Умение читать как основа академической одаренности

Павел Тюленев
Навык чтение: три тысячи лет его использования для развития «академической одаренности»

После выхода моих книг "Читать - раньше, чем ходить", "Как развивать ребенка одаренным" всё большее число ученых соглашаются, что единобожие было изобретено Моисеем исключительно для того, чтобы заставить своих последователей читать «скрижали», «священные заповеди» детям как можно раньше, и научить их самостоятельно читать к возрасту 3-х лет. Это даёт массу преимуществ. Но об этом - позже.

Содержание статьи:
1. 1956 г.: обучать читать – с пяти лет?
2. Собаки учатся … читать!
Рекомендации 7.2. Мозг млекопитающих имеет колоссальный потенциал. Если даже щенок может запомнить сотни карточек
Мнение специального эксперта НИОР Э.Пона.
3. Подкиньте ребенку вузовские учебники.
Рекомендация 7.3. Предостережения в связи с усилением в Сети запретов свободного распространения книг
4. Умение читать был негласным, но очень авторитетным показателем общей одаренности ребенка
Факты. Лишь в 2006 году я обнаружил и обнародовал факты обучения чтению с самого рождения.
5. Некоторые теоретические основы.
6. Методика «Плавать – раньше, чем ходить»
Рекомендации 7.6. Сформировалась целая субкультура по методике плавать – раньше, чем ходить
7. Умный Ганс – грамотная лошадь?
8. Какое максимальное количество гениев можно было бы воспитать в одном ребенке?
Рекомендация 7.8.  Очевидно, что родитель может взять на вооружение «методику Маркса»
9. Преодолеваем информационную блокаду родителей.
Тем временем, события развивались не в пользу детей.
10. От «традиционного образования», сохраняющегося с XVII  века, к научно обоснованному, новаторскому и оптимальному
Рекомендации 7.10.1. Программа реорганизации системы образования

***

1. 1956 г.: обучать читать – с пяти лет?

Обучение чтению давно привлекло моё особое внимание и это произошло почти случайно. Получив в 1955 году две подряд – «транспортную» и «камнестрельную» травмы в одном и том же месте коленного сустава я тяжело заболел, был госпитализирован и в 1956 году оказался в гипсе, в постели и под антибиотиками на целых полтора года. Тогда мне снова повезло: я, видимо, оказался невольным участником чьего-то эксперимента: с 1 сентября 1956 года меня начали обучать чтению в  возрасте пяти лет. Это было, по тем временам, невиданным нарушением, несоблюдением законов образования. Кто-то, на моё счастье, нарушил принципы педагогики и психологии (см. более подробно, в Интернете: «Читатель – ползунок»). Далее произошла почти трагедия: то, что ещё больше обратило меня к чтению: приехавшая через два месяца меня навестить мама запретила врачам и педагогам учить меня в «первом классе для лежачих». Меня перевезли в другой, дошкольный корпус, который я вспоминаю как «корпус зеленой тоски». Единственным интересным занятием там была лепка из пластилина: прикованные к постели, мы лепили себе деревья, леса, животных… Это было тоже открытие: творчество помогало победить болезнь и переживания, помогало осмыслить происходящее.
С того времени мне было непонятно и возмущало: «Почему родители не разрешают обучать читать с пяти лет или ещё раньше, когда это так интересно?» Через много лет поиска ответа на этот вопрос, я нашёл ответ: «Интереснее всего обучать чтению с самого рождения!».

2. Собаки учатся … читать!?

В 2003-2004 году по радио «Свобода» было передано сообщение, что в одном городе в Англии был установлен памятник … собаке, которая могла выполнять около двух сотен команд … на пяти языках!
Примерно через два месяца по российскому ТВ был показан видеосюжет об одной российской собаке, которая читала несколько сотен слов по карточкам с картинками и без картинок! Оказалось, что собаку научили читать … дети, которые не знали, что это невозможно. Дело в том, что где-то в двухнедельном возрасте щенок был травмирован и вынужден был лежать без движения и грустно смотреть на окружающих. Чтобы бы щенок не скучал, дети начали показывать ему карточки по системе МИР со словами с изображениями и без них, и … научили его читать!  Когда щенок выздоровел, обнаружилось, что он с удовольствием приносит игрушки и предметы, названия которых ему показывают на карточках.

