А. Г. Жучков Прикосновение к тайне 39-40

Владислав Стадольник
                Глава 39. МОНАДЫ

                «Монада (греч.) monas - Единство, единица»
                (Е.П. Блаватская, Теософский словарь, стр.267)

      Монада1) - одно из сложных понятий, вызывающее различное толкование, а, следовательно, и различное определение ее места в Мире.
Пифагорейцами, например, она рассматривалась как основа Мира (математическая единица). Лейбниц считал Монаду простой, замкнутой, изменяющейся субстанцией, которые, будучи наделенными способностью восприятия, становятся душами. Он полагал, что в Монаде отражается весь мир, и что в ней, как в субстанции индивидуальности, содержится зародыш бесконечного. Ломоносов использовал понятие физическая Монада, как частицу (корпускулу) материи.
      Так или иначе, но все вышеуказанные высказывания отводят Монаде некое первичное место: начиная со своеобразной основы Мира, каковой она, в определенном смысле понимания является таковой (Пифагор), включая понятие некой субстанции, которая со временем становится  душей (а правильнее сказать, воплощается или приобретает душу),неся в себе зародыш бесконечного (Лейбниц),  и заканчивая пониманием Монады как частицу материи (а скорее как одно из воплощений или проявлений Материи) - (Ломоносов).
      Определение Монады, данное Е.П. Блаватской в «Теософском словаре», по моему мнению, позволяет более полно понять суть Монады, характеризующей собой единство Вселенского Духа (Атма2) или Атман), Вселенского Разума (Буддхи3)) и Высшего Эго4) (Манас5)), подчеркивая ее изначальную (на Вселенском уровне) сущность, а, следовательно, и определяющую роль.
      Монаду часто именуют Божественной Искрой, творением Семи Первоначальных (Дхиан-Коганов),Точкой и Единицей, Первичной Причиной, выражением Логоса, и даже Искрой Абсолюта. Если с первыми определениями можно согласиться, полагая, что Логос, как Первый Вселенский Принцип, является и своеобразным Богом, и Точкой, и Первопричиной последующих проявлений Вселенной, то сравнение с Искрой Абсолюта такое высказывание допустимо лишь в плане понимания Логоса как высшего (для Вселенной) и изначального состояния Всего Сущего во Вселенной, поскольку «искра чего-либо», в том числе и Абсолюта, предполагает выделение «искры» из некой структуры, чего в действительности для Абсолюта не может быть.

      В оккультной литературе Монада чаще всего упоминается относительно характеристики двух высших принципов человека, отсюда складывается ошибочное представление, что монада присуща только человеку.
      Монады, характеризующиеся как Единство, присущи каждой из систем, которую мы принимаем за своеобразное Единство - Вселенная, космические построения, Планетарные Цепи, а также представители различных царств, в том числе и человека. Иначе говоря, необходимо различать Вселенскую Монаду и Индивидуализированные Монады для какой-либо соответствующей единицы космического построения. Вместе с тем, использование понятия «Космический или Вселенский Человек» позволяет проводить аналогию понимания роли и эволюции как Вселенской, так и Индивидуализированной Монады.

     «Те, кто не могут уловить разницу между Монадою - Универсальной Единицею - и Монадами или проявленным Единством, так же как и между Логосом вечно-скрытым и Логосом проявленным или Словом, никогда не должны вдаваться в философию, не говоря уже об Эзотерических Учениях».(1,т.1,с.768)
      Согласно эзотерической философии количество Монад в каждой Манвантаре имеет строгое ограничение и это связано с количеством тех космических построений, которые существуют в определенные периоды и которые проходят соответствующий этап эволюции. Смена носителя или тела, с которым связано прохождение соответствующего этапа эволюции Монады, не означает уничтожение или рождение новой Монады. Например, человеческая Монада, проходя через множество воплощений в различные тела, претерпевает лишь внутренние изменения, но не гибнет при смерти тела (человека) и не создается заново при рождении нового тела (человека).

      Вселенская Монада существует с проявлением Вселенной и до перехода ее в состояние Пралайи. По мере проявления Вселенной и образования различных космических построений выявляются Монады соответствующего уровня: Монада данного космического построения, а также Монады, которые будут проходить эволюцию на данном уровне существования. Например, с момента начала проявления Планетарной Цепи выявляется Монада данной Планетарной Цепи, а также определенное количество Индивидуальных Монад, которые будут проходить свою эволюцию в различных царствах в этой Планетарной Цепи. Эти Монады будут существовать всю Манвантару данной Планетарной Цепи и количество их будет неизменным. По окончании Манвантары, каждая из Индивидуальных Монад соответствующего царства продолжит свою эволюцию в другой Планетарной Цепи, но уже став Индивидуальной Монадой следующего царства. При этом сама Монада, не принадлежащая этому плану Бытия, не претерпевает внешних изменений от воздействия мира, в котором она существует, не изменяется внешне (не становится больше или меньше), а лишь изменяет свое внутреннее состояние, нарабатывая новые положительные качества на высочайшем уровне ее существования, позволяющие ей в дальнейшем стать Монадой более высокого царства.

      Хотелось бы отдельно остановиться на царствах. Царства, это своеобразные Миры или Планы существования. В главе о Мирах Космоса мы коснулись лишь отдельных вариантов разделения Космоса на Миры, при этом подчеркивали, что Миры могут сосуществовать параллельно и/или взаимодействовать друг с другом. Таким же образом можно рассматривать и царства.

