19 августа - Яблочный спас. Грех или не грех?

Вадим Гарин
Этот рассказ я написал давно, но ежегодно достаю его в день языческого праздника Яблочный спас, чтобы читатель задумался о происхождении многих религиозных праздников.

Фото из интернета. Дореволюционная открытка.

                Вот и подошёл к концу дачный сезон. Всю ночь барабанил дождь и сверкали молнии, не давая заснуть. В девять утра Иван Васильевич, выйдя на крыльцо,  увидел, что изо рта идёт пар. Поёжился, запахнул халат и посмотрел на градусник – двенадцать градусов. Всё небо затянули свинцовые тучи. Моросил противный осенний дождь, разрушая все планы на день.

                Стоя под навесом, Иван Васильевич оглядел свои владения. Вся земля под яблонями и боярышником была усыпана опавшими плодами. Как раз в этом году случился большой урожай яблок, которые девать было некуда! В саду росли три  ранних, одна осенняя и пять зимних яблонь.
                - Понасажал без головы, - подумал он, - а теперь, и девать некуда и срубить жалко!

                Сок, варенье, повидло и джем  заполнили все имеющиеся в распоряжении банки.  Лариса – соседка справа, набрав пару – тройку ведер, заявила, что на варенье ей хватит, а больше она не возьмёт. Витя с Валей – молодые соседи слева,  которые ещё не успели посадить свой сад, взялись за переработку яблок с энтузиазмом, который через неделю иссяк.
                Иван Васильевич с женой Мариной пару раз отвезли несколько ведер в деревню корове Василисе, где брали молоко у знакомых, но вся трудность заключалась в сборе.  У Ивана Васильевича болела спина и он вдобавок задыхался – мучила грудная жаба, а у Марины гипертония, кружилась голова, и они решили, что Василиса обойдётся без десерта.               
                Яблоки перерабатывали на сок, они гнили, но количество их уменьшалось незаметно. Дети, внуки, друзья помогали собирать паданцы и бОльшую, порченную их часть относили в компост. Над ним вилась туча мошек.
                Вечером зашёл Михалыч - проведать, как он выразился. Карман его куртки подозрительно оттопыривался.
                - Вот, что скажу я вам, ребята, - решительно сказала Марина, -  прекращайте свои посиделки! Холодно уже. И пить, ты Иван больше не будешь.  Месяц назад только выкарабкался из больницы. Ведь запретили! Сердце – не к чёрту! А ты опять за своё?
                - Ну, что ты Маринушка! Я же не маленький! Чай семьдесят минуло… я и сам не буду. Чайком побалуюсь с твоей шарлоткой, а Михалыч – то чем провинился? Ему можно… одену куртку,  посидим, потрепемся… Целый день банки крутили. Этот сок нам и за два года не попить! Устал я что-то и сердце давит.

                В беседке зажгли свет, Иван Васильевич подоткнул под спину подушку и накинул на колени плед.
                - Вот ты скажи Василич. – спросил  Михалыч, наливая себе хреновушку - почему в один год пусто, а в другой густо? В прошлом году яблок ни у кого не было!
                - Деревья отдыхают. Это люди – дураки, думают, что они для нас стараются! А яблоки – это дети, продолжение рода и они родят их в напряжении всех своих сил, каждый год не могут. Деревья – не кошки!
                Зазвонили колокола сельской церкви. Мимо калитки прошла Татьяна – жена Михалыча, в куртке и платке.
                - На службу собралась, старая, - отозвался Михалыч, - а вот скажи Василич, ты всё про религию знаешь! Правду моя говорила, что до Спаса яблоки есть нельзя…грех это! В беседку зашла Марина и, услышав последнюю фразу, ответила:
                - Глупости какие! Яблочный спас православные празднуют в августе, а ранние яблоки созревают в конце июля! У нас белый налив уже с середины июля начинает поспевать, а к концу они становятся ватными, не сочными! Так, по-твоему, Михалыч, выходит, что верующим их есть нельзя?  За что же их так церковь наказывает?  Этого не может быть! Как же тогда на юге? Там еще раньше яблоки созревают! А в Израиле – колыбели христианства? Я по телеку видела, что в нынешнем году там урожай  более ста двадцати тысяч тонн яблок! И они экспортируют их во многие страны мира! Так, что до яблочного Спаса христиане яблок не едят?
                -Удивила ты меня Марина! Церковь посещаешь, считаешь себя верующей, а праздников церковных не знаешь! -  Иван Васильевич отхлебнул чайку, с тоской посмотрел на чекушку хреновухи и продолжил:
                - Так называемый яблочный Спас или, как отмечает православная церковь праздник Преображения Господа Бога и Спаса  Иисуса Христа, празднуется 19 августа (или 6 августа по старому стилю) и правду говорит Татьяна, что до праздника Преображения на Руси категорически запрещалось «вкушать» яблоки и не только их. Вообще старались не есть никаких плодов, кроме огурцов. А с этого дня, ели и плоды, и фрукты. В  народе говорили: «Второй Спас яблочком разговляется». Именно 19 августа на Руси было принято срывать и освящать яблоки и другие фрукты нового урожая.  Есть яблоки до Преображения считалось великим грехом. Так-то Марина, – большая ты грешница!