Рекомендации 7.2. Мозг млекопитающих имеет колоссальный потенциал. Если даже щенок может запомнить сотни карточек, то, как показали исследования, ребенку можно показывать тысячи. Так, в системе «МИР ребенка» по программе «Каждой семье – одаренных детей» с 1998 года обеспечивается возможность в «автоматизированном» режиме за несколько лет многократно показать ребенку более 200 000 тысяч тематически структурированных картинок и фотографий («Галерея опорных образов мира», см.: www.rebenokh1.narod.ru/mir0200.htm).
Особо следует обратить внимание, что уже через полгода в начале 2004 года все ссылки об этих исторических событиях – достижениях кинологов - из Интернета исчезли! Но я, всё же, надеюсь, эта когда-нибудь информация рано или поздно снова станет доступной нашим родителям…
Мнение специального эксперта НИОР Э.Пона:
- То, о чём вы сообщаете, не могло долго оставаться в Интернете,  так как умение читать животных – это крупное открытие и важнейшая военная тайна. Представьте себе сотни обученных собак, бегающих по городу и умеющих читать! Это же целая армия агентов ФСБ, или наоборот, агентов ЦРУ, что ещё хуже, террористов, которые могут выполнять в принципе, любые задания, команды, написанные в виде текста. Подразделения обученных животных, собак, дельфинов, слонов, голубей и других уже сотни лет используются военными. Грамотные собаки – это, действительно, настоящий прорыв! Со времени тех публикаций 2004 года уже, наверное, созданы батальоны, полки, а может быть, и армии обученных читать животных, которые готовы к использованию в спецоперациях в любых странах и читающих директивы на пяти языках, в том числе, например, на китайском и т.п. названия офисов, номера автомобилей…

В 1993 году, отдыхая на даче в Митино, моя дочка Лариса напечатала на пишущей машинке целый трактат для детей об экономическом устройстве общества, где развивала тему о собаках. Из этого произведения следовало, что без науки общество не обустроить!  – см. Рис. 7.2.
 
3. Подкиньте ребенку вузовские учебники.
Уважение к чтению  ещё больше выросло, когда в четвертом классе по весне мне попались вузовские учебники. Как я уже рассказывал, их складировали у нас на чердаке наши родственники, переехавшие в город Фрунзе из Томска: там моя тётя окончила мединститут, её муж - политехнический. В возрасте 11-ти лет, как и у всех, память у меня была фотографической: втайне я стал просматривать и немного зачитываться учебниками по медицине (акушерство и педиатрия), педагогике, психологии и психиатрии (неврозы, паранойи, шизофрения…) и технике (взрывное дело), несмотря на запреты: «Тебе это не надо!» и «Тебе этого нельзя читать!» - за мной велась настоящая охота. С тех пор меня не покидал наивный вопрос: «Если я умею читать и смогу, наконец, самостоятельно прочитать все эти учебники, тогда зачем мне учиться в институтах?».  Понятно, что нужна была ещё и практика, но разве сама жизнь не есть эта практика?

Рекомендация 7.3. Предостережения в связи с усилением в Сети запретов свободного распространения книг, Интернет чаще всего становится опасной Большой Подворотней для ребенка, где он встречает не того, кого нужно. Теперь сеть не может заменить книги, которые содержат результаты труда высочайшего уровня и напряжения. Не выбрасывайте старые книги, вузовские учебники, подшивки журналов: они могут сыграть огромную решающую роль в судьбе ребенка. Книги – это самые умные собеседники, с которыми ребенок может советоваться в любое удобное для него время. Если книги будут всегда на виду и на расстоянии вытянутой руки от ребенка, они становятся воспитателями – их содержание может незаметно стать неотъемлемой частью вашего ребенка.

4. Умение читать был негласным, но очень авторитетным показателем общей одаренности ребенка

Чтобы ни говорили, этот предмет остается таковым в традиционной педагогике и по сей день, охватывая и Интернет. Обучение по всем «академическим предметам» строится на основе чтения. Разве что без него обходится преподавание таких предметов, как рисование и физкультура, с которыми было покончено до 1969 года.
Какова была тогда роль чтения? Если кто-то слышал; что ребенок научился читать в шесть лет, то это называли чудом или вундеркиндом. Ну, а если бы ребенок научился читать в пять лет, то все бы считали, что такой ребенок и вовсе непостижимый гений…

