Преступление - это слабость

Николай Проков
                Когда, наконец,человечество дождется эпох, в дни
                которых ложно понятая мужественность не будет превращать
                мужчину в свирепого захватчика, в кичащегося своей
                грубостью драчуна, в помесь индюка и тигра.
                Д. Андреев               


   Убийство!!!...Самое страшное и самое тяжкое преступление, который  продолжает совершать человек. На земле нет существа, которое бы убивало себе подобных ради удовольствия, ради того, что кто-то оказался умнее, сильнее, порядочнее, человечнее, талантливее..."Иные люди были бы в состоянии убить своего ближнего просто для того, чтобы смазать себе сапоги".- написал А.Шопенгауэр. Если хотя бы легким ветерком пролететь по всей истории человечества, поверхностно смотря на бурлящие события, то и тогда бы мы с легкостью увидели, что страсть к жестокости и убийству не ослаблялось вместе с улучшением экономического  благосостояниия и созданием великих произведений искусства, а парадоксальным образом увеличивалось; эта страсть к жестокости становилось все более мощной и целенаправленной. И в этом загадка человека: почему в диком состоянии он был менее жестоким и почему сегодня его жестокость перешла все мыслимые и немыслимые границы? Кажется, что человек создавал культуру, чтобы  прикрыть ею, как фиговым листком, свою страсть к насилию и к уничтожению себе подобного, чтобы злодейство очеловечилось и приобрело цивилизованную нормальность. Кажется, что Гомеры,Моцарты,Пушкины,Шостаковичи...не улучшали природу человека , а отвлекали иллюзиями от настоящего развития человека - в сторону власти одного над другим, где жестокость становилась инструментом получения этой власти.
 Причины жестокости самые разные. Они и в самом человеке, не способном справиться со своей извращенной любовью к себе, не выходящей дальше желания нахватать как можно больше
за счет одурачивания ближних и дальних; это и  желание выделиться любой ценой, это и ревность,и месть, и немотивированная агрессия, и зависть.."Завистник, воспаленный злобой, являет собой силу разрушительную и негодную. Завистник действительно способен преступить все нормы человеческого общежития во имя обладания вожделенным. Даже готов уничтожить предмет своего упоения, если им владеет другой и нет шансов обрести его",- пишет психолог Томас Флешли. Примеров жестокости мы видим постоянно и каждый день, и настолько привыкли к ним, что уже не представляем нашу жизнь без насилия и без возбуждающих образов с экрана. Сегодня ценность жизни человека сведена к минимуму, к цене простого товара.
Причины  жестокости скрываются не только в комплексах недоразвитого человека,но и в социальных факторах - в нищете,в бессилии власти, в социальной несправедливости и коррупции,в господстве идеологии гламура и рвачества...Все формирует даже в нравственно сильном и психически здоровом человеке эмоциональную неуравновешенность и сбои в поведении, когда и порядочный  срывается и совершает на удивление всех ужасающие преступления.
 Помимо самого явления преступности и развития кримнальной личности от внутренних и социальных факторов, существует проблема - как относиться к тем, кто совершает преступления. Как относиться к тем, кто совершает грабежи, убийства?...Конечно, в реальной жизни мы должны противодействовать всем формам насилия в рамках закона, мы должны защищать свою жизнь и быть готовыми к тому, чтобы уничтожить своего врага. А как относиться к тем, кто находится уже в исправительных учреждениях и переживает все тяготы лишения свободы, где жестокости на квадратный метр больше, чем за забором; самое страшное наказание для преступника - это оказаться на маленькой закрытой территории с себе подобными. Сегодня ни для кого не секрет, что общество отторгает бывших преступников, не