                - Всё ты Ваня перегадишь! Тебя хлебом не корми – дай только поиздеваться над верующими людьми! Что ты за человек!
                - Ну, почему же…  я не виноват в вашей религиозной безграмотности. Как только начинаю объяснять давно известные истины -  сразу слышу в ответ сумасбродные обвинения! Чем на сей раз, я оскорбил чувства  верующих?
                - Тон у тебя, Иван издевательский! Вот чего ты меня подковырнул? Что я одна яблоки в июле ем?
                - Василич, будет тебе, буркнул Михалыч, - лучше, расскажи, что означает Преображение? Кто и зачем преобразился? Интересно!
                - Ну, что ж, извольте! Праздник Преображения посвящен Иисусу Христу. Спасителю или просто, Спасу. О событии Преображения говорится в трёх синоптических евангелиях.
                - А что значит синопические, Василич, - перебил Михайлович, я слышал, что евангелие называют канонические! Ошибся ты?
                - Умей слушать, сам напросился! И не синопические, а синоптические, от греческого слова синопсис «вИдение, зрительное восприятие». Так называют первые три книги Нового Завета. Евангелие от Иоанна не входит в них потому, что отличается по содержанию. Три евангелиста Матфей, Марк и Лука и являются синоптиками, а их евангелия повторяют друг друга и не имеют существенных отличий, поэтому и называются синоптическими. А вообще синопсисом называют в издании параллельно напечатанные тексты, то есть столбцами. Именно так и были изданы три евангелия в XV111 веке.

                А канон в богословском звучании применительно к евангелиям  это узаконенные церковью тексты, вошедшие в Новый Завет. Поэтому каноническими являются  все четыре евангелия, а синоптическими только три.
                - Василич, ты же не рассказал о Преображении!
                - Ты ж перебиваешь! То тебе одно, то другое! Да и рассказывать особо нечего. Лучше прочитаю вам небольшой текст одного из трёх евангелистов, например, Мафея. Сейчас схожу за своим любимым изданием Сретенского монастыря. У него буквы по полсантиметра. Читать легко.

                Иван Васильевич грузно поднялся и, прихрамывая, пошёл в дом. На обратном пути он столкнулся с Татьяной, которая, возвращаясь домой из церкви, зашла к Марине поболтать.
                - Чего это так рано служба кончилась? – спросила Марина.
                - Да нет, соседка, ноги болять, сил нет! Постояла, постояла, да и тикать! А поп такой хорошенький, молодой, прям андел!
                - Эх  ты, андел, - передразнила ей Марина, - ангел, и не поп, а священник надо говорить!
                - Та я  и говОрю  поп! Хорошенький такой, прям андел!
Марина только махнула рукой:
                - Садись. Щас  будет Иван евангелие читать, послушай, а я тебе чайку налью зелёного с шарлоткой.
                Иван Васильевич начал читать:
                «Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних,
                И преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет."
                - Ах, - выдохнула Татьяна, - страсть-то какая!
                - Не мешай, - приструнила её Марина, - помолчи лучше! Слушай!
                "И вот, явились им Моисей и Илия, с ним беседующие.
При сем Пётр сказал Иисусу: Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи:  Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.
                Когда Он ещё говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.
                И, услышав,  ученики пали на лица свои и очень испугались.»