Факты. Лишь в 2006 году я обнаружил и обнародовал факты обучения чтению с самого рождения.  Эти факты почему-то скрывались от широкой публики. Я обнаружило, что уже тысячи лет; целые народы, по меньшей мере, изучающие Библию (Тору) иудеи, обучали своих детей читать к возрасту … 3-х лет! Существуют предположения, что также обстояло дело в эпоху берестяной письменности и в Древнем Новгороде. См.:
– www.rebenokh1.narod.ru/statistic1.htm .
Но в СССР этого не было известно: любые, малейшие изменения в сроках обучения чтению заставляли трястись всё здание педагогики, поэтому все серьёзные исследования в этой области были строжайше запрещены. Именно поэтому чтение стало объектом моего особого внимания.
Первые результаты проверки гипотезы «многократной гениальности» открывали огромные перспективы и ставили множество новых вопросов: за какой минимальный срок можно окончить школу? Каков минимальный возраст, с которого можно начинать обучение чтению, математике и т.д.? Совсем уж невероятным выглядел вопрос, можно ли окончить вуз раньше срока? 

5. Некоторые теоретические основы

Когда в 1969 году после «поездки по столицам» я рассказал отцу о своих ещё не вполне ясных планах, о том, что в педвузах и психологических факультетах я ничего не нашёл, он почему-то сразу сказал: «Не там ищешь! Ты хочешь заниматься кибернетикой, теорией управления. Тебе нужно познакомиться с идеями Норберта Винера, ещё кого-то из тех, кто ею занимается, почитать». Тогда я удивился той уверенности, с которой отец сказал об этом, но вскоре понял, в чём дело.
Дело в том, что во время работы бригада художников, выполнявших заказы ЦК в мастерской у нас в доме,  почти всегда включала радио. Все они были в курсе современных идей и новостей во многих областях. Среди них был даже мастер спорта по шахматам, который рассказал мне о некоторых секретах этой игры. Слово «кибернетика» переводится как теория управления в живых организмах и неживых системах. Такое определение дал ему ещё великий Ампер, а Норберт Винер, наконец, уже в XX веке создал математические основы этой интегрированной науки. Теперь она позволяла решать многие прикладные задачи управления, что было важно для военных целей. Тогда я удивился этим рекомендациям отца: они, казалось, вели меня совсем в другом, в  противоположном моим интересам направлении. Вернувшись в Томск, в Научную библиотеку ТГУ, я немедленно приступил к поискам и обнаружил настоящий бум исследований и только что появившихся отечественных книг и сборников, которые инициировал Научный Совет «Кибернетика», руководимый академиком А.И. Бергом…
Действительно, отец оказался прав: кибернетические модели давали научно обоснованный «ключ» решению проблемы оптимального обучения детей, поскольку именно мозг управляет всеми процессами в организме. Выходило, что педагогику можно определить как науку управления процессом познания, развития мозга ребёнка, как универсальной управляющей системы.
В этой системе управления человеком было несколько подсистем. Так, по сути, обучение чтению сводилось к решению задачи распознавания образов. Но эта задача была намного проще задачи хождения. Например, прямоходящим «интегральным роботам» надо было решать значительно больше других проблем одновременно: задачи сохранения равновесия, координации движений и т.п. во время хождения, восприятия и переработки информации во время передвижения, в том числе чтения или считывания текстов и т.д.
Мой вывод был следующим: по оценке  количества участвующих мышц в процессе хождения получалось, что читать лежа или сидя, должно было быть на порядок легче, чем ходить! Но это было неслыханной дерзостью и от этих слов наши, даже бывалые физики, знакомые с парадоксами теории относительности, замолкали. Они, славящиеся своим независимым логическим мышлением, слыша, что «читать можно научить раньше, чем ходить», либо просто шарахаются от таких выводов и, до настоящего времени, как показывают мои наблюдения, тихо «исчезают за горизонтом», не желая помыслить над процессом мышления, - что весьма огорчает.

6. Методика «Плавать – раньше, чем ходить»

Возмущали слухи об этой методике. Сам я научился плавать позже, чем читать. Поэтому в информации об этой методике, которая нашла в России поддержку в лице И. Чарковского, мне слышался некоторый постоянный упрёк. Ведь плавать для многих было сложнее научиться - в мире из-за этого тысячи людей теряют жизни, а это значит, что читать тем более проще и нужно начинать учить ещё раньше, чем плавать.

