Всемирный Конгресс Философии - Афины - август 2013

Анжела Мальцева
О месте и роли философии в современном мире:
По итогам работы XXIII Всемирного Конгресса Философии
(Греция, Афины, 4–10 августа 2013 г.)


Введение. Всемирные конгрессы философов проводятся раз в пять лет, начиная с 1900 года (исключение составили пропуски в связи с двумя мировыми войнами и некоторыми другими событиями). Конгресс 2013 года собрал наибольшее число участников – более 2,5 тысяч человек, на нем были представлены все страны мира и все философские направления, течения и школы современности. В ходе работы Конгресса состоялись десятки пленарных заседаний, субсидированных лекций, симпозиумов, круглых столов, заседаний авторитетных сообществ. Тысячи участников представили свои доклады на сотнях сессий специализированных тем, просмотрели бессчетное количество сессионных постеров, участвовали в работе множества выставок. В течение семи дней восьмиэтажное здание «Школы Философии» Национального университета было заполнено до отказа с раннего утра до глубокого вечера. И каждая минута, каждый метр площади служили одной цели – как можно полнее представить позиции мыслителей, принадлежащих к миру современной философии.


1. Цель и задачи Конгресса.

Как следует из обращения к участникам XXIII Всемирного Философского Конгресса его Президента, доктора У. Л. МакБрайда, организаторам хотелось, чтобы Афины явили миру примеры вежливости и взаимоуважения, дефицитные в современном мире. Тема Конгресса – «Философия как познание и образ жизни» послужила праздничным поводом для знакомства с наиболее выдающимися и плодотворными достижениями человеческой мысли, она собрала людей, согретых, используя слова платоновского Сократа, «лучами блага». Наибольшим благом Всемирного философского конгресса явилось, - по мнению Председателя, – «окно, открытое в целый мир мысли», мир, совмещающий различные культурные подходы к его пониманию и порождающий особое чувство общности, глобальное понятие 'мы'. Значимость Конгресса определяется не только создаваемым философией утешением, как чем-то, направленным «внутрь», но и той «внешней», практической, пользой, которую может принести философия конкретным людям, находящимся под давлением совершенно определенных могущественных сил и вынужденных решать реальные жизненные задачи. Основной надеждой Президента явилось «воссоздание в ходе работы Конгресса веры в философию как в наставницу жизни» [2, p. 4].

Президент Греческого Организационного Комитета, доктор К. Будурис, подчеркнул практическую ориентацию Конгресса, проходящего в мире, «отягощенном технологическим прогрессом и экономической напряженностью». По его мнению, Конгресс предоставляет возможность философам всего мира «в атмосфере дружбы, духа состязания, но и с чувством смирения, совместно разделить живое участие в поиске, философских и диалектических исследованиях», «лучше узнать друг друга», «установить пути открытого общения». К. Будурис отметил, что перед участниками Конгресса поставлена задача «сформулировать плодотворные и позитивные мысли о состоянии дел нашей Эйкумены», найти пути и способы достижения «согласия между верованиями, теориями, концепциями и тем образом жизни, которому мы должны следовать, как существа с повышенным чувством моральной ответственности по отношению к нашим ближним и всем другим существам природы». Мыслителям, приехавшим из всех уголков мира, предложено «задуматься над сократовским вопросом – «Как следует жить?», посмотреть на различные способы и образы жизни всех народов Земли, подойти к философии как к искусству жизни, поразмышлять об ответственной роли и твердой позиции философа по отношению к нынешним и будущим проблемам сложных современных ситуаций, которые будут возникать в результате перераспределения экономических, социальных и других сил глобализированного гражданского общества» [2, p. 5].

2. Направления, течения и школы современной философии и наиболее интересные темы и идеи секций Конгресса.