                - Василич! Ты прости дурака, - произнёс Михалыч озадаченно, -  ничегошеньки я не понял… уж лучше ты сам расскажи!
                - Ну, в общем здесь никаких загадок нет. Ученики Иисуса, пришедшие с Ним на гору помолиться, стали свидетелями  Его преображения, Его величия. Два величайших еврейских пророка Моисей и Илия пришли побеседовать с Иисусом, а Бог из облака назвал Его своим Сыном Возлюбленным! Как тут было не испугаться?!
                - Хорошо, теперь понятно…  Зачем пророки приходили-то к Иисусу?
                - А приходили они обсудить Его миссию, которую он должен был исполнить в Иерусалиме. Попросту говоря, ученики узнали, что Иисуса схватят, казнят, после чего Он воскреснет.
                - Так там в евангелие этого не написано!
                - Нет, написано, но не у Матфея, а у Марка и Луки.
                - Ну, ладно умник ты эдакий, - отозвалась Марина, - а яблоки-то тут причём? Почему праздник называют Яблочным спасом?
                - Ты Маринушка не в бровь, а в глаз! Вот именно почему?
Да ещё выражение «спас» в одной связке с яблоками! Спас – спаситель относится к одушевлённому лицу, конкретно к Иисусу, но никак не к яблокам! Эта история, Марина,  тебе не понравится, но из песни слов не выкинешь.
                - Будешь опять богохульствовать – уйду! – отрезала Марина.
                - Нет, что ты, только правду, чистую правду!

                Дело всё в том, что Яблочный спас пришел к нам из Руси языческой. Это праздник сбора урожая яблок. Но прежде всего надо прояснить, что есть Спас в славянском звучании.

                Если в греческом звучании Спас есть сокращение слова «спаситель» и относится он исключительно к Иисусу Христу, обозначающему как эпитет причастность Его к Святому Духу, то славянское слово «Спас» есть спасение, (не спаситель) – это языческие Боги, которые спасают, то есть оберегают народ - отсюда происходит слово и понятие «оберЕги». Старославянское слово Спас писалось с двумя твёрдыми знаками «Съпасъ». Это не перевод с древнееврейского слова «машиах» т.е. мессия, как в случае с греческим «спасителем», а прямое однокоренное слово со словом «спасение».

                - Ой, Василич , прямо мозги заплетаются! Нельзя –ли проще? Вот скажи, Иисус спаситель и Христос – это как понимать?
                - Опять ты, Михалыч перебиваешь, не могу же я здесь в беседке толковать всю Библию. Если я начну тебе рассказывать, за что Иисуса Христа считают  христиане спасителем, дачного сезона не хватит! Кратко: спасение человечества  - это Его миссия.
                - Нет, Василич, и, правда, не надо! Другим разом. Ну, хотя бы  объясни, почему его зовут Христос? Это что двойное имя или типа фамилия?
            - Да нет, Михалыч,  темнота ты вселенская! Если мы так будем хромать по священному писанию, до яблочного спаса не доберёмся!
            - И правда, Михалыч, помолчи пожалуйста, - недовольно сказала Марина, - вон посмотри, Татьяна… молчит!
            Татьяна и вправду молчала, словно в рот воды набрала, но глаза её странно блуждали. Вид у неё был крайне растерянный, как сказал бы Михалыч,  офонаревший от всей этой премудрости!
            - Ладно, продолжим ликбез: у евреев не приняты были фамилии, как на Руси, которые, кстати, имеют свою интересную историю.  Христос в переводе с греческого означает «помазанник». Помазанниками назывались цари, пророки и первосвященники, потому, что при вступлении в должность их мазали елеем. Так, что, Михалыч, Христос – это не фамилия!

