Как приходит белочка

Владимир Юринов
(из книги «На картах не значится»)

Если говорить об эндемиках, то тут орловской «фишкой» были чёрные белки. Самые обыкновенные белки, каковых по всей России, да что там по России – по всему миру, пруд пруди, но необыкновенного – насыщенно-антрацитного цвета. Выглядели они, особенно на белом снегу, очень элегантно, я бы даже сказал – аристократично.
А объяснялся столь непривычный окрас привычной для нас белки очень просто. Как я уже говорил, климат в Орловке был очень сухой. Поэтому неизменно раз в два-три года в окрестностях Орловки случались лесные пожары. Пожары были низовые, выгорал только подлесок, стволы сосен обгорали и чернели до высоты одного-двух метров. Вот на этих-то почерневших от пожаров пространствах и вывелась со временем такая удивительная порода белок-«аристократок».
Автор вполне допускает, что где-нибудь на необъятных просторах России существуют и другие места, где в схожих условиях – на постоянно обновляемых пожарищах – тоже живут похожие на орловских, чёрные белки. Но ему, автору, в таких местах бывать не приходилось и белок-«аристократок» он встречал только в Орловке.
Кстати, с этими чёрными белками, точнее, с одной из них, у автора связано небольшое, но весьма неординарное происшествие.

Однажды, где-то в конце сентября, я выполнял свою обычную утреннюю пробежку. Утро было раннее, солнце ещё не взошло и в лесу, по которому пролегала тропа, было свежо и сумрачно. Пробежка только началась, я был ещё совсем вялым, сонным, моё состояние на тот момент вполне подходило под расхожую шутливую формулировку: поднять – подняли, а разбудить – забыли. Я бежал, опустив голову, глядя себе под ноги, лишь время от времени поднимая глаза, чтобы взглянуть на тропу. И вот, в очередной раз посмотрев вперёд, я метрах в пятидесяти от себя, на перегибе тропинки, увидел... чёрта!
Да-да, самого настоящего чёрта! Было бы намного проще, если бы я накануне пил. Но это всё произошло посреди лётной недели. Я был до безобразия трезв, и чертям в моей жизни взяться было решительно неоткуда. И тем не менее на тропинке передо мной во всей своей красе стоял Нечистый.
Чёрт был, как чёрт, классический, из книжек: чёрный, под два метра ростом, коротконогий, с мощными покатыми плечами и длинными, свисающими почти до колен, руками, заканчивающимися огромными кулачищами. Голову чёрта, как это и положено, увенчивали рога. Тоже классической формы – короткие, толстые у основания, с загнутыми навстречу друг другу остриями.
В следующие полсекунды я: а) окончательно проснулся; б) покрылся с ног до головы холодным потом; в) вспомнил всю свою прошедшую никчемную жизнь; и г) усомнился в своём марксистско-ленинском материалистическом мировоззрении. А через полсекунды зрение моё сфокусировалось и я понял, что до «чёрта» не пятьдесят метров, а от силы десять, и что не чёрт это вовсе с рогами, а маленькая чёрная белочка с острыми ушками, стоящая на тропе на задних лапках и с не меньшим испугом глядящая на меня. Затем картинка ожила. Белка метнулась с тропы, повернувшись ко мне в профиль и показав на мгновенье свой пушистый хвост, и, что-то чирикнув, взлетела по стволу ближайшей сосны. Я, пробежав по инерции ещё несколько шагов, остановился и, задрав голову, посмотрел вверх. В сосновых ветках слышалась возня, оттуда сыпался мелкий древесный мусор, но само;й белки видно не было. Я вдруг понял, что на сегодня набегался. Погрозив невидимой белке кулаком, я развернулся и устало – нога за ногу – побрёл домой, ощущая, как высыхает между лопатками противный холодный пот, периодически оглядываясь и настороженно прислушиваясь к звукам просыпающегося леса...
– О! – выглянув из кухни, удивилась жена. – Ты чего так рано? – а потом, приглядевшись ко мне, спросила: – Что-нибудь случилось? – она всегда была чуткой женщиной.
– Да так... – попытался отделаться я шуткой. – Белочка приходила...