Улыбнитесь - улыбка Вам идёт

Пётр Васильевич Качур
                Живём мы в настоящее время при повышенном уровне агрессивности. А ведь так было не всегда. Люди общались, здоровались, улыбались друг другу при встрече. Конечно, не ходили по улице с улыбкой на лице, но при встрече улыбались. Ведь многим, особенно женщинам улыбка, как говорится, идёт. Да, почему многим? Улыбка всем идёт. Приятнее приблизиться к человеку с улыбкой, чем с злобным взглядом и звериным оскалом.
                А потом всё это куда-то пропало. Даже соседи по подъезду перестали здороваться. Одна дама даже сказала: "Что я буду улыбаться, как дура?". Поэтому, наверное, сейчас никто и не улыбается - все хотят выглядеть "умными".
                И я хочу рассказать, как это начиналось. Так, по крайней мере, мне кажется, что так начинался рост агрессивности и злобы.
                Это было в 1992 году.  В том году уже начались, практически, массовые увольнения рабочих и служащих. Закрывались заводы, фабрики, колхозы и совхозы, ... Работникам переставали выдавать заработную плату, распродавалось оборудование и техника, ... Как-то в газете "Московский комсомолец" была напечатана фотография квитанции купли-продажи в Дальневосточном порту плавучей базы - большого морского промыслового судна по ловле и переработке рыбы - за ... 1 рубль (!) ... Видимо, директор "купил" у государства для себя. Финансы присваивались руководством, людей спаивали, люди спивались ... Во многих закрываемых колхозных и совхозных животноводческих фермах переставали кормить и поить скот ... И скот вымирал прямо в стойлах ...
                В том году в нашей семье без работы и, естественно, без средств к существованию, остались мои жена и дочери. На мою жалкую пенсию нам было не прожить ... Началась приватизация (прихватизация),  "капитализация", администрации начали массовые увольнения, чтобы, перейдя к акционированию, себе, любимым, больше оставить. Люди носились с ваучерами, не зная, куда девать эти бумажки, метались по пунктам их скупки, советовались друг с другом - "Куда их лучше вложить". Но никто ничего не знал. Чувствовали, наблюдали обман, догадывались, что "рулевые" на себя "работают", но ведь "надежда умирает последней!". Руководители предприятий присваивали себе все денежные средства, а работникам предприятий зарплата не выдавалась - "денег нет!".   
                Задерживалась зарплата даже в Вооружённых Силах. В Москве офицерам частей, даже старшим офицерам Генерального штаба на зарплату "не было денег".      Офицерам Генерального штаба официально "разрешили" подрабатывать. И шли боевые офицеры, в том числе и старшие офицеры, полковники "на ворота" бетонных заводов (рабочие над полковниками у шлагбаумов смеялись - папаху, мол, надень, прикольнее будет); многие офицеры шли сторожить по ночам магазины. А что: ночью сторож, днём - командир или старший офицер Генерального штаба. Жить-то надо было! Семью содержать-то надо было! 
                Я сам просился принять меня на работу дворником, но не взяли. При всех попытках устроиться на работу  получал ответ: «У нас приём на работу мужчин только в возрасте до сорока пяти лет». Женщин принимали вообще - до тридцати пяти. Количество ищущих работу росло не по дням, а, буквально, по часам.
                А мне было уже пятьдесят два. И жить с семьёй на  мою тогдашнюю полковничью пенсию было невозможно. О её мизерности даже газеты писали. Я  пошёл регистрироваться на «биржу» труда, и так и остался тогда в 1992-м году в окружном Управлении труда и занятости на должности ведущего специалиста  по предложению руководства службы занятости. Это была сравнительно новая структура, по оказанию содействия  в поисках работы, в трудоустройстве.
                Впоследствии на своей фотографии, где я после парада с группой офицеров-выпускников военной академии 1989 года, я написал: "Не думал, не гадал я тогда, что жизнь загонит меня на биржу труда". Ведь какая могла быть "Биржа труда" для боевого офицера, отдавшего Родине более трёх десятков лет? Уверен: ни в одной цивилизованной стране мира такого не было.               
                Как-то однажды я зашёл в одно из структурных подразделений Комитета труда и занятости Правительства Москвы, чтобы передать документ из окружного Управления. Вошёл, поздоровался. В комнате работали несколько женщин. На моё приветствие никто не ответил и даже голову не поднял. В те времена, когда люди ещё не были так агрессивны, меня это удивило.
                Я произнёс с удивлением: "Что же вы так мрачно встречаете? Без приветствия, без улыбки?"
                Никто даже голову не поднял.