             А  спас славянский не имеет отношения к греческому. Богам - Спасам, или оберегам древних славянских племён и посвящались многочисленные праздники. Один из таких был праздник урожая яблок. Перед едой яблоки и другой урожай обязательно освящали.
           - В церкви? – раскрыла рот Татьяна.
           - Ну, вот тебе бабушка и юркни в дверь! – с досадой произнёс Иван Васильевич, - объяснял, объяснял и всё мимо! Да не было у старославян церквей и не знали они ни отца Бога, ни Сына его! У них были свои, родные, языческие Боги! Я, друзья мои, славянскую мифологию плохо знаю, изучал в основном христианство. А  из языческих богов знаю только Белбога – бога удачи, счастья; Велеса – хозяина природы (один из величайших богов); Даждьбога – бога солнца и плодородия; Перуна – бога грома и молнии; Коляду – бога застолий, ну вот пожалуй, и всё. Богов у славян много. При желании можно посмотреть.

             Но сам термин «язычество» вполне оправдан для славян. У них ведь слово «язык» означало и народ, племя! То есть наше, русское племя!  Например, термин «язычество» в древней Греции или Риме не имеет языкового корня, такой как у славян этимологии. Там язычество обозначает, что в религии народа присутствует множество богов и всё!

                Люди мы русские, а религию своих дедов не знаем. Всё подавило христианство, о котором у народа тоже весьма смутное представление! Обрядность и таинства постигается быстрее, хотя о смысле обрядности, её сущности остаётся дремучее представление у большинства верующих.  Доказательства на поверхности: мы с вами битый час разбираем один из самых простых вопросов: религиозный христианский праздник Яблочный спас! А ведь есть и хлебный, ягодный, грибной и другие спасы!

                Я не скажу вам, друзья, была ли у славян установлена точная дата празднования Яблочного спаса, потому, что дату 19 августа установила православная церковь, а католики празднует 6 августа. Церковь устанавливает дату праздника из своих соображений: наложения времени постов и др. Вполне возможно, что славяне праздновали в другое, но близкое время.

                Урожай яблок освящали на специальных открытых площадках – капищах, где были установлены идолы богов из дерева или камня.
Яблочный Спас ещё называют «первыми осенинами», то есть встречей осени.  В этот день пекли пироги с яблоками, варили варенье и угощали  родных, близких, а также сирот и бедных. Вспоминали умерших и убитых воинов. А вечером все выходили в поле, чтобы с песнями проводить закат солнца, а с ним и лето. Вот собственно и всё.

        Как же, как же! А причём здесь, Василич, Преображение Господне? Праздник-то языческий! Правильно я понимаю?
        Понимаешь, ты Михалыч правильно. Дело всё в том, что христианская церковь в борьбе с язычеством или с его остатками до сих пор не справилась до конца. Память народная передаётся на генетическом уровне! И вытравить языческую душу народа не так-то просто!

                Примеров сколько угодно: масленица – древний славянский праздник солнца,  яблочный спас, медовый, ореховый и другие, которые на Руси праздновали и ещё долго будут продолжать праздновать!
                Церковь рассудила мудро. Если невозможно вытравить языческий праздник – его необходимо перекрыть своим религиозным праздником и со временем у народа сотрётся истинное его значение.
                Я Михалыч, много раз приводил слова Папы Римского Климентия V11, который сказал, что «дайте мне артифакт, я прочту сто проповедей, и все будут обращены». Церковники - психологи тонкие, образованные и знающие. Они всё рассчитали правильно. Однако остались так называемые «непонятки». Нестыковки, из которых лезут те самые уши! Но видят их далеко не все!
               Поэтому и называют праздник в народе Яблочный спас, а церковь – Преображение, но яблоки освящают в церкви и не препятствует называть праздник и так и эдак! Я же говорю: ребята собрались неглупые!
               При тих словах Марина, супруга Ивана Васильевича сказала ему, поднимаясь со скамейки:
               - Вот и началось Иван! Никак ты не можешь не охаять церковь! Как тебе не стыдно! Всё испортил, а было так интересно!
               - Постой Маринушка! Я сейчас заканчиваю.  Практически всё!
               - Нет уж, с меня хватит, ты, Михалыча с Татьяной просвещай, а мне и так всё понятно!
               - Раз так, - произнес Иван Васильевич, смотря вслед уходящей Марине, - значит кино закончено!
               - Василич, как же так! А про медовый, ореховый спас? Расскажи!
               - Хватит на сегодня! Холодно становится. Как-нибудь другой раз. По заявкам дачников!