Темы пленарных заседаний были весьма многообразны и пестры по тематике. Вот некоторые из тех заседаний, в которых могли принять участие гости Конгресса:

Философия как образ жизни; Философия и наука; Философия и религии; О пользе скептицизма; Методологический базис современных археологических исследований; Феминистская феноменология и феномен уязвимости; Репродуктивные технологии и женское тело; Боль как укрепляющая справедливость; Юмор как философский образ жизни; Эстетическое и комическое; Философия истории философии; Будущее марксизма; Идентичность и модернизация в исламе; Женщины философы и их роль в развитии философской мысли; От гуманизма к мета- пост- трансгуманизму; Феномен дружбы и гражданское общество; Транскультурный потенциал китайской философии; Перспективы мудрости в технологической эпохе; Культура поверхностная и культура глубокая; Прагматистская теория демократии в контексте современной политической теории; Образ жизни: соревнование, кооперация и искусство оппонирования; К интегративной теории ценности и разума; Греческий след в «философии завтра» Эдуардо Николя (Eduardo Nicol); Капитализм, рыночный социализм или командная экономика (?); Западная и восточная философия о глобальном феминизме; Иоанна Кусуради (Ioanna Kucuradi) о достижениях эпохи; Дж.А. Коген (G.A. Cohen) о марксизме, социализме и социальной справедливости; Скептицизм и эпистемическая циркулярность; Этики жизни [2].

На конференции работали многочисленные секции, некоторым участникам которых удалось предложить своим коллегам оригинальные идеи для обсуждения:

Философская антропология (Философия человеческого молчания; О возможности философской кибер-антропологии); Философия для детей (О важности слушать философию, исходящую от детей; Инструменты диалогичного познания: теория, исследование, оформление в начальной школе); Античная греческая философия – Классическая греческая философия (Философия как энергия; Можно ли считать Сократа феминистом; Бытие вне и отдельно; Генеалогия счастья: Солон и Сократ; Философия как способ умирания); Политическая философия (Биополитика и права человека: анализ гуманитарной помощи; Индивидуализм выживания как отрицательное последствие коммунистического тоталитаризма; Пределы религиозной толерантности в демократических политических системах; Радикальная европейская политика или новый колониализм(?); Временная приватность; Философия неясного: боль, ненависть, одухотворенность; Рассуждая о будущем без атомной энергетики; Воспринимая религиозные голоса в публичной сфере серьезно; Европа: действительно ли референдум – против легализма (?); Совещательная демократия; Гражданское общество: после национального государства; История философии (Влияние феномена войны на философию); Философия развития (Афро-конструктивистская теория развития; Что мешает развитию современного человека); Этика (Этика на пути от философии ценностей к ценностному менеджменту; Производство человеческого достоинства как идеальная норма обучения; О необходимости перехода от абстрактных ценностей к ценностям практическим; Моральная практика в никчемном (ничтожном) мире; Частная жизнь как этическая ценность; Концепция индивидуально-коммунитарных ценностей; Толерантность к нетолерантности; Необходимость моральной тренировки сегодня; Человек между разумом и наклонностью; Права животных: Аргументы в защиту вегетарианства; Геоэтика: природа и принципы; Города развивающего обучения и образовательные сообщества; Гендерная справедливость; Философия и этика после Фукусимы; Старение и ответственность в последних прижизненных решениях; Концепции старения в дебатах об антивозрастной медицине; Историческая религиозная индифферентность и ее связь с современной апатией; Мы есть то, что мы покупаем: к этике потребления); Феноменология (Феноменология мусора); Философия образования; Эстетика и философия искусства (Манифестация реализованной и нереализованной сущности: красота и уродство; Граффити: искусство идентичности и его критика; Еда и философия в эстетике Джозе Васконселоса (Jose Vasconcelos); Искусство как образ жизни, жизнь как искусственный образ; Эстетика как привилегированный путь к познанию реальности); Философия глобализации (Д. Миллер о нашей ответственности за глобальную бедность; Социальная роль религий и глобальная справедливость; Будущее капитализма: транснациональное государство или транснациональная система (?); Глобальная миграция – путь к глобальному гражданству или к правам резидентов (?); Глобализация как мегатренд; Действительно ли поиск Африкой своего места в современном мире – нонсенс (?); Уместность М. Ганди в контексте глобализации); Философия права (Проблема увеличения ответственности; Этический индивидуализм Р. Дворкина; Философия права и мир труда; О совместимости исламского права и права универсального); Онтология (Онтология становления (онтокинетика); Аффективные реакции на прожитую жизнь; Современная онтология хаоса; Базовые принципы ситуативности бытия; К вопросу о равенстве физического и социального времени; Бытие прошлого); Биоэтика (Концепции персональной ответственности в современной и будущей биоэтике; Человеческое достоинство и репродуктивные технологии; Понятие минимального согласия в эвтаназии; Справедливость между возрастными группами; Россия: десекуляризация как модель выхода из цивилизационного кризиса; Этика заботы; Этические вопросы Биобанка Китая; Философия радости); Теории познания и эпистемология (Опытный разум: после критического/аналитического/дискурсивного разума); Философия экономики (Продуктивный и непродуктивный труд, полезная и бесполезная работа); Этика бизнеса (Хозяйственный этос как социокультурный феномен; Неоменеджмент и новая парадигма неэгоистической организации бизнеса); Философия языка (Лингвистическая диспозиция королевы и королевское отношение к языку; Л. Витгенштейн как самая важная философская фигура на стыке логицизма и функционализма); Философия математики (Социальные аспекты процедуры доказательства); Философия и литература (Философия и литература, соревнующиеся в отражении оттенков безумия); Медицинская этика (Философия риска); Философия коммуникации, информации, медийности (Теория прорыва); Философия действия (О возможности действовать в отсутствии желания); Философия культуры (Философия прогулки; Культура согласия и культура несогласия); Философия сознания (Эмпатия, чтение чужих мыслей и разница между тобой и мной) [2] [3].