      «Существует семь царств. Первая группа включает три степени элементалов или нарождающихся центров сил - от первой стадии дифференциации (от) Мулапракрити (или, вернее Прадханы, Предвечной Единородной Материи) до ее третьей степени - то есть, от полной бессознательности до полу-ощущаемости; вторая или высшая группа охватывает царства от растительного до человека; минеральное царство, таким образом, образует поворотный пункт в стадиях «Монадического Единства», рассматриваемого как эволюционирующая энергия. Три стадии (суб-физические) в элементалах; минеральное царство; три стадии субъективно физические - являются (первыми или предварительными) семью звеньями эволюционной цепи».

      «Предварительные», потому, что они подготовительные и, хотя принадлежат в действительности к естественной эволюции, было бы правильнее описать их как суб-естественную эволюцию. Этот процесс приостанавливается в своих стадиях в третьей, у порога четвертой стадии, когда он становится на плане естественной эволюции, действительно первым этапом к стадии человека, образуя, таким образом, совместно с тремя элементальными царствами, десять, Сефиротное число. И именно с этой точки начинается «нисхождение духа в материю эквивалентно восхождению в физической эволюции; восхождение из глубочайших глубин материальности (минерала) к его status quo ante с соответствующим уточнением конкретного организма - вплоть до Нирваны, точки исчезновения дифференцированной материи».

      На этой точке Космическая Монада (Буддхи) сочетается и становится проводником Луча Атмы, то есть, Буддхи будет пробуждено к апперцепции его (Атмана) и, таким образом вступит на первую ступень новой семеричной лестницы эволюции, которая приведет его со временем к десятой, считая от низшей вверх, к Древу Сефиротов, к Венцу» (1,т.1, с. 231-232)

      «Большим кругом мы согласились называть прохождение монады от сферы А к сфере G, через проявление во всех и в каждом из четырех царств - как минерал, растение, животное и человек или царство Дэв. Монада совершает не только малый планетарный круг или семь главных инметаллизаций, ингербаризаций, зоонизаций и инкарнаций, но и бесчисленность субкругов или зависимых, подчиненных круговых вращений - вихрей, все в семеричных сериях».(7,с.262-263)
      (В связи с этим позволю себе высказать несогласие с бытующим представлением о том, что на нашей Земле возможно воплощение человека в животное или растение. Человеческая Монада на нашей Земле может воплотиться только в человека и не иначе, если такая Монада не достигла возможности более высокого уровня воплощения. Какая бы ни была карма человека (в высшей степени положительная или отрицательная) следующее его воплощение будет вновь в человеческом теле, но с соответствующей кармой, опять же, если такой человек не достиг уровня возможности перехода на иной круг развития (на иной Глобус). Обычный человек, даже при самой отрицательной карме, может родиться в дальнейшем дикарем, с серьезными физическими, психическими или иными недостатками, но обязательно человеком. Другое дело, каким будет жизнь у такого человека и какие испытания ему придется пройти в новом человеческом теле. Даже при самой положительной карме человек может перейти на более высокий Круг или даже в следующую Расу (что бывает чрезвычайно редко - единицы в тысячелетия), но все равно он будет человеком, хотя уже и в несколько иной форме существования. Пока его Монада не пройдет все Семь Человеческих Рас, она не может стать Монадой следующего уровня.
Сама по себе возможность перехода Монады из высшего плана назад в Монаду низшего плана противоречит сути Космической эволюции, предполагающей устремленность от изначального состояния к высшему, хотя и с различной скоростью продвижения. Инволюция, как мы ее понимаем, возможно лишь в пределах того царства, в рамках которой существует Монада, но не на более низком уровне Монады. Именно потому, что Монада не принадлежит этому плану, она не может перейти в Монаду более низкого царства.)

      «Монада, рожденная от природы и самой Сущности «Семи» (ее высочайший принцип становится тотчас же заключенным в Седьмом Космическом Элементе), должна выполнить свое семеричное вращение через весь Цикл Бытия и Форм, от высочайшей и до низшей; и затем снова от человека до Бога. На пороге Паранирваны она (Монада) снова примет свою первичную Сущность и становится еще раз Абсолютом».(1,т.1,с.186)