                Одна дама ответила: "Я мужу дома на кухне улыбаюсь!"
                "Ну-ну - сказал я - хоть так. А кто примет у меня документ из округа?".
                Старшая по должности, молча, взяла у меня документ, молча, расписалась на копии документа, и я, молча, покинул кабинет. Комитет тогда только формировался, и я замкнутость вновь набранных сотрудников отнес на счёт вхождения в новые должности. Никогда бы я в то время не поверил, что в будущем в городе придётся видеть только недовольные, агрессивные лица, что грубость, агрессивность следует ожидать не только от неуравновешенных мужчин, особенно с похмелья, но и, что особенно пагубно, от молоденьких юношей и девушек. Уж кому, кому, а женщинам,и, тем более, девушкам никак не идёт грубость и агрессивность. Наоборот, улыбка, весёлый блеск в глазах, притягивает как магнит. Это же так просто, так очевидно, для всех так понятно.
             Чем объяснить такое агрессивное поведение людей? Социальной напряжённостью? Несправедливостью? Безысходностью? Неустроенностью? Зарплатой в конвертах? Ненадёжной пенсией? Материнским капиталом из Пенсионного фонда (подозрение, что не будет ни пенсии, ни материнского капитала)? Когда, в конце концов, закончится эта сплошная обдираловка, унижения и мошенничества чиновников?  Не знаю. Знаю только, что никто, ни один человек в стране из властей не задаётся этими вопросами. Нет, конечно, они видят растущие бедность и агрессивность народа, но ограничиваются тем, что укрепляют свою безопасность, безопасность своих близких. А народ перестал верить и перестал обращаться даже к своим защитникам - милиции. А ведь были когда-то времена, когда я, прибывая в незнакомый город, первым делом искал милиционера, чтобы навести у него справки. И когда меня когда-то в поезде обворовали, то помогала мне наша, как говорили тогда, народная, милиция. Совсем не боялись мы тогда милиционеров.
                Улыбайтесь, милые девушки.
                Улыбайтесь, милые женщины. Хотя я понимаю, что женщинам бывает не до улыбок: муж, дети, проблемы,... Работая в службе занятости мне приходилось видеть как женщины с детьми приводили своих полу-трезвых мужей в службу занятости и просили: "Найдите, пожалуйста, ему работу. Нам с детьми жить не на что!"
                А как было специалистам найти работу сломленному, опустившемуся человеку, который не хотел работать?
               А однажды я был свидетелем того, как в службу занятости пришла красивая, модно одетая пара - муж и жена. Сразу бросилось в глаза, что они состоятельные люди. Причём жена всё время очень мило улыбалась. Она буквально излучала любезность и вежливость. К специалисту на приём они вошли вместе. Говорил муж. Специалист, выслушав мужа о том, что супруге необходимо найти работу по указанным мужем профессиям, сказал "хорошо, будем искать" и, в виду тесноты в кабинете, попросил мужа выйти и подождать в коридоре. А сам стал искать вакансии по программе службы занятости в компьютере. Дама сидела, мило улыбалась, задавала вопросы. Ни по одной указанной профессии работы не нашлось. Дама по образованию и профессии была экономистом, а в то время как раз активно сокращали отделы труда и зарплаты, экономистов, кадровиков, бухгалтеров, ..., передавая все функции по этим профессиям тем бухгалтерам, которых не сокращали.   
              Дама, выслушав, что работы нет, по-прежнему улыбаясь, произнесла:
              -"Ишь, Змей Горыныч! Хочет, чтобы я работала! Хочет заставить меня работать!".
              Затем она позвала своего мужа и попросила, улыбаясь, специалиста службы занятости:    - "Скажите ему, пожалуйста, что свободных вакансий по моим профессиям нет".
              Смотреть на неё было приятно: она всё время мило улыбалась!
              Улыбайтесь, милые дамы. Улыбка вам идёт.
              Улыбайтесь чаще - это полезно для вас и приятно для окружающих вас людей.
              Говорят, что часто улыбающиеся люди реже болеют, что улыбка и смех укрепляют сердце, продлевают жизнь, ..., что особенно положительно улыбка и смех влияют на женское сердце.
              А ещё говорят, что улыбаться умеют не только люди, но и собаки, обезьяны, дельфины, лошади, крысы и даже некоторые птицы. 
              Улыбайтесь, люди, друг другу. Улыбка, вежливость, гораздо красивее агрессивности, грубости, хамства, улыбка - это знак дружелюбия, шаг навстречу дружбе. Помните: "С голубого ручейка начинается река, ну а дружба начинается с улыбки!".
              Улыбка идёт каждому. Каждому мужчине и каждой женщине.