 помогает им встать на ноги после отбывания наказания, пускает их судьбу на самотек, подталкивая тем самым к новым преступлениям.С другой стороны, легко заменить другую крайность - это слезливо-сентиментальное отношение к несчастным, жалость, переходящую всякие здоровые нормы, доходящую да абсурда, как будто не было изнасилованных детей и жестоких убийств.Вполне понятно, что жалость  эта нередко приводит к предательству интересов службы сотрудниками,доходящему порой до крайности, когда юристы, психологи, врачи вступают в интимные связи с осужденными, потому что их жалость переросла в любовь..  В целом не наблюдается четкой позиции в отношении разумного  применения кнута и пряника. Если в коммунистическое время жизнь осужденных ничего не стоила и над ними издевались как могли и убивали по пустякам на территории колонии, то сегодня наблюдается другая крайность - заметная ослабленность требований режима отбывания наказания, сведение исправления осужденных к формализму, когда осужденные сами себя исправляют. Излишняя авторитарность или  излишняя мягкость, без учета реальной ситуации в конкретном исправительном учреждении, порождают вопиющую несправедливость, которая не может реализовать задачи уголовно-исполнительной системы по исправлению осужденных.Хотя, кому в наше время  нужно исправление осужденных? Давно все поняли, что институт исправления существует как фиговый листок для коррупции и некомпетентной системы, которая сама нуждается  в исправлении больше, чем сами осужденные...   "Можно бы воздержаться от выражения своего отношения к убийцам,- пишет Агата Кристи,-Но, по-моему,они - прокляитие для общества: они привносят исключительно ненависть и извлекают из нее максимум возможного. Готова поверить, что убийцы ступили на свой путь из-за врожденной бездарности и поэтому, вероятно, заслуживают сострадания; но если даже из-за бездарности,то, мне кажется, пощады они не заслуживают - убийцу стоит щадить не больше, чем мужчину, который неверной походкой направляется из средневековой зачумленной деревни в соседнюю и путается там с невинными здоровыми детьми".
 Для большего понимания проблемы жестокости, конечно, необходимо общаться с теми, кто совершает жестокие преступления.В уголовном мире, преступники, которые совершили убийства, имеют особый статус авторитетов, которые никогда не озвучат специалистам свои переживания по факту совершенного преступления. Поэтому получить информацию о  проблеме жестокости от тех лиц, кто жесток по своей психологии, почти нереальная.Но есть большая группа осужденных, которые совершили тяжкие преступления под давлением обстоятельств, аффекта или глупости, некоторые из которых не опасаются придать гласности свои переживания, связанные с совершенным преступлением,считая, что рассказ о своем преступлении поможет другим не встать на омерзительную дорожку и найти другие способы самоутверждения, нежели криминал.
 Осужденный А.Н.Миравкин, 1974 года рождения, 8 классов образования, профессии не имеет, долгое время не работал, 4 судимости.
Из приговора
6 сентября 1995 года, примерно в 23 часа 30 минут  Х.Р.Г - участковый инспектор, одетый в гражданскую одежду, заинтересовался ранее ему неизвестными А.Миравкиным и его друзьями Е. и Х.,которые сидели на скамейке  и распивали спиртные напитки. Участковый отозвал в сторону Е., где между ними завязалась ссора. Е. из хулиганских побуждений нанес Х.Р.Г. не менее 3 ударов руками по телу. К ним подошел Миравкин с целью убийства Х., и из хулиганских побуждений нанес ему удар по голове деревянной палкой ( поленом), подобранной на месте происшествия, отчего потерпевший упал на землю. Миравкин после этого нанес несколько ударов руками и ногами по разным частям тела потерпевшего, а Е. нанес удар ногой в область живота. Затем Миравкин вновь подобрал деревянную палку,и, не реагируя на действия Е., который пытался оттащить его от потерпевшего, стал наносить удары по различным частям тела Х.Р.Г.. Потом Е. и Миравкин по требованию последнего перенесли Х. на пустырь, где Миравкин нанес потерпевшему еще не менее 3 ударов ногой и деревянной палкой, подобранной там же. После этого Миравкин задушил Х. его же брючным ремнем, закрыл тело картофельной ботвой, мусором и древесиной, и ушел с места проишествия. В результате избиения потерпевшему также были причинены тяжкие и легкие телесные повреждения, которые не состоят в причинной связи со смертью.Указанные действия были совершены в присутствии Х., однако она о совершении убийства не сообщила в сответствующие органы, хотя имела реальную возможность. Суд приговорил Миравкина А.Н. по статье 102 п"б" к 15 годам, Е. по статье 206 ч. 2 к 4 годам 10 мес., Х. по статье 190 к испрвательным работам по месту работы сроком на 2 года с удержанием 20% заработка в доход государства.