Некоторые выводы.

Знакомство с темами пленарных заседаний Конгресса показывает, что классические философские проблемы соседствуют со злободневными темами и совершенно оригинальными идеями; собственно философский контекст сочетается с контекстом социологическим, политологическим, экономическим и культурологическим; интерес к разного рода феноменам переплетается с интересом к историческим личностям и ныне живущим выдающимся людям (заявленная на 7 августа лекция знаменитого писателя и философа Умберто Эко [2, p. 68] собрала рекордное количество слушателей).

Считаю, что такое разнообразие новых тем, неожиданных подходов к пониманию современного человека, непривычных решений прежде поставленных проблем и сделало Всемирный Философский Конгресс 2013 года в Афинах событием ярким, живым и интересным. 

Анализ работы секций Конгресса показывает, что наибольшее количество докладов на Конгрессе подготовили этики, что и понятно: философия по самой своей сути обязана говорить не о том, каков мир есть на самом деле, но о том, каким мир в идеале быть должен. Важно отметить, что современные этики откликаются на трагические события недавнего прошлого (землетрясение в Японии), но и продолжают искать решения древнейших философских проблем (эвтаназия), не проходят мимо вызовов современности (миграция, клонирование), но по-прежнему главным объектом своих изысканий считают человека, его поиски справедливой жизни и счастья.

Наибольшее количество россиян приняло участие в работе направления «Философия образования». К сожалению, знакомство с темами и тезисами заявленных выступлений не позволяет говорить о новизне и оригинальности идей, представленных нашими философами образования на суд международной общественности. Слишком очевидное несоответствие между масштабом и глубиной реформирования образования в нашей стране и «застоем» в умах теоретиков может (и, вероятно, должно) стать особым предметом размышлений российских философов.

Между континентальной европейской философией и философией англо-американской по-прежнему пролегает пропасть, становящаяся лишь глубже при встречах и обсуждении докладов их представителей на секциях. Например, тексты французских философов все более становятся похожи на тексты художественные, авторы все больше нацелены удивлять и даже смешить, чем направлять на путь истинный [4]. Напротив, тексты канадских, североамериканских, британских, австралийских философов содержат, как правило, материалы, никаким образом не относящиеся к живому, реальному современному человеку. Ориентация на науку и прагматическая направленность исследований все больше превращает англо-американскую философию в раздел нейрофизиологии, кибернетики или физики [5]. 