      Говоря об эволюции Монады необходимо отметить, что сама эта эволюция имеет некую особенность относительно общего пути эволюции. Монада сама не переходит в более простые физические формы, а лишь остается связанной с ними, не подвергаясь изменениям или каким-то преобразованиям, идущим непосредственно от этих тел. Если мы возьмем  Вселенскую Монаду, то ее эволюция будет протекать по цепи Монад различных космических построений, включая Планетарную Цепь и отдельного живого существа в каком-то из царств. Пройдя этот путь Монады более низкого плана по завершению своих Манвантар и после прохождения соответствующих этапов эволюции вновь растворятся во Вселенской Монаде, частицей которой они являлись все это время.
 Это можно сравнить с Вселенскими Разумом, Духом, Сознанием и Душой, частицами которых являются Индивидуальные Разумы, Дух, Сознания и Души и которые в конечном итоге, в конце Махаманвантары, вновь вольются в свои истоки (основы, упадхи), но уже на новом уровне. Если на этапе начала проявления Вселенной существует определенное соотношение между внутренней, потенциальной и кинетической энергией, соответствующей данному этапу, то в конце эволюции вновь может быть почти такое же соотношение энергий. Но разница заключается в том, что в первом случае это соотношение направлено вовне, то есть на проявление Вселенной изнутри наружу, то во втором случае направленность будет обратной. Кроме того, в ходе этой эволюции достигается большее значение этих энергий (хотя соотношение их возможно и останется прежним), чем будет компенсированы последующие энергетические процессы, связанные с переходом с уровня проявленного на уровень непроявленного, сворачивания (вбирания) всех Вселенских и Космических Принципов до уровня Абсолюта Вселенной. Если бы такой компенсации не происходило во Вселенной, то каждое ее проявление и свертывание приводило бы к затуханию этого процесса от цикла к циклу и в конечном итоге мог бы наступить момент, когда Вселенная уже никогда не смогла проявиться, а в конечном итоге сам Абсолют Вселенной перестал бы выявлять из себя что-либо, а фактически и утратил бы свое Бытие-Небытие. Иначе говоря, мог бы наступить момент, когда процессы, рассмотренные при анализе Космических и Вселенских Принципов перестали бы происходить вообще, то есть не было бы больше ни проявления, ни Пралайи. Этого, как мы знаем, никогда не может произойти и именно за счет того, что в ходе развертывания Космических и Вселенских Принципов количество затраченной, а правильнее было бы сказать, задействованной, энергии в дальнейшем не только компенсируется в ходе эволюции Вселенной на разных уровнях, но и обеспечивается некое ее накопление за счет оптимизации существования различных объектов эволюции на уровне гармонии. Вспомнив о том, что наш Абсолют Вселенной взаимосвязан с другими Абсолютами (Абсолютами Мироздания и других построений Беспредельности), можно сказать, что в период Пралайи, в ее наиболее глубочайших процессах, происходит обмен этой вновь наработанной энергии между Абсолютами и используется для проявления какой-то другой Вселенной Мироздания. Для нашей Вселенной в состоянии Пралайи наступает период Ночи Брамы или, условного покоя. Когда одна из Вселенных Мироздания из проявленной будет переходить в состояние Пралайи, то накопленная ею энергия вновь будут передана нашему Абсолюту и тогда вновь начнутся проявляться Космические, а затем и Вселенские Принципы.

     Можно привести другую аналогию, которая, на мой взгляд, будет более понятна читателю. Материя на уровне проявляющейся Вселенной на соответствующих этапах проходит эволюцию, например, проходя через все царства, достигает состояний от простейшей (основы) до боле грубых состояний, а затем вновь возвратиться в состояние простейшей  (основы), но уже с новыми наработками энергий, с тем, чтобы перенести это в еще более изначальную основу. Человек, начиная со своих первых воплощений и далее, нарабатывает соответствующую энергию, без которой ему не пройти все этапы эволюции, постепенно переходит из Расы в Расу, пока не перейдет на более высокий уровень существования. При этом он не только компенсирует все энергетические затраты, которые были произведены в ходе его воплощений, но может и должен накопить дополнительную энергию, без которой он не сможет существовать на более высоком уровне.

      Любая система не сможет существовать, если в ходе этого не происходит хотя бы компенсация того количества энергии, которая затрачивается на ее существование. Если эта система изолирована, а тем более взаимодействующая с другими системами, то повторение процессов существования без полной компенсации затрат энергии в конечном итоге приведет к гибели этой системы. Взаимодействие с другими системами потребует от первой не только компенсировать свои внутренние затраты энергии, но и потребует затрат на взаимодействие с другими, то есть «несколько» больше.  И это «несколько» должно находиться в соотношении гармонии с произведенными затратами системой по правилам «золотого сечения».

      Таким же образом происходит процесс и с Монадами различного плана: более низкие по уровню Индивидуальные Монады, проходя свой путь эволюции, не только сохраняют свой изначальный энергетический баланс, но и нарабатывают новый, как по количеству, так и по направленности (вместо активной роли кинетической энергии, направленной во вне, происходит изменение ее направленности внутрь, то есть кинетическая энергия стремится перейти в потенциальную, а та, в свою очередь во внутреннюю). Проходя по Планам Бытия и Сознания на первых планах происходит «нисхождение в материю» (до физического плана), а с физического плана происходит «восхождение к Духу». «Нисхождение в материю»  - это процесс внешнего проявления кинетической энергии, а «восхождение к Духу» - это процесс направленности кинетической энергии вовнутрь, то есть переход ее в потенциальную и, в конечном итоге, во внутреннюю. Но эволюция Монад происходит на их собственных, а не на наших Планах Бытия.

      С энергетической точки зрения Монаду можно представить как максимальную концентрацию делегированной Внутренней и, соответственно, Потенциальной энергии, своеобразные энергетические центры максимальной их концентрации, присущие уровню Второго Вселенского Принципа, где Вселенские Корень-Субстанции еще недифференцированы.

      Ранее, говоря о Логосе, мы уже отмечали, что «...Монада или Точка есть Начало и Единица, от которой исходит вся числовая система, Первичная Причина, но То, от чего она исходит, или вернее, чье выражение она составляет, Логос, обходит молчанием. (Он есть) единая сущность, из которой возникает к бытию центр энергии ...(который он называет Логосом). Это есть первое Эго в Космосе, и всякое другое Эго ...есть лишь отражение и проявление его. Во время Манвантары он имеет присущее ему сознание и свою индивидуальность ...(ОН ЕСТЬ ЦЕНТР ЭНЕРГИЙ, но) подобные центры почти бесчисленны в лоне Парабрамана. Не следует думать, что (даже) этот Логос (есть Создатель или, что он) лишь единственный центр энергии ...число их почти бесконечно ...(Это) есть первое Эго, проявляющееся в Космосе, и есть конец всей эволюции. (Это есть абстрактное Эго) ...Он первое проявление (или аспект) Парабрамана». К этому можно лишь добавить, что говоря о многообразии Логосов и соответствующих центров энергий, мы как раз и понимали под этим Монады соответствующего уровня существования, выражающие Единый Логоса Вселенной. Но поскольку каждый из последующих Логосов имеет свою Монаду, то и Вселенский Логос имеет Монаду, исходящую из Седьмого Космического Принципа. Если же вспомнить о том, что Иерархии существуют и на уровне Космических Принципов, то изначальный уровень понимания Монады можно отнести к уровню последних Космических Принципов.
 
