Глава 30. Сергиев Посад-2

Анастасия Игнашева
ЧАСТЬ 2. АВТОСТОПНО-ПАЛОМНИЧЕСКАЯ.

Всё-таки - Сергий Радонежский хорошо мозги вправляет.
- Ты ведь не просто так побегушничала? - спросила мама после моего возвращения.
- Нет, конечно.
- А почему туда?
- Надо было.
- Что-то вымаливать ездила?
- Именно.
- И как?
- Успешно.

И я подумала: "А ЗАЧЕМ МНЕ, ЧТОБЫ МЕНЯ ДУРАКИ ЛЮБИЛИ?" Полудурки мне тоже не нужны. Полудурок - это не дурак, но и не умный.
Впрочем - отвлеклась... Начну по порядку.

По уже заведённой традиции, я уходила прямо со склада после инвентаризации. Предварительно пробежалась по базе на предмет узнать - не идёт ли кто-нибудь на Москву. Не идёт. В Беларусь - пожалуйста. На Москву - фиг вам. Посчитались, правда, быстро - в три часа я уже была свободна, а без десяти четыре уже поднималась на эскалаторе на "Звёздной". На маршрутке доехала до Московской Славянки, пешком дошла до того места, откуда уходила в прошлый раз - на выезд, к придорожной кафешке. И почти сразу же застопила автовозку. А они не стопятся в принципе. Им запрещено попутчиков брать. А тут - гружёная, с машинами на аппарели. Водила - разбитной мужичок лет 50-ти, назвался Михаилом, тут же перешёл на "ты", сказал, что довезёт меня только до Новгорода. Я же рассчитывала к ночи попасть в Тверь.
- Почему одна?
- Так вышло. Обычно с дочками хожу.
- А муж?
- А муж - объелся груш.
Навстречу то и дело караванами и вереницами тянулись полицейские машины - то ДПСники, то ОМОН. Со "светомузыкой" и прочими спецэффектами.
- Куда это они? - спросила я. Вопрос был риторический. Потом, правда, дошло - саммит "двадцатки" же в Питере! Вот и стягивают... ментов в ассортименте... Прошу прощения за дурацкий каламбур.

На новгородской объездной возле заправки "ВР" он меня высадил. Сказал, что встаёт на ночлег. Намекнул на продолжение знакомства, но я сделала вид, что не поняла и отказалась. Было почти 7 вечера, ещё светло. И я пошла стопить. Пройти пришлось почти до развязки, метров 300, но зато я почти сразу же застопила ещё одну автовозку! Ну, блин, я даю стране угля! На сей раз автовозка была пустая. Водила оказался узбеком, живущим в Воронеже. Сказал, что зовут его Аликом, что в России он уже 7 лет и что хочет завести в России семью. Всю дорогу подбивал клинья. Называл "кукочка" и "золотце", ну, золотце - это понятно, а вот что такое "кукочка" - я спросить постеснялась. Я сказала, что еду в монастырь.
- Верующая?
- Да.
Кстати, заметила, что гастеры, когда узнают, что верующая, сразу проникаются уважением. Он тут же спросил, что такое монастырь. Пришлось провести православный ликбез и объяснить, что такое монастырь и чем он отличается от обычной приходской церкви. И кто такие монахи. Посмешил вопрос - а монахи в монастыре с семьями живут?
- Человек посвятил себя Богу! - говорю, - Какие уж тут семьи?
- У нас такого нет.
Потом без перехода заявил мне, что найдёт меня в Питере и кататься я буду только с ним. БАБАЦ!
За Тверью я начала клевать носом и он пустил меня на водительскую лежанку. Только улеглась, как сон, по закону подлости, тут же сбежал.
- Я найду тебе гостиницу! - пообещал Алик.
Вобщем, доехали с ним до Клина. Это уже Московская область. Там он меня высадил возле помянутого мотеля. было 2-30 ночи. Назвал ещё раз кукочкой и золотцем и пообещал найти в Питере. Ню-ню.

       Утром я подумала, что вставать рано - это форменный садизм и продрыхла до 10 часов. Если учесть, что приехала я поздно ночью - то всё вполне объяснимо. Потом неспешно позавтракала, собрала манатки и спустилась вниз. От дежурной администраторши узнала, как выбраться на выезд из города в сторону Сергиева Посада. Мне предстояло вернуться назад, к центру города. Ночью мы проскочили почти до самого выезда из Клина на Москву.
Возле мотеля стоял микроавтобус и трое молодых людей снимали сам мотель. Девушка - на вполне профессиональный фотоаппарат, а парень - на камеру потасканного смартфона. Второй парень стоял просто так.
- Вы - владелец мотеля? - спросил парень меня.
- Я похожа? - искренне изумилась я. По-моему - не заметить рюкзак у меня за спиной мог только слепой.

