Святослав идёт на Вы р1

Александр Искр
"Иду на Вы" - знаменитые слова Святослава - Великого князя киевского. Так он извещал тех
на кого шел военным походом.
Многие наши современники думают, что это образец не очень-то развитой речи, образчик
старославянских неуклюжестей в исполнении отупевшего от воинской грубости к тонкостям   
мужлана.
А кое -кто от того даже считает, что обращение на Вы было лексической нормой для сугубо
неуважительного отношения к его адресату.
А вот обращение на ты частенько считают, что у русских славян было исключительно  уважительным.
Это же выводят из знаменитой поэмы Лермонтова ; Песня про  царя Ивана Васильевича, молодого
 опричника и удалого купца Калашникова". Там на Ты есть обращение прямо к самому царю.

Все эти путаницы с пониманием примеров старинного обращения с употреблением
 местоимений - Вы и Ты,происходят потому, что  на древнее накладывается свойство современной
лексической и этической нормы не иметь исключений из общего правила. А оно такое - на Вы
обращение вежливое всегда, хотя иногда это не достаточно тепло заучит. А на Ты обращение
или не вежливое или сугубо личное дружеское товарищеское или любовное. Родственные же
правила тут устанавливаются самими родственниками, и в разных состояниях отношений могут быть
не одинаковыми. Нет настоящего постоянства и даже в официальном обхождении.
У нас даже к президенту обращаются на Ты и он позволяет. Но может у него и накипеть, и мало
не покажется. И захочется срочно вспомнить этикет, ео уже поздно. И ладно бы это были люди
уверовавшие что на Ты у настоящих русских обращаться вежливо.
У нас у русских и царь про себя изрекал Мы - Николай Второй. Он тоже решил, что вежливость придаёт
форма  множественного числа. И тут. мол, принцип, - царь это народ, а народ это царь.
просто провозглашение принципа хотя такого полного единства конечно не было.
Это провозглашение тут  и спасает Николая от обвинения в голом добивании русского языка.
Но и он уже не замечал тихого коренного упадка в русском языке, - к иностранным языкам-то
русский подтягивался и уже успешно с ними в их же особенностях конкурировал.

О дальнейшем не подумайте, что это делается просто до автоматизма. Хотя это в принцпе доступно каждому,
многим -многим людям до ясного азбучного анализа состава слов как от Китай-города до Китая пешком .

ВЫ  состоит из В - располагание - наставление; и из Ы - знака совершения.
ТЫ  - из Т- высшая (иногда и по начертанию - Небесная) воля, -  эгида; и из Ы - знака совершения.

Почему тогда именно Вы говорят о множестве, а Ты об единице? Но нет, -не только о простой одиночке,
а об том, что выделено отдельным сущностным именем (определением), например обращаясь к  народу.

Вот оно в чём дело, раз Т это, возможно, небесная эгида,  то и должна быть определённость того, к чему к -
какой сущности, к каким качествам человека она относится. Исключительный статус может быть как-раз у царя,
поскольку считалось, что боги царям покровительствуют уже только за то, что они цари.
Так - что, к царю, если то было принято, на Ты обращаться вполне вежливо и уважительно. но это не общее
правило, а исключение. А например сегодня к патриарху чтобы так обратиться, и было бы уважительно и
вежливо, потребуется специальная оговорка. И она была бы весьма льстивой и даже подобострастной.

Но настоящему мастеру сказать, - да ты мастер, можно если вы достаточно уважаемый человек, чтобы
ваша оценка повлияла и на лексическое и этическое восприятие местоимения. И тут надо иметь ввиду таким
тыканьем многие начальники пытаются утвердиться, совсем даже не пытаясь унизить человека.
Тут можно ответить, - это Вы на мне так утверждаетесь товарищ - генерал? Но конечно не военным им за это влетит по самое не хочу.

А что же Святослав, - грубил по тому, что кроме военной силы ни чего не признавал? - Как бы не так!
Истинно честный рыцарь и мудрец породивший самую гениальную форму объявления войны.
Местоимение - Вы просто о высшей воле. - О высшей неопределённо к чему но в совершенной -
в уже случившейся форме. Это так же как и сказать господин не говоря господин кого или чего.