Рекомендации 7.6. Сформировалась целая субкультура по методике плавать – раньше, чем ходить, появились специалисты, клубы единомышленников, где роды предпочитают принимать в воде. Я не слишком активный сторонник этого, хотя и убедился, что новорожденный умеет плавать и задерживать дыхание, когда это необходимо – под водой. Для закаливания я применяю другие методы, и для развития интеллекта тоже. Но не раз слышал положительные отзывы и, возможно, в некоторых случаях этот способ является более комфортным и даже единственно возможным. Известны случаи, когда при некоторых осложнениях, врачи не советовали рожать ребенка, но благодаря родам в воде появление ребенка проходило успешно. По этим вопросам можно обращаться к специалистам, имеющим многолетний опыт и подготовку, например, к И. Чарковскому и его последователям. Убежден, что овладеть этой культурой родовспоможения должны и врачи.
Однако в те годы никому, даже самым продвинутым новаторам и эксцентричным гениям не приходило в голову, что читать тоже можно научить ребенка, раньше, чем ходить. Даже Б.П. Никитин считал бы нечто подобное авантюрой и, по моему мнению, он занижал достижения своих детишек. Я же, познавший многие тонкости программирования искусственного интеллекта упрямо шел к своей цели: если даже тупую железяку, компьютер не педагоги, а инженеры научили таки читать, распознавать образы, то почему же венец творения – человек – этого не сможет!

7. Умный Ганс – грамотная лошадь?

Заставляла размышлять и рассказанная нам руководителем НИИББ в г. Томске, заведующим лаборатории бионики А. Плехановым история про «Умного Ганса» - лошади, которая в начале XX века в Германии умела читать, считать и не только... Надо же, вот и лошадь обучили читать! Более того, там выяснилось, что эта лошадь ещё  читала мысли на большом расстоянии! Но это – разговор уже о совсем другой методике. Исследователи ни за что не хотели верить, что лошадь может читать – они доказывали, что конь по имени Умный Ганс … читал или угадывал мысли хозяина или его временного владельца на расстоянии и даже за перегородкой или стеной! К этому их подталкивали публикации о том, что некоторые временные владельца Умного Ганса брали его в аренду специально для того, чтобы беседовать с ним на … философские темы! Этот удивительный конь отвечал киванием своей морды на любые их вопросы и, как оказывалось впоследствии, эти лошадиные ответы вполне верными!
Итак, все эти предположения, догадки и гипотезы предстояло проверить на людях. Но делать это необходимо было в условиях строгого запрета на «эксперименты».

8. Какое максимальное количество гениев можно было бы воспитать в одном ребенке?

Каков максимально короткий срок обучения ребенка тому или иному ремеслу, чтобы он стал (чтобы его признали) максимально одаренным и талантливым?
Изначально всё было связано с чтением и далее, с философией, социологией и экономикой. Случилось так, что во время занятий психологией, в 1967 году я решил начать конспектировать К.Маркса, - тогда все его конспектировали, и вдруг там обнаружил мысли о том, что «Человек – это мир человека, государство, общество», «…Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений», «целью развития общества является всестороннее развитие всех способностей человека» и т.п. Ключевой психологической фразой оказалась следующая: «… Благодаря смене тех естественных условий, в которых приходится жить человеку, происходит умножение его собственных потребностей, способностей, средств и способов труда» (ПСС, т. 23, с. 522). Чтобы исследовать, как «преумножаются способности», в том же году я даже купил «Дневники» Л. Толстого, чтобы понаблюдать, проникнуть в лабораторию творчества… Однако меня ожидало разочарование: дневники Толстой писал только для памяти, в основном фиксировал события типа: «Встал в 6 часов. Гимнастика. Работал. Позавтракал. Был на приёме у N. …» и так далее и т.п. Я решил вести подробнейшие дневники, по возможности отражать все категории: факты, идеи, планы, и опыт, чтобы в будущем исследовать любые повороты мысли и понять, как формируется характер, личность?

