Снова Веллер

Юрий Басин
     Когда-то уже довольно давно я написал в Прозе.ру о своих впечатлениях от двух рассказов Михаила Веллера "Маузер Папанина" и "Легенда о морском параде" (http://www.proza.ru/2008/06/10/211). Я тогда сразу же предупредил читателей, что не буду вдаваться в оценку художественного уровня или философской глубины творений Веллера. Поскольку в упомянутых рассказах речь шла о реально происходивших исторических событиях с участием реальных людей, то я буду обращать внимание только на соответствие содержания рассказов голым фактам.
     Я уже не в первый раз получаю замечания от апологетов гиганта мысли и властителя дум, что я неправильно понимаю его творческий приём. Вот рецензия в Прозе.ру, которую я получил вчера. Автор этой хамоватой рецензии появился в Прозе.ру внезапно, чтобы только её и написать. Никакого другого вклада в отечественную прозу он не внёс. Я привожу рецензию целиком, потому что этот рецензент может исчезнуть вместе с рецензией так же внезапно, как появился:
      "Автор не в теме. С творчеством не знаком. Веллер всем объяснял РУССКИМ ЯЗЫКОМ, что "Истории старого Арбата" - это рассказы в жанре ИСТОРИЧЕСКОГО АНЕКДОТА и не претендуют на историческую точность. И вообще - будь все писатели не привиралами и выдумщиками - их никто бы не читал.
И еще - прежде чем замахнуться на рецензию - хоть бы почитали автора. Название "О Михаиле Веллере" - абсолютно не соответствует действительности. Это - о Вас, милый дружок.
Макс Питерский   14.09.2013 16:34" (конец рецензии)
     Так что же это за жанр такой ИСТОРИЧЕСКИЙ АНЕКДОТ? Посмотрим, как его определяет Википедия: "Исторический анекдот - короткая поучительная история из жизни. История обязательно должна происходить с реальными людьми, в реально существующих местах, и базироваться на реальной жизни" (конец цитаты). Слово "реальная" повторяется три раза. Приводимые примеры исторических анекдотов показывают, что в них нет ничего от нашего понимания слова "анекдот", нет ничего пошлого или скабрёзного. Это просто забавная или поучительная история, реально происходившая с реальными людьми при реальных обстоятельствах.
     Теперь на примере того же "Маузера Папанина" можем посмотреть, как трактует этот жанр сам Веллер: нужно УПОМЯНУТЬ какое-нибудь реальное историческое событие, а дальше можешь наворачивать на него любую фигню, какая только в голову взбредёт, ориентируясь при этом на полуграмотного читателя-недоучку, благо таких сейчас большинство. Используя этот нехитрый метод, любой из нас может сочинять любое количество рассказов в этом жанре, и делать это не хуже Веллера.
      Как только вы напишете, что на дворе был 1937 год, большинство ваших читателей сразу скажет: Ага! Ну да, я что-то об этом слышал. Там были всякие репрессии, лагеря. Какая там лучшая авиация в мире, какие там Чкалов и Громов, какие там беспосадочные перелёты через Северный полюс в Америку?  Я ничего об этом не знаю, значит ничего этого не было! Половина страны сидела в лагерях ГУЛАГа, а другая половина их охраняла. Потом менялись местами. Как четвёрка папанинцев оказалась на Северном полюсе? Ясное дело, пришли по этапу, под конвоем! В лаптях по торосам.  Шли, шли в кромешной тьме, наконец начальник конвоя, главный вертухай, определил безошибочным партийным чутьём, что они на Северном полюсе. Ткнул пальцем и сказал: "Здесь поставите вашу палатку! Шаг вправо, шаг влево - побег!" После этого партийные участники экспедиции (один член ВКП(б), один комсомолец и один беспартийный) сели в палатке проводить партийное собрание и петь "Интернационал", а беспартийного Кренкеля (кандидат в члены ВКП(б) с двухлетним стажем) выгнали в ледяную темень (арктическое лето, солнце круглые сутки, температура около нуля градусов Цельсия), и он там бегал, бедный, вприпрыжку, пытаясь согреться. Потом его впустили в палатку и заставили передавать в Москву по радио резолюцию партсобрания. А Папанин в кромешной тьме завязал себе глаза, и стал одной рукой разбирать и собирать свой маузер, который только для этого и принёс с собой на Северный полюс.
     Как видите, пользуясь "творческим методом Веллера", вы сможете сочинять такие ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ хоть по сто книжек в день. Только сомневаюсь, что вам удастся срубить за них столько бабла, сколько это удаётся Веллеру. Для этого нужно иметь не литературные, а совершенно иные таланты.