Автобусы в этом городке ходят раз в час по обещанию. Но я, минут через 45, всё-таки дождалась нужного мне автобуса и за 20 р. добралась до центра. Нет, в дом-музей Чайковского я не попала. В центре выяснилось, что мне нужно на Рогачёво. Рогачёвский автобус ожидался только через полтора часа.
"Ну нафиг!" - подумала я, а вслух спросила:
- А на выезд из города в том же направлении, но пораньше ничего не идёт?
Оказалось - идёт. 22 автобус. Пока ждала, разговорилась с одной пожилой женщиной.
- Сергий всем помогает. - сказала она, - Он мне Сергия в мужья послал. Он кого утешает, а кого и журит.
И я подумала, что меня-то, как раз, журить есть за что. Наломала дров.

Автобус оказался как в Москве - с турникетом. И я опять подумала, что есть Москва, есть Подмосковье, а есть остальная Россия, по которой я мотаюсь автостопом уже 12 лет. Остановка называлась "По требованию". Я прошла немного вперёд, за развилку, на которой был указатель "Музей-усадьба Д.И. Менделеева "Боболово". Нет, туда я тоже не попала.За развилкой меня забрал мужик на серебристой "Дэу-Нексии".
- Могу подвезти только километров на 5. Еду на дачу.
Но там я тоже недолго стояла. Почти сразу меня забрал другой мужик - на "Ладе-Калине". Свой, православный.
Он довёз меня до Дмитрова. Там тоже монастырь. Поменьше, конечно, чем Лавра, но тоже довольно известный. Туда я тоже зашла. Паломничать - так паломничать. Поставила в часовенке свечи и подала записочки. Потом пешком добралась до остановки, откуда уехала на автобусе до Жестылёва.
Уходя с базы я прихватила с собой Борькину лепёшку. Они пекут свои традиционные лепёшки - довольно вкусно. Так вот я и позычила у Боймахмата его обед. За одно и пакетик сока взяла. Теперь, сидя на остановке в Жестылёве, я слопала остатки лепёшки и допила сок.
"Спасибо, Боря!" - подумала я.
От Жестылёва меня забрал "MАN"-самосвал с песком почти до Сергиева Посада. Он довёз меня до Ярославского шоссе, откуда я ушла на легковушке уже до самой Лавры.
И я поняла, что от моих детских, точнее - подростковых воспоминаний ничего не осталось! Всё изменилось! Во-первых: Лавра была на реставрации. На следующий год грядёт 700-летие Лавры. Почти все храмы были закрыты на реставрацию, но к мощам Сергия пускали. Во вторых: я, оказывается, мало что помню.
В туалете я переоделась - надела юбку вместо штанов и двинулась в храм, где была рака с мощами. Лавра стояла в лесах и монахи шутили по этому поводу: "Сергий Радонежский жил в лесах - и мы тоже в лесах!" На следующий год ожидается 700-летие монастыря - вот и готовятся к юбилею. Я, в ответ на это сказала, что я не к юбилею еду, а к Сергию.
После посещения мощей я задумалась, что делать дальше - выходить на Ярославку и стопить дальше, или идти искать ночлег. Я выбрала второе. От монаха по имени Игорь я узнала, что монастырская гостиница находится на Всехсвятском подворье, на улице Фаворского. Туда я и пошла.В гостинице мест не оказалось - приехала паломническая группа, но меня согласились поселить на ночь за 200 руб. в комнате для трудниц. Тех, кто приезжает поработать в монастыре по обету.
На подворье было тихо, православно и чисто. Вечерняя служба уже закончилась. На трапезу я не пошла - есть не хотелось. Вместо этого меня зверски стало рубить в сон. Я сходила в душ, застелила постель и легла, хотя было всего 9 вечера. В углу тихо беседовали две трудницы, сетуя на здоровье. Потом ушли и они.
Утром я проснулась и пошла на службу.

     Ну, про службу и что я говорила на исповеди, и что сказали мне, думаю, я оставлю при себе. Итак, после службы я собрала рюкзак и потопала на трассу.На завтрак в трапезную я тоже не пошла, а вместо этого зашла в кафешку рядом с Лаврой, где и поела - картофель с грибами в горшочке, вкуснейший пирожок с капустой и чай с лимоном за 84 руб. Кафешка, кстати, монастырская и еда там с монастырской кухни.Пора было идти на трассу. Мимо пруда с лебедями я двинула к остановке, чтобы выехать на Ярославское шоссе.
И тут я увидела музей. И вспомнила, что кроме духовных потребностей есть ещё и культурные. Мирские, сиречь.Разумеется, это был музей русской традиционной культуры, помещавшийся в бывшем Конном Дворе Лавры.
Вход в музей 80 руб. +150 руб. за фотосъёмку. Про этот музей я была давненько наслышана. Почти все исследователи русского костюма там пасутся.