Рекомендация 7.8.  Очевидно, что родитель может взять на вооружение «методику Маркса» из «Капитала» на с. 522 и применять её как можно чаще: определенным образом меняя условия жизни ребенка, можно преумножать его способности!
Предстояло всё это и многое другое изучить, окунуться в философию, социологию, экономику и политэкономию и, так сказать, максимизировать «загрузку мозга» и покончить с саботажем педагогических и психологических наук. Исследования показывали, что нельзя было верить ни единому слову тех, кто называл себя учеными – гуманитариями – так называемая «научная элита» дезинформировала и руководителей и население. Это вело к катастрофе – об этом открыто говорили только гениальные русские педагоги Б.П. Никитин и Ф.В. Шаталов, лидеры педагогики и образования, доказавшие, что сроки обучения в начальной школе и в средней искусственно и умышленно растянуты не менее, чем в три раза.
Поэтому я приступил к разработке и проверке на практике системы максимального развития способностей и талантов, одной из промежуточных задач которой и была проблема одаренности. Нужно было покончить с дезинформацией родителей страны по вопросу о возможностях детей и методов обучения. Максималистской и наивной выглядела конечная цель: выяснить, сколько же гениев скрывается в каждом человеке?

9. Преодолеваем информационную блокаду родителей.

Основатель кибернетики Норберт Винер и методика Карла Витте и А. Грибоедова.
Тем временем, события развивались не в пользу детей.
Как выглядит информационная блокада родителей? Например, некоторые книги Норберта Винера лишь через 50 лет были опубликованы в России, а многие другие фундаментальные труды по математической психологии и теории обучения не допущены в нашу страну до сих пор. Блокируют поступление новаторских и инновационных книг издатели, разрушая тем самым информационную безопасность страны. Наука также находится под «колпаком». Можно заметить, что тот, кто работает в науке, постоянно сталкивается с подобной информационной блокадой. Наука - это постоянная «передовая» невидимого фронта. Там всегда идёт не работа, а ведётся борьба, сражение с наивысшим напряжением сил: «на войне - как на войне.» Необходимо создать науку нового типа: если ученый уступает лидерство – то это уже не наука, а её видимость, которая усыпляет.
Но теперь во многих из блокированных книг нет особой надобности: новаторы ни на минуту не поддались блокаде и система МИР на десятки лет опередила всё, что сделано за океаном и у других конкурентов. И всё же о фундаментальных открытиях, которые радикально изменяют возможности науки и общества, и об условиях их возникновения нужно рассказать родителям, потому что теперь каждый родитель может стать отцом основателя новых наук. 
     Норберт Винер, основатель кибернетики, родился в городе Колумбия (США) в семье иммигранта, выходца из тогдашней, большой Российской империи, Леопольда Винера из Белостока, ставшего со временем профессором славистики в Гарвардском университете.
     Его отец раздобыл и перевел на английский язык методику воспитания знаменитого Карла Витте, родившегося в Германии в 1800 году. Текст этой методики удалось найти одному из наших родителей из Туапсе, только в 2005 году - на одном из сайтов в США.  Теперь мы предоставляем копию этого текста в комплекте ознакомительных материалов по системе «МИР ребенка». Биографы Н. Винера пишут, что, следуя рекомендациям священника К. Витте, читать и писать ребенка отец научил в трехлетнем возрасте. Более феноменальные результаты были получены только в России, семьёй Грибоедовых, развивавших сына, родившегося на пять лет раньше Карла Витте и получившего три высших образования в 1813 году.
     В 14 лет Норберт получил степень бакалавра математики, а пять лет спустя защитил в Гарварде диссертацию по математической логике и получил докторскую степень. Начал он с работы, как мы недавно выяснили,  журналистом. Это, видимо, позволило ему расширить взгляд на многие вещи.
    Затем учился в Кембридже у Бертрана Рассела, в Геттингене у Давида Гильберта и в 1913 году опубликовал свою первую математическую работу. Кроме того, он поработал инженером, счетчиком. В 1919 году его пригласили в Массачусетский технологический институт (МТИ), где он провел наиболее плодотворные годы своей жизни. Специалистам хорошо известны многие математические работы Винера, широкая же публика узнала имя университетского профессора с выходом книги "Кибернетика: управление и коммуникация в животном и в машине" (1948). В 1964 году Винер был награжден медалью "За заслуги перед наукой"; эта медаль ему была вручена лично президентом США Линдоном Джонсоном.
     Судьба великих гуманитарных открытий в развитии и обучении детей складывалась почти так же, как у изобретенного примерно в то же время электромобиля, патенты которого скупили бензиновые автомобильные корпорации и нефтяные монополии. Они не допустили массового производства экологически чистого транспорта в целях сохранения своих доходов, основанных на устаревших традиционных технологиях. Так и в системе «традиционного образования»: все методы, которые позволяли ребенку освобождать время для свободного развития и становиться одаренным, исчезали или оставались неизвестными и недоступными родителям в России. История с кибернетикой, а также с генетикой и другими научными направлениями – ещё одно доказательство того, что страна с 1917-го находится во власти оккупантов, которые под прикрытием коммунистических лозунгов и прочего сдерживают гуманитарные и экономические науки в интересах конкурентов.
     Рекомендации 7.9.1. Чтобы я рекомендую воспользоваться списком рекомендуемой литературы, который можно дополнить просмотром библиотеки на сайте: www.rebenokh1.narod.ru/library1.htm . Перечисленные там книги иллюстрируют борьбу за информирование родителей, но узнать и освоить новые методы вы сможете только в поддерживаемом комплекте РК МИР. 
7.10. От «традиционного образования», сохраняющегося с XVII  века, к научно обоснованному,
новаторскому и оптимальному
     Более сорока лет исследований и борьбы с антинаучными представлениями показали, что блокирует развитие педагогики и психологии «система традиционного образования». Многие её учреждения и организации являются, по сути, марионетками, исполняющими волю конкурентов – других стран. Огромный аппарат этой антироссийской монополии, как показывает трагический конец истории СССР, стремился и раньше, как доказал исторический опыт, и поныне делает всё, чтобы превратить страну во второстепенную, в поставщика рабочей силы или, в своего рода, «инкубатор узко мыслящих специалистов». Новейшая история показывает, что традиционная система готовит такие кадры, которые идеально готовы либо для пресловутой «утечки мозгов», либо для того, чтобы плестись в хвосте лидеров и не были способны осознать своё рабское положение. При этом негодная система всегда сама себя безудержно хвалила.
     В новой системе образования «МИР ребенка» имеются специальные разделы, руководство и предоставляются методы и пособия, которые позволят родителям не подвергать ребенка «кодированию бездарностью» в системе традиционного образования и сохранить здоровье и природную одаренность детей.
     Рекомендации 7.10.1. Программа реорганизации системы образования представлена педагогами-новаторами в 1998 году. Мы приглашаем участвовать в ней всех желающих. Она будет представлена в Интернете автором по ключевым словам: «Демография и Интеллектика», проект ДЕМИНТ, «Оптимальное образование, социальное и экономическое развитие», «методы интеллектуального развития России» и другим. Например, на сайте: www.mirrf.narod.ru . Только все вместе мы, родители и педагоги, сумеем преодолеть информационную блокаду.


