Бестолковый словарь

Татьяна Лещенко
Мысль написать эту книгу пришла как-то неожиданно и надолго засела у меня в голове. Когда я сказала своей дочери - хочу написать книгу эссе под названием «Бестолковый словарь» - она ответила, что нечто похожее уже написано.
«Почему?» - подумала я. Почему так часто, когда в голову приходит интересная мысль, она бывает уже кем-то реализована. Несправедливо! Ведь я понятия не имела, что кому-то такая мысль уже пришла раньше, я ничего ни у кого не заимствовала, а додумалась до этого сама. Наверное, мысли все-таки «витают в воздухе». Как радиоволны, например. Кто-то настроен на «нужную волну» и принимает их раньше, а кто-то всегда опаздывает. Один не боится высказывать вслух свои мысли, а другой держит их при себе, чтобы не показаться смешным или не остаться непонятым. Но того ли мы боимся, прячась в своей «улитке». Ведь, по-моему, в конце концов, нет ничего страшнее сожалений. Сожалений о не сделанном, не прожитом, не прочувствованном.
В любом случае, поразмыслив хорошенько, я решила свою книгу все-таки написать, ведь всегда приятно думать, что твое видение жизни самое нетривиальное и интересное. Я буду писать постепенно, добавляя новые слова, когда захочу поделиться.

Знакомьтесь – мой «Бестолковый словарь».

Писатель.
Кто такой писатель? Словарь Даля дает такую формулировку:
Писатель м. -ница ж. пишущий что-либо, пером или кистью, но бол. в знач. сочинитель, литератор.
Пишущий… Понятно. Но что если он пишет, а это никто не читает? Писатель он тогда или не писатель? Как насчет тех, кто написал, возможно, шедевр, но его никто никогда не прочтет. Никто никогда не узнает, кто ты – гений или бездарность… Так что писатель – тот, кто осмелился поделиться своими мыслями с другими, кто представил на суд многих самое сокровенное в себе, ничего не требуя взамен.

Я.
Вы когда-нибудь пробовали, хотя бы для себя самих, сформулировать, что вы вкладываете в это понятие (слово, местоимение…) Самые избитые фразы, которые приходят мне в голову, когда слышу это «Я»:
- «Я» - последняя буква в алфавите;
- не «Я»-кай.
Это буква и слово, местоимение, если быть точнее, но что имеет в виду каждый из нас, когда произносит это «Я».
Практически все мы стремимся адаптироваться в социуме, потому что человек – млекопитающее стадное. Мы изо всех сил стараемся нравиться другим людям. Мы рождаемся, мы растем, мы дружим, мы любим, мы уступаем, мы жертвуем собой ради других, но… всегда и везде мы самоутверждаемся. То есть, говоря иначе, утверждаем свое «Я». Даже тогда, когда мы это и не осознаем. Так кто же такой этот единственный и неповторимый, этот прекрасный и ужасный незнакомец по имени «Я»?
Не могу говорить за других, но Я – это что-то. Я могу быть такой разной в разных ситуациях, я никогда не знаю наперед как поступлю и что скажу, что прощу и на что могу обидеться, меня изнутри раздирает такая масса противоречивых мыслей и желаний, что порой очень хочу обратиться к себе не «Я», а «МЫ». Хотя, возможно, мне это только кажется. Мой муж, например, утверждает, что знает обо мне все и знает, какова будет моя реакция на то или иное событие или сказанное слово. Может быть он прав, но возможно я храню именно это «Я» специально для него, чтобы он чувствовал себя уверенно в этом таком непредсказуемом и изменчивом мире.

Доверие.
Что для вас важнее всего в работе, в дружбе, в любви, в жизни? Мой жизненный опыт говорит, что самое главное – доверие. Можно пережить отсутствие профессионализма у своих коллег по работе, простить своим друзьям непонимание и эгоизм, понять и оправдать своего любимого человека в самой безнадежной ситуации, даже когда уже ничего нельзя вернуть, но отсутствие доверия, полного, безграничного доверия может убить все мгновенно. Доверие так хрупко, его можно потерять из-за любого, вроде бы ничего не значащего пустяка – не солгал, а просто промолчал, не изменил, а просто подумал, не оскорбил, а просто презрительно посмотрел… Увидев страх и сожаление в глазах другого человека вместо доброты и нежности, можно утратить этот странный пустяк – доверие, а вместе с ним и все-все-все… Ты смотришь ему в глаза и видишь там ложь… Одну только ложь, и никакой любви… Скука и безразличие, но никакой любви… Что-то еще…
Прощай, моя любовь…

Кино.
Свет гаснет. Постепенно наступает полная темнота. Затем начинает светиться экран, и ты всем своим существом жаждешь увидеть чудо!!!
То чудо, которое уведет тебя в страну грез, прочь от реальности… А может быть то чудо, которое подскажет, как эту реальность изменить, сделать свою жизнь лучше, насыщеннее, полной любви, радости, надежды… Ты погружаешься в чужие чувства, мысли и мечты…
Свет зажигается… Ты снова видишь людей вокруг себя, слышишь, что они говорят об увиденном, человеческим потоком тебя увлекает все дальше и дальше – и вот ты уже на улице и… У ТЕБЯ НАЧИНАЕТСЯ НОВАЯ ЖИЗНЬ! Жизнь после чуда!!!