      И в этом смысле условное сравнение Монады с Искрой Абсолюта вполне оправдано. Столь утонченное восприятие Монады на уровне не только Вселенских, но и Космических Принципов позволит нам понять, что само введение этого понятие, а также этапы ее эволюции не есть некая случайность, а имеет вполне определенную причину, является выражением более высоких Принципов и показывает ее изначальный характер.
Но для нас больший интерес представляет рассмотреть Монаду с позиций Вселенной, нежели пытаться искать ее более изначальный уровень.
       (В противном случае мы можем столкнуться с той же ситуацией, как и с пониманием уровня Материи. Ранее мы уже говорили, что «во избежании путаницы и ошибочного представления термин «Материя» должен быть применен к совокупностям предметов, доступных восприятию, а термин «Субстанция» - к Нуменам; насколько феномены нашего плана являются созданиями воспринимающего Эго - видоизменениями его собственной субъективности - настолько все «состояния материи, являющие совокупность воспринимаемых объектов», могут иметь лишь относительное и чисто феноменальное существование для сынов нашего плана. Например, посредством того, что известно нам, как Манас, оно проявляется как Сознание-Разум; через более утонченную дифференцированную ткань (шестое состояние материи) Буддхи - имеющей своей основой опыт Манаса - оно изливается потоком Духовной Интуиции. Объект в чистом виде, независимый от сознания, неведом нам при нашей жизни на плане трехмерного мира, ибо мы знаем лишь умственные состояния, которые вызываются им в познающем Эго. И пока противоположение Субъекта и Объекта продолжается, то есть, пока мы пользуемся лишь нашими пятью чувствами и не знаем, как освободить наше всепознающее Эго от ига этих чувств, до тех пор, невозможно будет личному Эго пробиться сквозь заграждение, отделяющее его от познания «вещей самих в себе» или Сущности.

      Это Эго, продвигаясь по дуге восходящей субъективности, должно исчерпать опыт нашего плана. Но лишь когда Единое сольется со Всем, на нашем ли плане или на каком-либо  другом, и Субъект и Объект одинаково исчезнут в абсолютном отрицании Нирванического состояния - отрицания, опять-таки, лишь с точки зрения нашего плана - тогда только достигнута будет вершина Всеведения, Познания Вещей самих в себе, и мы подойдем к разрешению еще более страшной загадки, перед которой даже Высочайший Дхиан-Коган должен преклониться в молчании и неведении перед - Несказуемой Тайной того, что именуется ведантистами Парабраманом».)

      «Ни Индивидуальность - ни даже сущность Личности, если таковая остается, - не теряется вследствие поглощения, ибо, как бы ни было беспредельно паранирваническое состояние, все же, оно имеет предел в Вечности. Раз оно достигнуто, то та же Монада снова возникнет из этого состояния, как еще более возвышенное существо и на гораздо более высоком плане, чтобы снова начать свой цикл усовершенствованной деятельности. Человеческий ум не только не может переступить, но едва даже может достичь этого плана мышления. Ум  колеблется здесь, на  пределе  непостигаемой  Абсолютности  и  Вечности».(1,т.1,с.333)

      Попытки поиска источника возникновения Монады, а тем более попытки познания ее структуры, заранее обречены на неудачу. Как мы уже говорили, истоки возникновения Монады следует усматривать на уровне проявлениях последних Космических Принципов, и то, что мы рассматриваем в качестве Монады на уровне Вселенских Принципов - это лишь доступное для нашего понимания описание Монады. То же самое можно сказать и о структуре Монады. Она не есть некая конкретная физическая субстанция. Будучи переходящей из уровня Космических Принципов во Вселенские, она может характеризоваться только определенным сочетанием энергий (В, П и К), совокупность которых не только является воплощением основных Законов Космоса, но и общей схемы его развития.

      На пути своего существования, Монада, проходя через различные формы своего воплощения, проносит общий план развития и эволюции Космоса.
      «От ТОГО происходит великий Невидимый Логос, который выявляет всех других Логосов; Первичный Ману, дающий бытие всем другим Ману, которые коллективно эманируют Вселенную и все в ней заключающееся, и в совокупности своей представляют Проявленного Логоса. Потому мы узнаем из Комментариев, что тогда как ни один Дхиан-Коган, ни даже самый Высший, не может вполне осознать ...«условие предыдущей Космической Эволюции ...Ману удерживают знание своих опытов во всех Космических Эволюциях на протяжении Вечности». ...Ману заявляет, что он был создан самим Духом Человечества, что означает, что его Монада исходит от никогда не покоящегося Принципа при начале каждой новой Космической Деятельности - что Логос или Всемирная Монада (коллективный Элохим) излучающий из самого себя все эти Космические Монады, которые становятся центрами деятельности - Прародителями бесчисленных Солнечных Систем, так же как и еще недифференцированных человеческих Монад на Планетных Цепях и всего на них сущего. Саморожденный есть имя, присущее каждой Космической Монаде, которая становится Центром Силы, изнутри которой возникает Планетная Цепь (таких цепей в нашей системе семь)».(1,т.2,с.388-389)

      Подобно тому, как в предыдущей главе мы рассматривали Планы Бытия и Сознания, можно применить эту же схему и к этапам эволюции Монады.
      «Монады, вращающиеся в кругу семеричной Цепи, разделяются на семь Классов или Иерархий, согласно их соответствующим стадиям эволюции, сознания и заслуг.
Проследим порядок их появления на Глобусе А. В Первом Круге. Протяжение времени между появлениями этих Иерархий на любом Глобусе так приноровлено, что, когда Класс 7, последний, проявляется на Глобусе А, то Класс 1 только что перешел на Глобус В; и так далее, шаг за шагом, на протяжении всей Цепи.