Развивающий кроссворд 1. Азбука развития
гениев

По горизонтали:
01. Что может быстро развиться у ребенка при неправильной осанке во время еды?    05. Гениальный русский поэт, которого дедушка в деревне под Рязанью обучил чтению к возрасту пять лет.    06. Фамилия дедушки, научившего читать внука в один год, еще до начала 90-х годов ХХ века.     07. Какие части ушей нельзя прокалывать, чтобы не спровоцировать близорукость?    12. Краткое название Универсальной Развивающей Азбуки МИР, аббревиатура.    13. Автор развивающего гимна второй в мире державы, где не было беспризорных и безработных.  16. Автор книги "Предпринимать - раньше, чем ходить", "Руководить, быть лидером - раньше, чем ходить".   17. Гениальный педагог - новатор, автор закона НУВЭРС, дед 17 внуков, предлагавший еще в 50-е годы проект Макаренко.    18. Имя мальчика, которого дедушка научил читать в один год, в конце 90-х годов ХХ века.   19. Положение тела, от которого зависит зрение и здоровье и развитие внутренних органов ребенка. 

По вертикали:
02. Способ защиты букв пленкой.   03. Название игры, в которой освоение грамоты сочетается с движением, преодолением препятствий.    04. Имя девочки, впервые в мире научившейся читать в один год, печатать на машинке - в полтора, еще до того, как ребенок начал говорить.   08. Название электронной сети, откуда можно получить практически любую книгу и информацию.    09. Композитор, автор музыки к детским песням "Голубой вагон" и других.   10. Что является самым первым и простым сообщением, которое приносит малыш по вашей просьбе в 1-2 года?   11. Выдающийся педагог - новатор, рекомендующий использовать кубики и таблицы для обучения чтению и грамматику.     14. Великий педагог ХХ века, автор методики "опорных комплектов", еще в 70-х годах сокративший сроки обучения в основной и средней школе в три раза.    15. Что необходимо изготовить для использования "Развивающей Азбуки", и можно сделать это, проткнув пеленку или наклеив двусторонний скотч на стены, картон или другие поверхности.