Великие люди.
Как часто великие люди бывают не поняты окружающими… Многие остаются непонятыми и после смерти, но, рано или поздно, им воздают должное (скорее всего, не всем).
Как, когда и каким образом человек становится великим? Ощущает ли он себя таковым? Он видит дальше, больше и шире. Делает выводы быстро и точно. Отстаивает свое мнение, порой несмотря на полное одиночество, враждебность, гонения. Где берет он силы? Внутри себя или извне? Никто не знает наверняка. О великих людях написано много, но нет однозначных ответов.
Некоторые из великих людей знают о своем предназначении или догадываются о нем. Некоторые становятся великими в одночасье, на фоне происходящих событий, проявив смелость, твердость духа, мужество. Каждый ли человек спрашивает себя – а я могу стать великим? У меня есть силы подняться над обыденностью, рутиной, общепринятыми взглядами? Полагаю, что далеко не каждый…

Объединение.
Объединение людей происходит по религиозному, расовому, национальному, территориальному, классовому признаку. Что является основой объединения? Общие взгляды, мысли, действия… Почему же человечество всегда разделено?! Почему мы неспособны быть единым целым?! Или способны?!
Что же должно произойти, чтобы люди всерьез восприняли идею единства?!!!
А как замечательно будет однажды ощутить себя едиными! Силой, способной изменить себя и мир, в котором мы живем! Да, мы часто мечтаем изменить мир, но так редко хотим изменить самих себя. И это – самое сложное.
Проще заставить реки течь вспять, высушить моря, оросить пустыни, чем заставить себя измениться, взглянуть в глаза другим людям, чтобы понять их. Еще сложнее заставить смириться свое «Я», засунуть свои интересы подальше и подумать о других. Нашим миром правит эгоизм.

Любовь.
Любовь... Огромная сила, которая способна творить чудеса! Если бы миром правила любовь, люди стали бы бесконечно счастливыми, хотя, наверное, это – невозможно. Счастье познается в сравнении, когда ты понимаешь, что вот сейчас ты счастлив. Постоянное состояние счастья нивелирует само понятие – сравнивать будет не с чем и ценность исчезнет.Что еще может быть таким мимолетным и таким постоянным, как любовь? Она расцветает как  весенний цветок и умирает от легкого дуновения холодного ветра… Она длится, зачастую, целую жизнь и не умирает даже после смерти любимых… Она ведет нас по жизни, минуя опасности, и толкает на самые непостижимые поступки… Любовь…

Истина.
Истина – это то, во что я верю. Каждый человек считает единственной истиной свою, собственную, и отстаивает ее в силу своих возможностей.

Цель.
Когда достигаешь своей цели, ощущаешь не только и не столько радость победы, сколько опустошение...
Тебе кажется, что ты теряешь все, включая самого себя. Чувство потери, горечи, утраты внутренней силы гнетут тебя до тех пор, пока не поставлена новая цель. И вот уже ты снова неудержим, словно крылья вырастают у тебя за спиной! Ты спешишь вперед, вверх, к новой победе!

Завещание.
Вот и все. Не хочу больше бороться, надоело…  Не то, чтобы сил не было, нет, просто не вижу никакого смысла. Толку-то? Все равно никому не нужна…  Так и прожила всю жизнь “белой вороной”. Я не выполнила свою карму, так и не отказалась помогать другим. Намного легче бежать одной, я уже вижу цель, осталось совсем немного…  Но я снова и снова оборачиваюсь и из последних сил тащу за собой других… Зачем?! Никто не понимает, никто не любит, никто не пожалеет…   Хочу, чтобы тело после смерти сгорело без следа… Чтобы никто не вспоминал о бесполезной жизни. Вот и все.


Судьба
Так до какой же степени все в нашей жизни предопределено? До какой степени мы свободны в своих решениях и поступках? Кто, как и когда способен контролировать не только внешние обстоятельства, но и мысли каждого конкретного человека? И, если все ПРЕДОПРЕДЕЛЕНО, до какой степени мы сами стремимся ко всему предопределенному, как мотылек летит к горящему огоньку?.. Не знаю... Но почему-то очень больно сознавать, что ты ни на что не влияешь, а все твои мысли, слова и действия вовсе не твои. Больно даже в том случае, когда результатом всего становится счастливая жизнь. Жизнь, полная любви, удивительная, радостная...


Выбор.
Не знаю, является ли выбор величайшим благом или же величайшим проклятием людей. Мы делаем свой выбор всегда, везде и во всем! Правое или левое, белое или черное, добро или зло… Масштабы меняются, как меняется и наша судьба, ведь она – последствие нашего выбора. Так насколько же свободны мы в своем развитии или же все предопределено, и мы сами – только послушные марионетки судьбы? Так или иначе, мы всегда делаем свой выбор, результаты которого порой можем оценить
только в конце своей жизни, когда смотрим помудревшим взглядом назад, в прожитое. Что оставили мы позади – любовь или пустоту?..

Итог.
В конце своей жизни я поняла, что все внешнее благополучие имеет мало истинной ценности… Каким бы богатым не был твой дом, каким бы материальными благами ты не владел, все это – ничто в сравнении с любовью, уважением, дружбой. Тепло любящего сердца рядом – вот главная ценность нашей прожитой жизни, и если такое сердце у тебя есть – ты самый счастливый человек и жизнь свою ты прожил не зря!