Бабушкины рассказы

Ольга Изборская
 
Вступление (от внука Миши).
Бабушка у нас уникальная!
Во первых она кинорежиссер, во-вторых инженер-металлург, в третьих - нас у нее пятеро и всем она должна рассказывать по вечерам сказки или рассказы.
А рассказы эти так интересны, что мы хотим еще и еще.
Вот мы и просим бабушку, чтобы она их записала. И мама наша просит. А бабушка все отнекивается. Говорит, что "сказки любят свободно летать над нами и не очень любят сидеть на привязи, в буквенных цепях".
Но все-таки иногда бабушка соглашается, когда особенно интересно получается.


О ЩЕНОЧКЕ.

-А сегодня, бабушка, расскажешь про щеночка?
-Не знаю. Сейчас полежим тихо и послушаем, что сказка скажет?
Ну вот. Сказка согласилась рассказать нам почти страшную историю.
Маша: «Не надо страшную!»
Миша: «Давай! Бабушка, страшную! Давай!»
Бабушка: «Почти страшную».
Папа и щеночек жили вдвоем на даче. Дети все уже уехали в город. Наступила пора идти в школу.
Мама тоже уехала – помогать детям, а папа остался на даче, чтобы подготовить пчелок к зиме. Пчелки тоже были как бы папиными детками. И им надо было тоже готовиться к зиме, чтобы не замерзнуть. Вот папа и остался им помогать.
Щенок был этому очень рад. Он готов был и один жить на даче, чтобы охранять ее, но с папой ему было значительно интереснее и сытнее. Папа не забывал его кормить.
Погода была хорошая, а ночи – лунные и тихие. Народу осталось вокруг мало. Вот папа и щенок и легли спать не во дворе, а в доме. Щенок – в прихожей, а папа – в дальней комнате, в спальне. Он открыл окошко, выходящее в палисадник, и заснул, наслаждаясь свежим и пахучим осенним воздухом.  Рядом с домом росли два огромных дерева: клен и береза. С них падало так много красивой листвы, что щенок любил в них зарываться и снова взрывать их, бегая взад и вперед.
При этом он шуршал, шумел и повизгивал от восторга. А папа ухмылялся и укоризненно говорил: «Ты, вроде уже большой! Что ты так шалишь?»
После этих слов щенок несколько шагов пробегал с задранным высоко хвостом и поднятой головой – радуясь, что он большой, а потом снова приседал на передние лапы и взрывал стайки листьев.
Теперь он тихо спал и видел во сне эту свою беготню и шуршание.
Вдруг он понял, что это  шуршит не его сон! Шуршал кто-то другой! Под окном раздавалось приглушенное и вонючее чье-то дыхание и шуршание  листьев.
Щенок хотел залаять, но подумал, что его голосок еще слишком тонок и вряд ли он испугает того, кто так противно рядом дышит…
Щенок тихо отполз назад, виляя задом, и заглянул с соседнее с дверью окно в летней кухне. Не было видно ничьей головы. Значит, голова пахла из большого окна, ведущего в переднюю комнату. Дверь  в комнату легко открылась от одного движения лапы. Но щенок  так расстраивался, что он еще мал и не справится с незваным гостем, что чуть не заскулил от горя.
-Придет враг – думал щенок – и все разграбит, а я ничего не смогу с ним сделать!
И тут он вспомнил, что он вовсе не один! Что где-то в дальней комнате спит «папа»! И его только надо разбудить! А уж он-то справится! Справится! Щенок был в этом уверен!
Щенок быстро прополз общую спальню и поднялся на лапах, перед папиной кроватью. Он потыкался в папу носом, подергал его за одеяло, потом лизнул его в нос и рот.
Папа проснулся. И тут же сквозь сон услышал шорох и звон стекла.
Папа сел на кровати. За окном кто-то переговаривался.
- Значит, так, малыш, - шепотом  сказал папа – выпрыгивай из моего окна и жди моей команды. А до команды – молчи! Умный ты мой пес! Мы их победим и напугаем. Хорошо?
Папа стянул с полки мамины черные колготки и стал их натягивать себе на голову.
Щенок чуть не заворчал, но папа шикнул на него.
- Молчи, малыш! Молчи! Ты молодец! Давай, прыгай в мое окно! И жди моей команды.
Папа натянул на себя что-то темное и лохматое, схватил какой-то стул… И дальше щенок ничего не видел, потому что уже полз под окном  через палисадник, чтобы сзади напасть на воров и грабителей.
Их было двое и от них пахло перегарной вонью. Они уже висели на подоконнике.
Перед ними вдруг с криком вырос  какой-то огромный негр со стулом в руке. А сзади в них с визгом вцепился какой-то лохматый ворчащий зверь!
Вот страху-то было! И сколько неожиданности!
Негр ревел низким басом, как лось. Зверь визжал, как десять поросят!
На грабителей напал столбняк. Дав себя ударить хорошенько стулом и искусать ноги, они опомнились и так сиганули прочь, что не заметили, как перескочили забор, на который перед этим так с трудом(по- пьяни) влезли.
Папа вышел на крыльцо и подманил щенка:
-Ты герой малыш! Какой ты умница! Я тебе медаль обещаю купить за спасение меня и дома от грабителей! Герой!
-А пока вот тебе хорошая косточка от моего обеда! Наслаждайся!
А я поищу фанерку, чтобы вместо стекла пока вставить.
Так эту фанерку и оставили в окошке на память о подвиге нашего щенка. Дети потом на ней нарисовали его портрет.


