Гл. 2. 3. Философия древнего Китая

Юрий Шпилькин
3.3. Философия Древнего Китая. Китайская философия сложилась на рубеже эпох Чуньцю (VIII-V вв. до н.э.) - Чжаньго (V-III вв. до н.э.) во время правления династии Чжоу (XI-III вв. до н.э.). Свое начало китайская философия ведет от канонических текстов, изложенных в «И цзин» («Книга Перемен»). Взаимодействие сил Инь и Ян (темного и светлого начала) порождает все вещи и явления. В древнекитайской философии: Тянь – Небо, Ци – жизненная энергия, Дао – жизненный путь, фа – закон, увэй – недеяние.

 Даосизм представлен творчеством Лао-цзы (VI-V вв. до н.э.). В трактате «Ши-цзин» (Исторические записки) мы читаем: «Учение школы великого пути - даосов - побуждает людей направлять свои духовные силы в одном направлении, чтобы их действия были согласованными и неприметными, [не имеющими формы] и чтобы они шли на благо всему сущему». Лао-цзы в небольшом по объему трактате «Дао дэ цзин», в первых же строках постулирует невыразимость дао: «Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное Дао». Дао - источник всего, в том числе и слов, но оно невыразимо с помощью слов. «Безымянное есть начало неба и земли, обладающее именем - мать всех вещей» Ведущая категория в даосизме  Увэй (Недеяние) – никто не должен вмешиваться  в Дао - в ход событий, предначертанный Небом. Наиболее известные последователи даосизма - Ян Чжу (ок. 440-334г.г. до н.э.), Ле-цзы (VI в. до н.э.), Чжуан-цзы (ок. 369 - ок. 286 до н.э.).

 Конфуцианство. Одно из ведущих направлений китайской философии учение Конфуция. Конфуций (28.9.551 - 479 до н.э.), - латинизированная форма китайского имени Кун Фу-цзы  (Учитель Кун). Единственное произведение, написанное Конфуцием «Лунь юй» (Беседы и суждения) передает взгляды Конфуция. Конфуций учил учеников четырем правилам: «пониманию книг, моральному поведению, преданности государю и правдивости». Воздерживался он также от четырех вещей: «не вдавался в пустые размышления, не был категоричен в своих суждениях, не проявлял упрямства и не думал о себе лично». Основная категория в конфуцианстве «жень» - (человеколюбие). Когда ученик спросил о человеколюбии, Учитель ответил: «Вне своего дома относись к людям так, словно принимаешь дорогих гостей. Используй народ так, словно совершаешь важное жертвоприношение. Не делай людям того, чего не желаешь себе, и тогда и в государстве и в семье к тебе не будут чувствовать вражды». Идеал человека «Цзюнь-цзы» (благородный муж) знает только долг, а «низкий человек» знает только выгоду, первый стремится быть медленным в словах и быстрым в делах. Благородные живут в согласии с другими людьми, но не следуют за ними, низкие - следуют за другими людьми, но не живут с ними в согласии. Кроме того, цзюнь-цзы должен усвоить еще четыре добродетели: И - долг, Ли – ритуал, Сяо – почтительность, Чжи – знание.

Конфуций не был основателем религии. Однако после его смерти в его честь были воздвигнуты храмы,  и стал складываться религиозный по форме культ Конфуция как первоучителя человечества. Конфуцианство приобрело в Китае статус официального вероучения, благодаря системе экзаменов государственные должности могли занимать только ученые конфуцианцы (хотя конфуцианское учение в традиции понималось скорее как «наука» вообще, а конфуцианцы — «жу», т. е. просто как «ученые», «образованные»). Развивали учение Конфуция -  Мэн-цзы  и Сюнь-цзы.

 Моизм. Мо-цзы (Мо Ди) (479-400 до н. э.), древнекитайский философ одним из первых выступил  против конфуцианства и его  фатальной веры в незыблемость привилегий господствующего класса.  Взгляды Мо-цзы и его учеников собраны в книге «Мо-цзы». Основной тезис учения Мо-цзы о «всеобщей любви и взаимной выгоде» — попытка своеобразного этического обоснования идеи равенства всех людей в 10 принципах таких как «почитание мудрости», «почитания единства», «воля неба». В рассказе «Отказ от нападения» классик китайской литературы Лу Синь повествует об активной пацифистской позиции  этого философа. Мо - цзы стало известно, что один из его учеников помогает подготовке к нападению   богатого и процветающего княжества на более слабое и бедное. Мо-цзы  в соответствии с принципами своей философии незамедлительно отправляется в путь, чтобы предотвратить  несправедливую войну. 

 Легисты. Фацзя («школа законников» — легистов), философская школа в Древнем Китае. Основные положения сформулировали Шан Ян (390-338 гг. до н.э.) и Хань Фэй (280-233 гг. до н.э.). Программа фацзя была направлена на укрепление царской власти и создание централизованного деспотического государства. Легисты требовали, что надо «применять жесткие законы и отбрасывать жалость, за которую ратуют человеколюбивые». Шань Ян писал, что нужно жестоко карать за мелкие преступления, тогда большим неоткуда будет взяться. Легисты добились того, что в 213 г. до н.э. массово были сожжены книги по истории Китая, а более 460 конфуцианцеы были заживо погребены или утоплены. Жесткая политика привела к восстаниям и  вскоре династия Цинь прекратилась.

 Школа имен. Минцзя - направление древнекитайской философии 5-2 вв. до н. э., занимавшееся логической разработкой соотношения между «именем» (т. е. понятием) и реальностью. Основная идея этого направления – в обществе происходят изменения, старые «имена» перестают соответствовать новому содержанию, в результате имена лишаются смысла и в мире наступает беспорядок, хаос и социальные неурядицы. В школе минцзя сложилось два направления. Хуэй Ши делал акцент на относительности различий между предметами. Гунсунь Лун абсолютизировал различия в вещах. В книге «Чжуан-цзы» собраны софизмы типа: «Белая лошадь не есть лошадь- «Лошадь – это то, что означает форму, «белая» - это то, что означает цвет. Цвет не есть форма. Поэтому «белая лошадь» - не «лошадь», «Пущенная стрела временами находится и не в движении и не в покое», «Вещь только родившаяся уже умирает». «Если палку ежедневно укорачивать наполовину, то с нею не покончить и за десять тысяч поколений». В конечном счете, представители школы минцзя пришли к выводу о невозможности однозначного достижения истины.