      Также в Седьмом Круге Лунной Цепи, когда Класс 7, последний, покидает Глобус А , этот Глобус, вместо того, чтобы заснуть, как он делал это в предыдущих Кругах, начинает умирать (вступать в свою Планетную Пралайю); и, умирая, он, как было сказано, передает в последовательности свои принципы или элементы жизни и энергию и пр., новому Лайа-Центру, который начинает формирование Глобуса А , Земной Цепи. Подобный же процесс происходит и с каждым Глобусом Лунной Цепи; один за другим каждый формирует новый Глобус Земной Цепи. Но Глобус А Лунной Цепи не вполне «мертв», до тех пор, пока первые Монады первого Класса не перейдут с Глобуса G или Z последнего в Лунной Цепи, в Нирвану, ожидающую их между двумя Цепями; то же происходит, как указано, и со всеми другими Глобусами, каждый из которых дает рождение соответствующему Глобусу Земной Цепи.

      Далее, когда Глобус А новой Цепи готов, первый Класс или Иерархия Монад Лунной цепи воплощается на нем в низшем царстве и так далее в последовательности. Как следствие этого лишь первый Класс Монад достигает развития человеческого состояния в течении Первого Круга, ибо второй Класс на каждом Глобусе, пребывая позднее, не имеет времени достичь этой стадии. Таким образом, Монады Второго Класса достигают начальной человеческой стадии лишь во Втором Круге и так далее до середины Четвертого Круга. Но на этой точке и в этом Четвертом Круге, в котором человеческая стадия будет вполне развита, «дверь» в человеческое царство закрывается; и с этого момента число «человеческих» Монад, то есть, Монад в человеческой стадии развития, закончено. Ибо Монады, не достигшие к этому времени, будут, в силу развития самого Человечества, настолько позади, что они достигнут человеческой стадии лишь при конце Седьмого и последнего Круга. Они потому не будут людьми в этой Цепи, но составят Человечество будущей Манвантары и будут вознаграждены тем, что станут «людьми» на более высокой Цепи, получая, таким образом, кармическое возмещение. Этому есть лишь одно единственное исключение и ради прекрасных причин, о которых мы скажем позднее. Но это относится к различию в Расах.

      Таким образом, становится очевидным, насколько совершенна аналогия между процессами Природы в Космосе и в индивидуальном человеке. Последний живет свой жизненный цикл и умирает. Его высшие принципы, отвечающие в развитии Планетной цепи эволюционирующим Монадам, переходят в Девачан, который соответствует Нирване и состояниям покоя, существующим между двумя Цепями. Низшие принципы человека разлагаются со временем и употребляются Природою для формации новых человеческих принципов; тот же процесс происходит при разложении и формации миров. Таким образом, аналогия является самым верным руководителем для понимания Оккультных Учений».(1,т.1,с.227, 228)

      «Полное развитие минеральной эпохи на Глобусе А подготовляет путь для развития растительности и, как только она начинается, минеральный, жизненный импульс переходит на Глобус В, затем, когда развитие растительности на Глобусе А заканчивается и начинается животное развитие, растительный жизненный импульс переходит на Глобус В, а минеральный импульс переходит на Глобус С. И, наконец, человеческий жизненный  импульс вступает на Глобус С».

      ...Итак, это продолжается на протяжении Трех Кругов, после чего происходит замедление и, наконец, остановка на пороге нашего Глобуса в Четвертом Круге; ибо человеческий период (настоящего физического человека), седьмой, достигнут теперь.
...Все во Вселенной следует аналогии. Человек микрокосм Вселенной. То, что происходит на духовном плане, повторяется на космическом плане. Таким образом, в соответствии с венцом Серафитов или Верхней Триадой, имеются три элементальные царства, предшествующие минеральному и которые, употребляя язык каббалистов, отвечают в космической дифференциации Мирам Форм и материи, от Сверх-духовного до мира Прообразов.

      Что есть Монада?
«...Она никогда не может быть сравнима с микрокосмическими организмами, которые были причислены, однажды, к полигастрическим инфузориям, теперь же рассматривается, как растения, и причисленные к водорослям; также она не есть вполне Монас перипатетиков. Физически или в строении своем Минеральная Монада отличается, конечно, от Человеческой Монады, которая не является физической, и строение ее не может быть передано химическими символами и элементами».

      Монада является комбинацией последних двух принципов в человеке, шестого и седьмого.... Было бы крайне ошибочным представить себе Монаду, как отдельную Сущность, прокладывающую свой медленный путь определенною тропою через низшие царства и  после бесчисленных серий преображений, расцветающую в человеческое существо. Вместо того, чтобы сказать «Минеральная Монада», правильнее было бы употребить в физической науке, дифференцирующей каждый атом, следующее выражение - «Монада, проявляющаяся в той форме Пракрити, которая называется Минеральный Царством».

