Glass Flowers of Harvard

Валерий Шурик
         На северо-востоке Америки в штате Массачусетс расположен один из пяти мегаполисов в так называемой Новой Англии - Бостон, один из самых старых  и богатых городов США. В нём была открыта первая школа и немного позднее первый в Америке, известный всему миру своей никальной  историей университет  –  Harvard. Но я  очу поделиться с Вами не рассказом об этом университете или городе (о них в полной мере Вы можете сами найти любую информацию на их  русских сайтах). Я хочу Вам рассказать о своём посещении Бостона ради постоянной экспозиции в стенах Гарварда – уникальной коллекции в Гарвардском  Музее Истории Природы - Harvard Museum of Natural History.
        Жемчужина музея – экспозиция “The Glass Flowers of Harvard”. 

        Авторы совершенно бесподобных работ из стекла Leopold Blaschka и его сын Rudolf родом из Германии, из небольшого города Хостервиц под Дрезденом. 
        Впечатление от изделий этих мастеров, даже трудно найти правильное слово для этих экспонатов, ошарашивающее. Конечно, мы (любители всякого рода эксклюзивов из республик бывшего СССР) избалованы изобилием различных искусств на бывшей территории шестой част света. Но левши, Фаберже, Палех и ещё огромное количество различных умельцев как-то рядом с ними не стоят по филигранности исполнения. Уж извините за сравнение. Тем более, что я очень большой любитель и поклонник русского искусства.
         Бесконечно удивляет потрясающая  эквивалентность между реальностью и изделиями, сделанными из стекла. Чтобы это понять, надо увидеть, ощутить. Вернее, даже пережить. А когда смотришь на инструменты, чем это всё великолепие выделывалось, просто теряешься.
        Собственно, коллекция была создана с лёгкой руки профессора Гарвардского университета G. Lin- coln Goodale, когда он по счастливой случайности  познакомился в 1886 году с Леопольдом и Рудольфом  Блашка.
         С подробностями создания коллекции вы можете ознакомиться на официальном сайте  Harvard Museum of Natural History и некоторых сайтах, посвящённых этим изумительным мастерам. Я же хочу вам рассказать о своих впечатлениях. Это даже и не назовёшь впечатлениями. Просто нечто, трудно вообразимое. Безусловно, так как продолжателей не было, единственные в своём роде мастера стекольного искусства, если так можно выразиться, отец и сын Блашка сумели посредством этого материала показать удивительные создания природы с их же собственного участка вокруг дома.
        Мы часто держим в руках различные травы, цветы, дарим их любимым, поражаемся краскам и запаху, ковыряемся ими в зубах, фотографируем их, делаем искусственно фильмы быстро расцветающих растений. Но мало кто с любопытством  разглядывает эти поистине божественные творения приоды в их потрясающем многообразии волшебного мира. И только когда человек попытался всё это великолепие повторить своими руками, начинаешь воспринимать всю сложность окружающего нас мира благодаря мастерству и огромной трудоёмкости проделанной работы. В музей я приехал с женой и внучками. Может быть, впервые за всё время  проведённое в Америке, я увидел такую заинтересованность хоть в чём-о молодого поколения.
         Рассматривая экспонаты выставки, ловишь себя на том, что “Кленовые листья” просто  хочется подобрать. Настолько они натуральны. Или  “Pitcher  Plant” – ну просто невообразимо живые. Завораживает.
         Всего было сделано около 3000 экспонатов.
         При такой сложности исполнения и придания соответствующей расцветки такая скорость. Просто феноменально!
         Художники с большой буквы во все времена были далеки от денежного эквивалента их произведений. Нет, жить на что-то они, конечно, должны, но  для них основополагающий смысл бытия в работе, самовыражение самого себя. Не потому ли большинство из них прозябало в определённой нищете. “Всё покупается, но не всё продаётся”, заметил художник Лион царю Мидасу (Галатея). Именно отсюда и пошла поговорка  – “Сон – это обед бедняка” (большого художника).
        Почти все знаменитые писатели, поэты, художники, публицисты до 21  века высказывали свою позицию к окружающему миру своими произведениями. То, что они оставили наследникам – есть историческая ценность. Так и искусство семьи Блашка досталось нам, как фолиант своего времени. К сожалению, нет возможности повторить утерянную технику. О ней попросту забыли. И только экспозиция “Glass Flowers of Harvard” напоминает нам об искусстве этих  уникальных мастеров.
         Может быть, это великая глупость, но лично мне  не хотелось больше ничего смотреть в Бостоне. Очевидно, этот мегаполис имеет массу интересного  для любителя разных искусств. Но... Внутреннее состояние после посещения выставки требовало тишины для осознания.
        Очень рекомендую каждому, кто хочет посетить Бостон, побывать в зале музея, где вы прикоснётесь ещё к одному из шедевров мирового искусства. Или просто посетите Бостон только ради “Glass Flowers of Harvard”.
 
       За разрешение для печати на сайте “Одноклассники.ру” фрагментов фотографий и своих впечатлений приношу свою большую благодарность Mary Blue Magruder,  Director of Communications Harvard Museum оf Natural History/Harvard Museums of Science & Culture.
         Смотрите фотографии и не забывайте – ЭТО ВСЁ воспроизведено из стекла!