На Конгрессе были представлены все без исключения философские общества, объединения, союзы и организации: Международная ассоциация ясперских обществ; Афро-Азиатская философская Ассоциация (AAPA); Международное общество изучения ценностей (ISVI); Американское общество углубленных философских исследований; Международное общество изучения полемик (IASC); Иберо-Американское общество неоплатонических исследований; Шанхайская Академия социальных наук; Международное сообщество философии спорта (изучаются проблемы соотношения этики, атлетики и эстетики; феномен и процесс, ценность и смысл победы); Международная ассоциация греческой философии (IAGP); Международное общество буддийской философии; Международное общество универсального диалога (ISUD); Ассоциация радикальной философии (RPA) (исследуются феномены либерального империализма, разрабатывается теория войны); Немецкая Философская Ассоциация; Ницшеанское Общество; Всемирный феноменологический институт углубленных феноменологических исследований и обучения; Международный институт философии; Институт философии РАН и другие [2].

Возникает вопрос: есть ли смысл в проведении столь многочисленных конференций? Многие считают, что нет (например, в одно время с Конгрессом в Афинах состоялась конференция по философии науки в Великобритании, куда отправились те из крупных российских философов, кто предпочел «широте» «глубину»).

Я убеждена, что всемирные конгрессы – это особая форма коллективного творчества, которая отнюдь не изжила себя. При этом нужно понимать, что успех столь многочисленных собраний зависит не только от организаторов, но и от ответственного отношения участников к своим докладам, к работе на секциях. Участие в работе любой конференции, – прослушивание многочасовых лекций, формулировка вопросов докладчикам, защита собственного видения обсуждаемых проблем, – это большой труд, сопряженный не только с радостью от новых открытий, но и с огорчениями при встрече с аргументированной критикой, заставляющей пересмотреть свою позицию, усилить доказательную базу, а то и отказаться от некоторых своих гипотез.   

Проанализировав организацию, ход и материалы Всемирного Философского Конгресса в Афинах (август 2013 года), я пришла к выводу, что столь представительное собрание позволило участникам на собственном опыте убедиться в огромном авторитете философии в мире, в широчайшей распространенности любви к мудрости, в исключительном многообразии человеческой мысли, что, конечно же, благоприятно скажется, прежде всего, на самоощущениях философов, живущих в эпоху, полную сомнений в человеческой морали, человеческом разуме, да и в самом человеке. Конгресс обновил и укрепил сознание коллективной идентичности, способствовал возвращению участникам утраченного чувства гордости за принадлежность к философскому сообществу, вселил надежду на новые прорывные открытия в человеческом самопознании.

Источники и литература:

1. Maltseva A. New philosophical theory of desire. – XXIII World Congress of Philosophy “Philosophy as Inquiry and Way of Life” / Abstracts: Athens 04 – 10 August 2013, University of Athens, School of Philosophy Press, 2013. – P. 429.

2. XXIII World Congress of Philosophy “Philosophy as Inquiry and Way of Life” / Programme: Athens 04 – 10 August 2013, University of Athens, School of Philosophy Press, 2013. – 127 p.

3. XXIII World Congress of Philosophy “Philosophy as Inquiry and Way of Life” / Abstracts: Athens 04 – 10 August 2013, University of Athens, School of Philosophy Press, 2013. – 818 p.

4. Institut International de Philosophie: General Assembly XXIII World Congress of Philosophy “Philosophy as Inquiry and Way of Life” / Programme: Athens 04 – 10 August 2013, University of Athens, School of Philosophy Press, 2013. – p. 83 – 84.

5. Mendelovici A. Intentionalism about moods. – XXIII World Congress of Philosophy “Philosophy as Inquiry and Way of Life” / Abstracts: Athens 04 – 10 August 2013, University of Athens, School of Philosophy Press, 2013. – P. 429.