      Атом, как он представлен в обычной научной гипотезе, не есть частица чего-то, оживленного психическим чем-то, и которому, по истечению эонов, предстоит расцвести в человека. Но это есть конкретное проявление Вселенской Энергии, которая сама еще не индивидуализировалась. Океан Материи не разделяется на свои потенциальные и составные капли до тех пор, пока волна жизненного импульса не достигает эволюционной стадии человеческого рождения. Склонность к отделению в индивидуальные Монады совершается постепенно и в высших животных достигается почти до точки».(1,т.1,с.231-233)

     Само понятие эволюция относительно Монады, как мы уже говорили выше, трудно применимо, учитывая ее неизменность в общепринятом смысле. Скорее она является одним из творческих начал самой эволюции как в Космическом плане (в виде Единой Вселенской Монады), так и на индивидуальном уровне (в виде Индивидуальной Монады).
«Монады прошли через все эти формы существования вплоть до человека на каждом Глобусе-сфере в течение трех предшествовавших Кругов; каждый Круг, так же как и каждый последующий Глобус от А до G, были и еще будут ареной такой же эволюции, только каждый раз она повторяется на более плотной материальной основе, нежели предыдущая».(1,т.2,с.321)

     «Монада или Джива, как сказано в «Разоблаченной Изиде», прежде всего устремляется Законом Эволюции в низшую форму материи - в минералы. После семеричного круговращения, заключенная в камне или в том, что станет минералом и камнем в Четвертом Круге, она выходит из него, скажем, как лишайник. Проходя затем через все формы растительной материи в то, что называется животной материей, она теперь достигла точки, у которой она становится, так сказать, зародышем животного, которое станет человеком. Все это, вплоть до Третьего Круга, лишено формы, как материя, и бесчувственно в отношении сознания. Ибо Монады или Джива даже не может быть названа Духом; это есть Луч, Дыхание Абсолюта или скорее, сама АБСОЛЮТНОСТЬ. Абсолютная Однородность, не имея отношения к условной и  относительной законченности, бессознательна на нашем плане. Потому, кроме материала, который ей потребуется для ее будущей человеческой формы, Монада нуждается в образце или духовном прообразе для оформления этого материала и в разумном сознании, чтобы направить ее эволюцию и продвижение; но ни тем и ни другим не обладает ни однородная Монада, ни бесчувственная, хотя и живая материя. Оккультная наука учит, что тогда как Монада совершает свой цикл нисхождения в материю, эти самые Элохимы и Питрисы - низшие Дхиан-Коганы - развиваются ...вместе с нею на более высоком и духовном плане, спускаясь так же относительно в материю на своем плане сознания; и когда, достигнув известной  точки, они встречаются воплощающуюся (бессознательную) Монаду, заключенную в низшую материю, то эти две потенции Духа и Материи сочетаются, и союз этот порождает земной символ «Небесного Человека» в Пространстве - СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА. Дух и Материя, хотя и являют единство в своем начале, но появляясь на плане дифференциации, каждый из них начинает свой эволюционный прогресс в противоположных направлениях. Дух постепенно падает в Материю, а последняя восходит к своему первоначальному состоянию, то есть к чистой духовной Субстанции. Оба неразлучны, тем не менее, всегда разлучены. На физическом плане оба одинаковых полюса всегда будут отталкивать друг друга, тогда как отрицательный и положительный - взаимно притягиваются. Точно также стоят в отношении один другого Дух и Материя, - два полюса одной и той же однородной Субстанции, Коренного Принципа Вселенной».(1,т.1,стр.309)

      Ранее мы неоднократно говорили о множестве Логосов и порожденных ими Планетарных Цепей. Это условное подразделение Вселенной связано с особенностями формирования энергетических центров, которые, в свою очередь, связаны с особенностями «разлета» и проникновения Корень-Субстанций. Из этого следует, что каждый Логос и создаваемая им Планетарная Цепь условно локализованы и этим определяется направленность этой Цепи, ее состав и специфика ее эволюции. С этим тесно связана и количественная характеристика, если она допустима на нашем уровне понимания структуры Цепи, всего ее состава. Речь идет не только о количестве Корень-Субстанций условно локализованных в этой Цепи, но и о количестве Монад, участвующих в проявлении различных форм.

      «Ввиду того, что эволюция Монад и эволюция Глобусов так тесно переплетены между собою, мы сделаем из двух Учений одно. В каждой новой Манвантаре должно быть ограниченное число Монад, которые развиваются и становятся все более и более усовершенствованными через ассимиляцию многих последовательных личностей. Это абсолютно необходимо в виду доктрины Перевоплощения и Кармы и постепенного возвращения человеческой Монады к ее источнику- Абсолютному Божеству. Таким образом, хотя множество, более или менее продвинувшихся Монад, почти неисчислимо, все же, число их предельно, как и все в этой Вселенной дифференциации и предельности».(1, т.1,с.225)

      И все же, признавая множественность Монад, их состав может быть определен не только количественно (что весьма затруднительно для нас), но и качественно, говоря о состоянии каждой из Монад на определенном этапе существования Цепи.
«Монадическое множество может быть разделено на три больших Класса.

1. Наиболее развитые Монады - лунные Боги или «Духи» - называемые в Индии Питрисами - назначение которых пройти в Первом Круге через весь тройной цикл минерального, растительного и животного царств, в их наиболее эфирных, флюидических и рудиментарных формах, для того, чтобы облечься и приспособиться к природе новой сформированной Цепи. Именно, они первые достигают человеческой формы - если только может существовать какая-либо форма в области почти совершенной субъективности - на Глобусе А в Первом Круге. Потому они и возглавляют и представляют человеческий элемент на протяжении Второго и Третьего Круга и, наконец, развивают свои тени при начале Четвертого Круга для второго  Класса или для тех, кто следуют за ними.

2. Те Монады, которые первые достигают человеческой стадии в течении Трех с половиной Кругов и становятся «людьми».