На Вы естественнее обратиться к собирательному множеству, а к именному можно и на ты.
Да -  Вы более естественно  для обращения и обозначения толпы, сброда, невольного собрания невольников,
а не  народа или нации.  Это про подданных врага Святослава, которые могут подразумеваться в его словах.
А сами император Византии или каган Хазарии, как известно, своё властное влияние простирали и за
пределами своих держав.  Посягали они и на свободы Киевской Руси. А были по статусу равными
великому князю киевскому. В смысле такие же суеверны, а не в смысле чьё звание громче звучит.
Так что равного как бы назвав господином Святослав и проявлял исключительную вежливость и обвинял того
в посягательстве на свой суверенитет. И что интересно, в глазах войска Святослава противник принял
обвинение как должное, и значит подлые люди. А сами эти люди ни сном ни духом, что этот суровый воин
им хотел сказать, кроме как о войне. Элемент информационной войны. Да в прочим и язычество Святослава, -
элемент военной пропаганды. Забижают, мол, родную отеческую веру выроды ползучие. А по жизни
Русь не менее важный источник образования христианства чем Иудея-Израиль вместе с греками и обоими Римами.

Ну раз забижают вороги то, что там, бей их, Русь идёт, - дрожи пакостная округа. Ни какого развития собственной
духовной культуры при этом не требовалось. А развитие страны требовало культуры, ибо когда умнейшие из
русских встречали  более подготовленных к международным отношениям иностранцев и даже среди людей не
очень высокого ума, то  было весьма не удобно. Получается не защитил он Великую веру предков, а дал ей
благополучно зачахнуть. Сегодня с христианским русским православием происходит тоже самое. Наступаем на грабли.
Но как к витязю к Святославу ни каких претензий, - в этом он и по ныне высочайший образец среди многих народов Матушки Земли.

Если бы он обращался - иду на Вас или иду на Тебя, всё эти кажущие более грамотными вариантами, на самом деле по
сравнению с тем как сказано, были бы слабоваты. В "иду на Вы" именительный падеж подчеркивает сущностный характер слова.

А Святослав возможно был не плохим знатоком рунических смыслов.

А если бы Святослав объявил иду в гости у Вы, то "увы" бы и получилось. И это был бы не Святослав. Даже, иду
в гости к Вам, и иду в гости до Вас - отличающиеся по коренному смыслу выражения.  К вам - значит, - на ваше попечение, а до Вас, -
встану рядом по соседству автономно, но видимо разделю с вами ваш пир. А казаки и сегодня говорят и идя к себе
домой, идём до дома. -  не вникая в тонкости подчёркивают свою свободу.

Так что старинные нормы для употребления местоимений Вы и Ты в общем были такими же как и сегодня,
 но на Руси имели более ясно осознаваемые исключения.

P,S. Это всё относится к ученому стилю. А слой общества который позволял себе не знать тонкостей в разные времена обязательно отличался.

И самое интересное. Почему вдруг произошло образование державы восточных славян, и почему они срочно стали нападать на Византию и так поспешно разгромили Хазарский каганат? - И Византия и Хазария начали объединение тех народов что сегодня мы назвали бы потомками древних ариев. Само имя Хазарии об этом просто кричит. И веру иудейскую она могла принять скорее всего в том варианте где имя - иудеи объявляется именем этих арийских народов. То есть Хазария кто-то из Иудеи-Израиля и Восточная Римская империя
скорее всего вооружились идеологией стержневого национализма ( не татального, а играющего главную организаторскую роль. Известно, что имелся булгарский вид иудаизма, и что Булгария и Хазария это примерно в центре Поволжья (у Волги - Ра).
А римская политическая практика отрицание этрусского Рим лишала морального права выступать в роли родных вождей для самых сильных народов Европы. Не попробовать это исправить уже на базе Константинополя они вряд ли могли себе позволить.

А восточные славяне сохранившие от бывшей Арийской империи её самое славное имя в имя и упёрлись И по традиции средневековья делить мир по праву наследования почувствовав веяние времени, и объединились, и напали, и превратили объединение в распрю. И потерпев неудачу, похерили свою историю. Но это уже другая история. И только современный Владимир
поднял флаг стержневого национализма. Правда это не целевой, а инструментальный национализм, национально ответственный патриотизм. Наверное это умней, но мы край земли первого державного государя, такого как он и был, великого князя киевского Святослава.