Беседы с мудрецами Марк Аврелий

Елена Пацкина
Сегодня, 26 апреля, день рождения МАРКА АВРЕЛИЯ, а потому наш медиум набрался храбрости и дерзнул вызвать дух Римского императора из династии Антонинов и задал знаменитому философу несколько вопросов.

Вот запись их беседы:

Справка:  МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН Marcus Aurelius Antoninus (26.04.121, Рим – 17.03.180, Виндобона, ныне Вена) римский философ-стоик, император (с 161 года нашей эры). Представитель позднего стоицизма.

М. – Ваше Императорское Величество! Разрешите называть Вас Учителем. Вы правили Римской империей 19 лет, при этом оставаясь высоконравственным, гуманным, образованным человеком. Вас недаром называют «философом на троне». Поделитесь с нами, далекими потомками, Вашими мыслями о человеческой жизни: зачем мы здесь?

М.А. – Время человеческой жизни – миг; ее сущность – вечное течение; ощущение – мутно; строение всего тела – бренно; душа – неустойчива; судьба – загадочна; слава – недостоверна. Одним словом, все, относящееся к телу, подобно потоку, относящееся к душе – сновиденью и дыму. Жизнь – борьба и странствие по чужбине; посмертная слава – забвение. Но что же может вывести на путь?

М. – Да, это главный вопрос. Как найти свой путь? С чего начать?

М. А. – Начни с самого себя и исследуй прежде  самого себя.

М. – Действительно, этому учил еще один из семи первых древнегреческих мудрецов, как нам известно из древнегреческой  эпиграммы: «В Спарте "Познай себя самого!"  – проповедовал Хилон». Но это ведь задача всей жизни. Кроме того, один умный человек заметил, что познать себя – не только трудное дело, но и довольно неприятное. А потому посоветуйте нам, не познавшим себя до конца, как прожить достойно?

М. А. – Жить каждый день так, как если бы он был последним, никогда не суетиться, никогда не быть равнодушным, никогда не принимать театральные позы – вот совершенство характера. Наша жизнь – это то, во что ее превращают наши мысли.

М. – Если вести себя таким образом, мы добьемся одобрения людей, и окружающие будут нас любить и уважать?

М. А. – Если бы ты ведал, из какого источника текут людские суждения и интересы, то перестал бы домогаться одобрения и похвалы людей.

М. – Вероятно, довольно мутный источник. Но разве не следует, несмотря на это, оставаться с большинством людей, разделяя их мнения и даже заблуждения?

М. А. – Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобою законом.

М. – Пожалуйста, поясните, что Вы имеете в виду.

М. А. – Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное, и ты выполнишь всю задачу своей жизни.

М. – Мало выполнить задачу жизни, хочется еще при этом быть счастливым.

М. А. – Ни один человек не счастлив, пока он не считает себя счастливым.

М. – Вы думаете, это зависит только от нашего мнения?

М. А. – Наша жизнь есть то, что мы о ней думаем.

М. – Но есть же объективная реальность, которая не всегда благоприятна, а порой просто невыносима.

М. А. – Ни с кем не случается ничего такого, что он не в силах был бы вынести.

М. – Звучит жестко: или вынесешь, или погибнешь? А Вам не случалось падать духом и роптать на судьбу и людей?

М. А. Самый презренный вид малодушия – это жалость к самому себе.

М. – Возможно, но не все столь сильны духом. На что опереться, чтобы выносить жизненные невзгоды?

М. А. – Измени отношение к вещам, которые тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности.

М. – Мне это не вполне понятно. Допустим, кто-то меня оскорбил: что делать – суд или поединок?

М. А. – Если кто меня оскорбил – это его дело, такова его наклонность, таков его нрав; у меня свой нрав, такой, какой мне дан от природы, и я останусь в своих поступках верен своей природе.

М. – Такой подход слишком возвышен для меня – не тот темперамент.
Но оскорбить человека можно не только словом, но и действием. А если враг посягнет на вашу жизнь – к этому тоже следует отнестись невозмутимо и не беспокоиться?

М. А. – Не все ли равно, если твоя жизнь будет продолжаться триста или даже три тысячи лет? Ведь живешь только в настоящем мгновении и, кто бы ты ни был, утрачиваешь только настоящий миг. Нельзя отнять ни нашего прошлого, потому что его уже нет, ни будущего, потому что мы его еще не имеем.

М. – Конечно, прошлого отнять нельзя, а вот лишить будущего как раз можно: его сейчас нет, но оно могло бы быть, если бы его не отняли.
Ведь к некоторым великим людям, например, к А. Шопенгауэру, признание пришло только в старости, и они ушли в иной мир счастливыми, а могли бы не дожить.
У нас даже есть поговорка, что в России надо жить долго. При этом хочется, по возможности, если не счастливо, то хотя бы спокойно.

М. А. – Для счастливой жизни нужно совсем немного. Все дело в самом человеке, в его образе мышления.

М. – И каков же должен быть этот человек?

М. А. – Испробуй, не подойдет ли тебе жизнь достойного человека, довольствующегося справедливостью своего деяния и благожелательностью своего душевного склада.

М. – Думаю, подойдет. Но удастся ли при таком образе жизни получать и какие-то удовольствия?

М. А. – Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, –  вот что я называю наслаждаться жизнью.

М. – А как конкретно достичь подобного наслаждения?

М. А. – Во-первых, не делай ничего без причины и цели. Во-вторых, не делай ничего, что бы не клонилось на пользу обществу.

М. – Ну, первое понятно – надо жить осмысленно и разумно. А вот второе: если я делаю что-то для друга или брата, это полезно для общества?

М. А. – Если бы ты хотел этого, ты не можешь отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза.
Люди рождены, чтобы помогать друг другу, как рука помогает руке, нога ноге и верхняя челюсть - нижней.

М. – Как Вы правы, Учитель. Мне хотелось бы подтвердить Вашу мысль стихотворением английского поэта Джона Донна (1572—1631) « По ком звонит колокол»(С английского: For Whom the Bell Tolls):
 
Нет человека, который был бы как Остров,

сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши;

и если Волной снесет в море береговой Утес,

меньше станет Европа,

и также если смоет край Мыса и разрушит

Замок твой и Друга твоего;

смерть каждого  Человека умаляет и меня,

ибо я един со всем Человечеством,

а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол;

он звонит и по Тебе.

А потому хотелось бы, чтобы не только люди, подобные Вам, Джону Донну и другим великим Учителям, но и каждый человек всегда помнил об этом. К сожалению, за почти две тысячи лет человечество не очень изменилось к лучшему.
И потому актуально звучат горькие слова выдающегося немецкого философа
А. Шопенгауэра: «Какой прок от просветителей, реформаторов, гуманистов? Чего добились на самом деле Вольтер, Юм, Кант? Все их старания – тщетные и бесплодные усилия, ибо мир –  это госпиталь неисцелимых?»

М. А. – Люди будут делать одно и то же, как ты ни бейся.

М. – Увы! Тем не менее, каждый должен сделать все, что может, и получить от этого удовольствие. Разрешите, Учитель, поблагодарить Вас за поучительную беседу и попросить сказать нам, Вашим далеким потомкам, что-нибудь на прощание.

М. А. – Пусть дела твои будут такими, какими ты хотел бы их вспомнить на склоне жизни.

И тут дух Римского императора нас покинул…