3. Остальные Монады, запоздавшие и которые не достигнут, вследствие кармических затруднений, человеческой стадии на протяжении этого цикла или Круга, за одним исключением, о котором будет сказано в другом месте, как уже было обещано. Мы принуждены употреблять вводящее в заблуждение слово «Люди», и это является ясным доказательством, как мало приспособлен любой европейский язык для выражения этих тончайших различий. Здравый рассудок должен подсказать, что «эти люди» не похожи на людей наших дней, ни формою, ни природою. ...Нет другого термина ни на одном из западных языков, который, хотя бы приблизительно, передавал желаемое представление. Слово «Люди» (men), по крайней мере, указывает, что эти существа были «ману», мыслящими сущностями, как бы ни отличались они формою и рассудком от нас самих. Но, в действительности, в отношении  духовности  и  понимания  они  были  скорее  «Богами»,  нежели  «людьми».

      Монада не может ни продвигаться ни развиваться, ни даже подвергаться воздействию смен состояний, через которые она проходит. Ибо она не принадлежит этому миру или плану и может быть сравнима лишь с нерушимою звездою божественного света и огня, низвергнутою на нашу землю, как доска спасения для Личностей, в которых она обитает. Именно, эти последние должны уцепиться за нее и, приобщившись, таким образом, к ее божественной природе, достичь бессмертия. Оставленная сама по себе Монада не прикрепится ни к одной и подобно доске будет унесена неустанным течением эволюции к другому воплощению.

      Эволюция внешней формы или тела вокруг астрала происходит посредством земных сил так же, как и в случае низших царств. Но эволюция внутреннего или истинного человека чисто духовна. И тогда это не только прохождения безличной Монады через многие и различные формы материи - одаренной, в случае, инстинктом и сознанием на совершенно другом плане - как в случае внешней эволюции, но прохождение «Души-Странницы» через различные состояния не только материи, но самосознания и самопознавания или же к перцепции через апперцепцию. Монада выявляется из своего духовного состояния и умственной бессознательности; и, проскакивая первые два плана - слишком близкие к Абсолюту, чтобы допустить сочетание с чем-либо на более низком плане - она вступает непосредственно на план умственный. Но во всей Вселенной не существует плана с более обширными горизонтами или широким полем действия, в его почти бесконечных градациях, познавательных и самопознавательных качествах, нежели этот план для каждой «формы», от Минеральной Монады до времени, когда Монада расцветает в силу эволюции в Божественную Монаду. Но на протяжении всего этого времени она все та же Монада, разнящаяся лишь своими воплощениями через последовательные циклы частичной или полной обскурации духа, или же частичной или полной обскурации материи - две антитезы полярности - сообразно с тем подымается ли она в область умственной духовности или же спускается в глубины материальности».(1,т.1,с.228-229)

       Приведенная цитата не только подтверждает ранее сказанное о причастности Монады к Космическим Принципам, но и относительность применения к ней понятия эволюция. Будучи определенным энергетическим центром, определенным образом связанным с тем или иным живым существом, Монада предопределяет возможное и необходимое развитие этого существа в данном царстве существования, но это не лишает само существо возможности уклоняться от Монадической предопределенности. Другое дело, что, будучи не в состоянии постичь абсолютное совершенство этой предопределенности, живое существо, делая ошибочный выбор поведения, тем самым посягает на действие Космических и Вселенских Законов, за что в дальнейшем испытывает обратное воздействие посредством Закона Кармы.

      «Монада каждого живого существа, если только его моральная низость не порвет связи с нею, и он не оторвется и не заблудится на «Лунной Тропе» - есть индивидуальный Дхиан-Коган, отличный от других и с присущим ему своего рода духовной Индивидуальностью на протяжении одной специальной Манвантары. Его Принцип, Дух (Атман), конечно, един с Единым Вселенским Духом (Параматма), но Носитель, в котором он заключен, именно, Буддхи является частью и частицею этого Дхиан-Коганского Единства; и в этом заключается тайна вездесущности, которая обсуждалась на предыдущих страницах».(1,т.1,с.331)

      «Монады, суть вещи несоставные, именно Духовное Единство, оживляющее их в их стадиях дифференциации, говоря точно, и составляет Монаду - не атомическая агрегация, являющаяся только проводником и субстанцией, через которую вибрируют низшие и высшие степени разума».
      ... Могут спросить, что есть «Лунные Монады», о которых только что говорилось? Описание семи Классов Питрисов будет дано позднее. Каждому должно быть ясно, что они являются Монадами, которые, закончив свои Жизненные циклы на Лунной Цепи, низшей по сравнению с Землей, воплотились на последней. Но есть несколько дальнейших подробностей, которые могут быть добавлены, хотя они слишком приближаются к запрещенному пределу, чтобы вполне подробно обсуждаться. «Истинное Солнце и истинная Луна так же невидимы, как и истинные человек», гласит Оккультная догма.

      ... Луна играет большую и самую значительную роль, как в образовании самой земли, так и в населении ее человеческими существами. Лунные Монады или Питрисы, предки человека, становятся на самом деле самим человеком. Они являются Монадами, вступившими в цикл эволюции на Глобусе А, и которые на протяжении Круга цепи Глобусов развивают человеческую форму, как это только что было показано. При начале человеческой стадии Четвертого Круга нашей земли они «выделяют» свои астральные двойники из «обезьяноподобных» форм, которые они развили в Третьем Круге. Именно, эта более тонкая форма служит образцом, вокруг которой Природа строит физического человека. Эти Монады или Божественные Искры, таким образом и есть Лунные Предки, сами Питрисы; ибо эти Лунные Духи должны стать «Людьми», чтобы их Монады могли достичь более высокого плана деятельности с самосознания, то есть, плана Манаса-Путр, тех кто в позднейшей стадии Третей Коренной Расы, одарили «разумом» бессознательные оболочки, созданные и одушевленные Питрисами».(1,т.1,с.234-235)

     «..Лунные Монады не могли прогрессировать, ибо они не имели достаточного контакта с формами, созданными «Природою», чтобы посредством этих форм накопить достаточный опыт. И это Манас-Дхиани, которые заполняют пробел и являются эволюционной Мощью Рассудка и Ума, связью между Духом и Материей - в этом Круге.
Также надо иметь в виду, что Монады, которые вступают в эволюционный цикл на Глобусе А, в Первом Круге, находятся в очень различных стадиях эволюции. Следовательно, положение становится несколько сложным.

