Воспоминания о войне... 1942 год Осень

Олег Слюсарь
   Наступило тяжелое время для нашей семьи.
 Мама потеряла работу. Конечно, мне об этом рассказали позже. Но уже тогда я понимал, почему мама с моей старшей сестрой Талей (Наталья) стали каждый день уходить из дома с сумками. В сумках была наша одежда, ботинки, простыни... Возвращались они с продуктами. Они меняли вещи на продукты. Мы с папой и другой сестренкой, Лидой, их с нетерпением ждали. Хлеб папа стал делить на порции, когда мы садились кушать.

   На улице появились новые ребята-беспризорники. Некоторые были старше меня.
От них я много узнавал о жизни вокруг. Например, что кроме немцев, нас захватили румыны...Полицаи самые страшные - они все предатели.
У меня там появился друг. Он был постарше. Все звали его "Штык". Я, как говорится, "смотрел ему в рот." Он иногда показывал мне объявления немецкой администрации, которые он срывал с заборов и столбов. Он мне рассказал, что фашисты расстреливают евреев и  цыган под горами Машуком и Змейкой...Откуда он знает, мне он не говорил. Вскорости он исчез.
К сожалению я не знаю его судьбу... не знаю настоящего имени и фамилии. Говорили, что его схватили полицаи, когда он срывал объявление.

   Однажды мама с сестрой вернулась с рынка очень рано. Сестра Таля плакала. Мама рассказала, что на рынке на их глазах фашисты расстреляли молодого человека. Люди говорили, что он украл что то. За ним погнались через весь рынок. Догнали, отвели недалеко и военный патруль расстрелял...
Мама еще долго не могла ходить на рынок. Вместо этого они стали ходить в соседние деревни, выше к горам. Один раз взяли и меня.
   Я помню, что мы пошли очень рано. Мне хотелось еще поспать, но когда вдохнул холодного, чистого воздуха с горы Бештау, сон у меня "как рукой сняло". Я бежал впереди всех.
   Еще я помню огромный луг...пасущихся овец...пастуха с длинной палкой в руках.
Неожиданно к нам, громко лая, пустилась стая собак. Пастух что то громко кричал. Мама схватила меня с сестренкой в охапку. Прижала нас к себе. Было очень страшно.
Собаки были огромные. Они окружили нас и угрожающе лаяли.
   Подбежал пастух. Палкой отогнал собак. Спросил куда мы идем. Помню, что он похвалил маму, что она не убегала, а стояла неподвижно. Иначе собаки могли разорвать. Эти слова я запомнил на всю жизнь.
Еще он говорил с мамой о немцах. Сказал, что к ним в деревню они не заходили. Но он тоже слышал об их зверствах и расстрелах под Пятигорском.
Помню, что он угостил нас кислым молоком. Было очень вкусно.

   Между тем приближалась зима. Вещи на обмен заканчивались. Питались мы скудно. Выручали грецкие орехи. Их было много. У нас во дворе росли огромные ореховые деревья. Еще мы собирали и ели в большом количестве тутовник. Это ягоды шелковицы. Они были на любой вкус. Сладкие - белые, черные. Красные -  кисленькие...
Еще нас поддерживал отец. Он говорил, что немцев скоро погонят...верьте. Сам он верил в нашу победу все время.

( продолжение ) http://www.proza.ru/2013/09/17/849