пробуждала невиданные силы. Революция и гражданская война не прошли бесследно, Соня очень рано поседела. Дедушка Семён после революции закончил два института, экономический и юридический, перед войной получил должность главного бухгалтера  центральной сберкассы  города Одессы. Семья жила небогато в двух комнатах коммуналки на улице Кирова. Самым большим приобретением был рояль, на котором училась музыке младшая дочь, моя мама. Не голодали, раздетыми не ходили. Их сосед, проныра и мошенник, сокрушался: « Семён Юльевич, мы с Вами такие дела могли бы делать!»  Дед возмутился и выгнал нахала из комнаты.

       Бабушка, мой добрый ангел... Сколько я себя помнила в детстве, она всегда была со мной: читала сказки,шила платьица и исподволь учила меня нормальной человеческой этике.

       Бабушка, мой добрый ангел... И не только мой. Одна из её подруг сшила себе новое пальто и плакала, что нет денег на меховой воротник. Бабушка Соня отдала ей свой воротник.
-- Мама, а в чём же ты будешь ходить зимой?
-- Но ведь у неё новое пальто, а она до сих пор не замужем, бедняжка. Может быть этот наряд сделает её счастливой. А у нас в Одессе зимы тёплые, не замёрзну.

       Сын Миша вырос в двухметрового красавца с иссиня-чёрными волосами и голубыми, как у матери, глазами. От девушек не было отбоя. И вот одна из них пришла к бабушке и сообщила о своей беременности. Это было перед войной. Бабушка позвала сына, сняла со стены единственный в доме ковёр и сказала: «Это вам подарок на свадьбу, женись! Не позволю сирот плодить!» Михаил любил и уважал мать, ослушаться не смог.
       1941-й год. Началась война. Михаил, директор мукомольного завода в городе Гомель, отказался от брони и ушёл добровольцем на фронт. «Что я скажу сыну после войны? Что я прятался за чужие спины?» А сыну-то было два месяца. Дядя Миша, сын своих родителей, разве мог поступить иначе? Он погиб в Белоруссии в сентябре 1941 года.

       Бабушка с дедом и моей пятнадцатилетней мамой эвакуировались из Одессы в Марийскую ССР, в колхоз. Поселились в избе с семьёй бабушкиного двоюродного брата. Было очень голодно. Бабушка меняла вещи на еду. Еду ставила на стол. Разумеется, ели все вместе. Когда всё, что можно было обменять, закончилось, брат, не раскрыв ни одного чемодана, тут же переехал с семьёй на другую квартиру. Даже в одной семье доброта и подлая жадность живут рядом. «Как мы потом голодали, -- рассказывала мама, -- работали в колхозе. Ели одну пареную свёклу». Хозяйка квартиры была бездетная, но имела корову, а значит –  в изобилии молоко, сметана, масло. И полный подпол женской и детской обуви. Для кого война, а для кого – мать родна. Мама помогала хозяйке взбивать масло, за работу получала вареную картошку.

       Одессу освободили, семья вернулась домой. Ослабленный голодом дедушка заболел туберкулёзом и умер в 1945 году, едва успев познакомиться с будущим зятем, моим отцом. Мама вышла замуж за военного, молодые отправились к месту службы мужа на Дальний Восток. Условия жизни были очень тяжёлые, и первого ребёнка мама потеряла. Бабушка продала свою комнату в Одессе и уехала в Приморский край к дочери – должна была родиться я. Перед отъездом бабушка зашла проститься к сестре Мане, та лежала парализованная, и Маня подарила ей на память две старинные серебряные чайные ложки. Когда приходит настоящая беда, видимо, система ценностей у человека изменяется.

       Бабушка жила с нами семь лет. Я не помню ни одного скандала с моим отцом, только уважительные отношения. Да, она была непрактичная,богатства не накопила, но всегда поступала по совести. В общем, не от мира сего. Кстати, таким же был и мой отец. И почему-то мне всегда хочется быть такой, как они. Генетика?

       Бабушка, мой добрый ангел… Нет у меня богатства, но есть чуткая дочь, заботливый племянник, верные друзья и добрые воспоминания. А твоя старинная серебряная ложечка с витой ручкой поблёскивает в графине с водой и охраняет мою семью от болезней.