     Наиболее развитые Лунные Монады достигают человеческую зачаточную стадию в Первом Круге; становятся земными, хотя очень эфирными человеческими существами к концу Третьего Круга, оставаясь на Глобусе на протяжении периода «обскурации», как семя для будущего человечества в Четвертом Круге и, таким образом, они становятся пионерами Человечества при начале настоящего Четвертого Круга. Другие достигают человеческого состояния лишь в позднейших Кругах, то есть, во втором, третьем или в первой половине Четвертого Круга. И, наконец, самые запоздалые - то есть, те, кто еще находится в животных формах, после срединного поворотного пункта Четвертого Круга - вовсе не станут людьми в течении этой Манвантары. Они достигнут предела Человечества лишь при завершении Седьмого Круга, чтобы, в свою очередь, быть переведенными, после Пралайи, на Новую Цепь старшими пионерами, праотцами Человечества или названными Семенами Человечества, то есть, людьми, которые будут во главе всех в конце этих Кругов».(1,т.1,с.237)

      В данной главе мы коснулись лишь общего представления о Монадах, но в последующих главах мы еще неоднократно будем возвращаться к ним, особенно при анализе становления человечества. При этом мы в данном разделе касаемся лишь отдельных Планов, не анализируя остальные.

                Список использованной литературы

1. Е.П. Блаватская, Тайная Доктрина, т.1-3.
2. Е.П. Блаватская, Разоблаченная Изида,т.1-4, М, 1992г,
3. Е.П. Блаватская, Теософский словарь.
4. Е.П. Блаватская, Комментарии к «Тайной Доктрине», 1999 г.М., Новый Центр,
5. Е.П. Блаватская, Ключ к теософии, М, изд. «Сфера» Российского Теософского
     Общества, 1993 г.
6. Дж. Р.С. Мид Трижды Величайший Гермес. Москва, изд. «Алетейа», 2000 г.
7. Письма Махатм, Самара, 1993 г.
8. Платон, Государство, М, изд. Мысль, 1999 г.
9. Платон, Законы, М, изд. Мысль, 1999 г.
10. Платон, Парменид, М, изд. Мысль, 1999 г.
11. Платон, Тимей, М, изд. Мысль, 1999 г.
12. Платон, Филеб, М, изд. Мысль, 1999 г.
13. Платон, Федон, М, изд. Мысль, 1999 г.
14. Платон, Федр, М, изд. Мысль, 1999 г.
15. Платон, Пир, М, изд. Мысль, 1999 г.
16. Книги Агни-Йоги (Живой этики), Община, Новосибирск, 1990г.
17.    -    "    - ,           Агни-Йога,           -     "     - .
18.    -   "     - ,           Беспредельность, -    "    -.
19.    -    "    -,            Иерархия,              -    "    -.
20.    -    "    -,            Сердце,                -    "    -.
21.    -    "    -,            Мир Огненный,    -    "    -.
22.    -    "    -,            Аум,                -    "    -.
23.    -    "    -,            Братство,                -    "    -.
24.  Е И. Рерих,  Напутствие вождю. «Свет» Новосибирск, 1997г.
25.  Махабхарата, Мокшадхарма и Нараяния, Ашхабад, изд. Ылым, 1983г.
26.  Апокрифы древних христиан, М., Мысль, 1989 г.
27.  АУМ, № 1-3, 1990 г.,
28.  В.Ф. Асмус, Античная философия, М., Высшая  школа,1976г 17. Кант И., Соч. в 6
      т ом., М, 1963-1966, т.4.
29.  Л. Фейербах, Избр. Философские произведения,т.1.
30.  К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., т. 42.
31.  Ф. Энгельс, Анти-Дюринг,
32. В.И. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм, М., Политиздат, 1989 г.
33.  Ленин В.И., ПСС, т. 33. «Государство и революция»
34. И.М. Сеченов, Избранные философские и психологические произведения, М, 1947 г.
35. Вернадский В.И., Философские мысли натуралиста, М, 1988г.
36. В.А. Ацюковский, Введение в эфиродинамику, (реферат), М, 1980 г.
37. П. Девис, Суперсила, М., Мир, 1989 г
38. М.И. Клецов, Раскрытие тайн мироустройства, М., 1995г
39. Философский энциклопедический словарь, М, изд. Инфра-М, 1999 г.
40. Большой энциклопедический словарь, Физика, М, Научное изд. «Большая Российская  энциклопедия, 1999 г.
41. Советский энциклопедический словарь, М, изд. «Советская энциклопедия», 1980 г.
42. Знания за пределами науки, М., изд. Республика, 1996 г.
43. Хозе Аргуэльес, Фактор майя, Внетехнологический Путь, Изд. «София», Киев, 1996 г.
44.  И. Кант, Соч. в 6 т., М, 1963-1966 г., т.4.
45.  Н Хоровиц, Поиск жизни в Солнечной системе, М, Мир, 1988,

______________
* Первая часть – размещена в Стихи.ру 15 сентября 2013 г.
   Владислав Стадольник http://www.stihi.ru/avtor/vladislav3