ЦАРСКАЯ СУДЬБА

Мой кашель и чихание всем надоедают. Вот я и решила избавить всех от постоянного говорения мне:"Будь здорова!" Пошла к врачу нового направления: "компьютерная диагностика" и врач установил, что чихаю я и кашляю от книжной пыли. Еще бы: у меня такая большая библиотека! И вся собрана в одной комнате, к которой и я помещаюсь. Загрустила я. Не могу выбросить библиотеку! И что же делать?
Залезла, как всегда в интернет. А оттуда мне и говорят:" Каждому человеку положена по жизни одна комната" - это раз. А второе:" В комнате надо устроить все так, чтобы было где работать и где отдыхать. Две зоны." И третье: "Кроме комнаты существует прихожая и она толже должна достойно функционировать." То есть: "Исполнять свои служебные обязанности", а не быть складом ненужного хлама и забытых  вещей.
Обрадовалась я несказанно! Три огромных шкафа с антресолями у меня в прихожей! Хватит на всю библиотеку! Если полки сделать...
А кто сделает?  Зять не любит работать с деревом - он больше по машинам, по металлу копается. Дед - сват может быть и сделал бы, да у него большая дача, огород, ремонт пяти велосипедов для внучат и т.д.
Опять лезу в интернет. А оттуда отвечают:" По вашему заказу сделаем в прихожей шкафы-купе. Посмотрите образцы." Посмотрела. Нашла один подходящий вроде, да слишком много в нем стекла. Видимо, разорят меня.
Узнала цену и вся скукожилась. "Выбросим ваши шкафы и поставим свои."
-А зачем? - спрашиваю. -Затем, что по проекту! - отвечают. -А нельзя по моему проекту? - Нельзя! Слишком дешево получится. А так накрутим до четырех миллионов!
-Спасибо,- говорю, не надо "до четырех миллионов".
Отпал интернет.
Позвонила знакомому батюшке.
-Отче - говорю, - а нельзя ли Вас пригласить не по вашей основной службе, а по плотницкому делу? 
- Можно - отвечает, - но материала у меня нет для полок. Позвоните в ЖЭС, там должен быть плотник. Может он Вам поможет.
-И верно - думаю - как это я  сразу не вспомнила?
Не звоню, однако, а иду в ЖЭС. Спрашиваю диспетчера:"Где найти плотника?" - Указывает.
Вхожу в комнату и попадаю в свое послевоенное детство. Обшарпанные стены. Большой стол, обитый жестью. И твое мужиков режутся в домино. Один из них сильно пьян, так что руки постоянно дрожат и дергаются.
-Мне бы плотника - говорю.
Этот пьяный отвечает: " Я это!"
-И почему это плотники всегда пьяны? - думаю я.
Я понимаю, что разговор бесполезен, но по инерции продолжаю: " У меня для вас заказ. Полки мне надо сделать в прихожей,"
Он дергает руками, с зажатыми в них домино, и отвечает: "Дай доиграю партию."
Я говорю: "Запишите мой телефон. Как будете свободны - позвоните." А сама думаю: "Может, протрезвиться так и заработать захочет?"
Но уверенности никакой.
Неужели все плотники - обязательно пьянь? И что он сможет? И сообразит ли?
Но на следующий день - звонок: " Вы плотника вызывали?" Совсем детский, мальчишеский голосок.
-Вызывала - говорю.
Входит важный, какой-то даже надутый от важности мальчик, лет 14-цати. Маленький, щуплый. Но с большими тяжелыми коробками: дрель и еще инструменты.
-Ты откуда? - спрашиваю - Из ЖЭСа - отвечает - Что надо делать?
Объясняю.
- Так мне надо пойти за материалом - серьезно так отвечает.
-Иди - говорю.
Уходит. Минут через пять - опять звонок.
Врывается старый плотник, всё еще дергая руками: "Что вы тут не поделили?"
- Ничего - говорю в недоумении.
Мальчик объясняет ему, слегка смущаясь его состояния.
- А ну тогда жди, когда он нарежет.Тут у тебя резать не будем, так напылим, что не отмоешь.
- Так когда вас ждать? Опять забудете?
И тут мальчик гордо достает из кармана рубашки визитку и протягивает ее мне.
Я читаю: " Артур. Плотник."
-Ишь ты, какое у тебя имя! Прямо королевское!
И  тут старик, тряся руками, тоже гордо произносит: "А я вообще Царев!"
Вот тебе и вся "царская судьба" сразу высветилась: от начала и до конца.