   Сполна получив и духовной пищи, и культурной, я выбралась, наконец, из Сергиева Посада на Ярославское шоссе. И почти сразу же ушла на джипе до поворота на Александрово. Всё-таки есть свои плюсы в одиночном автостопе. На позициях почти не висишь, уходишь быстро. К тому же - я женщина. И вот тут пол даёт преимущество. Одинокую женщину берут охотнее. Я прошла развилку и почти сразу остановилась раздолбанная "четвёрка" с кавказцем за рулём и ярославскими номерами.
- Я в Ярославле живу, а в Московской области работаю. - поведал мне водитель легко выжимая из своей колымаги сотню.
- А я в Лавру ездила.
- Верующая?
      
        Мейхана - это что-то вроде наших частушек. Самый известный, благодаря интернету образец этого жанра - "Ты кто такой?!/ Давай, до свидания!" Вот под неё мы и домчались резво до Переславль-Залесского. Только, к сожалению, проехали его транзитом. А город стоит того, чтобы осмотреть его получше. Ведь там чего только не было - и "Музей хитрости и смекалки", и "Музей утюга", и это  не говоря уже о многочисленных храмах и монастырях. Ростов Великий мы тоже прошли транзитом. По объездной. Так что решено - на следующий год я хожу по Ярославской области с посещением этих двух древних городов. Я уже не говорю про храмы и монастыри.
      
         В Ярославле водитель высадил меня на объездной, откуда я вскорости ушла на "Дэу-Матизе" с дамочкой за рулём до Брагино. Это один из районов Ярославля. Там я автобусом добралась до выезда из города и на "МАЗе" ушла на Рыбинск.
Рыбинска я, можно сказать, не видела. Так, прошла его транзитом до автовокзала, там села на троллейбус до Соборной площади.

     Собор был похож на наш Петропавловский, который в Крепости. Там спросила, какой автобус идёт на выезд из города в сторону Пошехонья. Пять человек назвали пять разных маршрутов. Наконец какой-то мужик-работяга указал на 20 автобус. Он шёл в нужном мне направлении. А в автобусе рядом со мной сел дедушка, который подсказал, где надо выходить.
В Рыбинске на автовокзале я пообедала - блинчики и чай с лимоном - 53 руб.
Блинский блин! Ну я и дурища! Вот чего я ухитрилась забыть на этот раз - кружку! И чай в пакетиках. Ну, с кружками проблем не было - в гостиницах есть казённые стаканы, а вот без чая было грустновато.
На Пошехонском шоссе я зависла минут на 20-30. было уже начало седьмого вечера. Пока, наконец, не ушла на джипе до поворота на Волжский, а оттуда, уже гораздо быстрее, на другом джипе с водителем-строителем до Пошехонья.
Всё-таки подзадолбал меня вопрос "Ты не боишься?"

      основными постояльцами гостиницы в Пошехонье были мужики, приехавшие в эти края на рыбалку и охоту. Я поужинала, сходила в душ и улеглась спать.
Утром, часов в 5, начал орать петух.
"В суп тебя!" - с ненавистью подумала я. Петух продолжал орать и орал часов до 6-ти. Или это было несколько петухов? Спросонья я не разобралась.
"Имейте совесть!" - подумала я, неизвестно кого имея в виду, - "Я вернусь домой и мне на работу вставать ни свет-ни заря. Дайте же поспать!"
И всё равно я выспалась!
Попрощавшись с приветливой администраторшей, я узнала, где находится местный музей и как попасть на выезд из города и выдвинулась. Моей основной задачей было попасть в Питер до закрытия метро. До Питера от Пошехонья примерно столько же, сколько от Питера до Вологды. И обычно, возвращаясь из Вологды, если я утром выхожу на А-114, то к вечеру я уже в Питере.
По мосту я перешла Пертомку и двинула пешком через весь городок на выезд. Городок был тих и безлюден.Я прошла площадь, ограниченную с одной стороны Собором и Торговыми рядами и вышла на Любимскую улицу. Пошехонье оказалось обычным провинциальным русским городком, деревянным и одноэтажным. Есть вот "одноэтажная Америка", а есть - "одноэтажная Россия". В памяти всплыло что-то из Салтыкова-Щедрина - "Пошехонская старина". А потом я увидела на Любимской улице единственный кирпичный дом. Мемориальная доска повествовала что-то о Гражданской войне, а вывеска над входом извещала, что это - ресторан "Алазани". Мне стало смешно. Ну какая (или какой?) может быть Алазани в Ярославской глубинке?

      А потом я увидела местный краеведческий музей и пошла туда. Обычный краеведческий провинциальный музей. Но я их обожаю.

    В старину город Пошехонье назывался селом Пертомой и входил в родовые имения Ивана Грозного. Статус города ему даровала Екатерина Великая. Кстати, - знаменитый Пошехонский сыр делают именно там. Ещё в 19 веке в Пошехонском крае было развито маслоделательное и сыроваренное производство. А Пошехонское масло было не менее известно, чем Вологодское.

        На выезде из города был ещё один мост - через реку Согу. В Согу впадает ещё одна река - Согожа. Так что мостов оказалось два.
Я прошла мост через Согожу и попробовала стопить. Выходило не очень. Сразу за мостом начинался подъём в горку и я подумала, что лучше будет подняться. На горке обнаружилась заправка. Я прошла за неё и почти сразу же застопился серебристый "Форд-Транзит" с московскими номерами. Водитель ехал в Череповец по работе, как он сказал. И громко сетовал, что устал мотаться из Москвы по глубинке.
- Скорее бы сменщик вернулся из отпуска!
В Череповце я добралась до вокзала, где рассчитывала встретиться с бывшим №1. Юрка там охранником работает. Зачем? Да просто так - поговорить. Но Юрки не было - не его смена была, видимо.
Из Череповца я ушла на маршрутке до развязки, которую прошла пешком и только встала на своём месте - у второго столба от виадука - смотрю - идёт "брат по разуму". Парень мог идти только на Питер. У него и табличка была. Се попутчика мне Господь послал. Я ему обрадовалась, как родному. Не каждый день встречаешь своих на трассе. С ним мой темп передвижения замедлился, но всё же, минут через 40 мы ушли на джипе до поворота на Кадуй.
Кстати - стоп с табличкой оказался "не айс". Водители, как я поняла, - просто не успевают прочесть, что там у тебя написано. Посему - стопили мы традиционно - рукой. По очереди, разумеется.
В кафешке у поворота мы попили вкуснейшего молочного коктейля и пошли стопить дальше. Начиналась "мёртвая зона" попасть в которую мне очень не хотелось. Минут через 10-15 мы ушли на грузовой "Гадели" с фермером до поворота на деревню со странным названием Орёл. Это километров 10 за Лентьево. Вот зря мы в Лентьеве не вышли. Потому как угодили мы именно в самую "мёртвую зону", где хрен чего застопишь. И зависли.
Фермер всю дорогу ругал правительство. Рассказывал, что на весь Устюженский район фермеров всего двое - кто сеет и разводит скот. Остальные либо разбежались, либо спиваются. Поля зарастают лесом.

А нам пришлось в итоге разделиться. Попутчик мой, которого звали Алексеем, ушёл на "MANе" с какими-то трубами, а я за ним, практически сразу - на "Камазе". Но в Сазонове возле кафешки "Время есть" мы все встретились. Там я поужинала оладышками со сметаной и чаем с лимоном за 52 р. Лешу, как выяснилось, подвозили только до Сазонова, а мой водитель ехал до Иссада, откуда уходил на Петрозаводск. Посему я указала Лёхе позицию, с которой удобно стопить, а сама поехала дальше. Водитель оказался "советского производства" и под старые советские анекдоты мы бодро доехали до Иссада. Как и предупреждал меня водитель - в Иссаде мы были в полночь. Было понятно, что до закрытия метро я уже не попаду в город. Досадно. Тут бы в Питер вообще попасть... И я зашагала по мосту через Волхов. Сколько раз я проезжала по нему на машине - и хоть бы хны. А сейчас... Ночь. Машины через мост одна за одной. Мост гремит всеми своими железными деталями и конструкциями и качается... А внизу - чёрная бездна. Волхов. Мне казалось, что этот проклятый мост никогда не кончится. Я шла и молилась: "Господи! Помоги мне перейти через этот проклятый мост!"
И сразу за мостом меня окликнул какой-то мужик:
- Ты куда?
- В Питер.
- Садись, отвезу.
У него оказалась "Тойота-пикап", на которой мы и доехали до КАДа - до въезда в город. Дальше мужик сказал, что пойдёт в сторону Пионерской - то-есть - на север, а мне надо было в сторону Юго-Запада. Он высадил меня на развязке, где меня тут же подобрал какой-то грузовичок, едущий в город. Парень довёз меня до проспекта Косыгина. А оттуда я уже пешком дошла до Ладожского вокзала - было начало третьего ночи. На вокзале я перекантовалась до открытия метро.
И весь следующий день я спала! Благо на работу мне было не нужно.
Так что сезон я закрыла удачно.