Из психологической характеристики
 Высокий уровень притязаний, стремление к доминированию, потребность в самореализации, неуверенность,склонность к риску, податливость влиянию окружающих, желание скрыть свою излишнюю доверчивость за демонстративным поведением и агрессивностью, категоричность в критических ситуациях, повышенные требования к окружающим.
 Осужденный Миравкин изъявил желаниеи пообщаться и высказать наболевшее, проявив в этом определенную смелость, так как не каждый из осужденных добровольно решиться озвучить свой преступный путь и показать себя в неприглядном свете
- Родители - простые люди, рабочие. Отец умер, о матери ничего не слышно, не пишет целый год. О детстве вспоминать не хочется, ничего светлого. Воровать начал рано, со второго класса. Первый раз украл рыбацкие снасти..Воровать начал, так как помощи ждать было неоткуда, а жить как-то надо. Поэтому и школу бросил. До 3 класса учился нормально, а потом остался на второй год. Закончил 6 классов, а написали 8. Хотели, чтобы я дома учился..Учителя стали домой приходить, а я стал убегать...В детстве хотел стать шофером...Единственное, о чем хорошо вспоминаю, это рыбалка..Есть еще у меня брат, спился...тоже сидит...второй раз. На мать пьяный набросился из-за того, что плохо кормила и денег на выпивку не давала..У меня это четвертая судимость. Первая в 90 году за угон автомобиля, дали мне 2 года с отсрочкой на три года. В этом же году приговор отменили и дали два года общего режима. Вторая судимость в 1991 году за квартирную кражу. Добавили мне еще два года. В 1992 году был осужден в Ульяновске за кражу в магазине;добавили еще один год. В целом срок стал 5 лет общего режима. Четвертая судимость в 1996 году..
- Последнее преступление очень страшное по своей жестокости. Не удивляет вас та жестокость, с которой вы его совершили?. Первые еще как-то можно объяснить:работы нет, денег нет, а есть хочется..Но последнее не поддается никакому объяснению. Никогда не задумывались, откуда у вас такая жестокость? И что стало с вашей самооценкой после совершенного преступления?
- После совершенного преступления самооценка стала намного ниже, чем была до этого. Потерял к себе всякое уважение..И другие стали смотреть на меня с презрением...Проклинаю себя за минутную слабость..Были пьяны, справляли мой день рождения. Подошел к нам...Слово за слово - и началась драка. Убивать никто не собирался. Так получилось...Не выдержал...психанул...
- Какие были переживания после убийства?
- Я скрывался..Долго не мог поверить, что я убил человека. Жил под страхом, пока срок не дали. Было чувство вины, раскаяния, но это уже ничего не меняет. Меня на даче взяли. Там прятался. Раньше вообще не понимал:как можно убить человека. Ладно побить, но убить...Тем более участкового.
- Как вы думаете, что явилось основой вашего преступления?
- Большей частью преступления совершаются по пьяному делу Пьянка, наркотики, желание иметь больше. Если бы мы были трезвые, то и убийства не было бы, хотя понимаем задним числом, что пьяные не освобождаются от ответственности.
- В вашем случае можно увидеть и случайность преступления и его закономерность.Внутренне вы готовы к новому преступлению? И что надо делать, чтобы его не было?
- Трудно сказать..Все зависит от круга общения..
- Но этот круг общения выбирает себе сам человек. Лучше быть одному,чем общаться с опасными людьми. Поэтому судьба человека в его собственных руках.
- После освобождения попытаюсь найти себя в новой жизни, оторваться от преступного прошлого. Как я попал в тюрьму, то у меня друзей не стало. Попытаюсь найти себе новых друзей..
- Но у вас нет специальности, образования. С таким багажом очень трудно найти себе новых друзей и новое место в жизни. Все может повториться. Преступный мир может предожить что-нибудь более выгодное, чем жить честно.
- Если преступный мир предложит что-нибудь выгодное, то я с смогу отказаться от него. Я найду в себе силы. Профессии у меня нет. Буду работать разнорабочим. Это меня вполне устроит.
- В колонии можно получить и специальность и образование. Почему вы этого не делаете?
- Конечно, здесь можно получить и образование и специальность. Но думаю, что здесь все несерьезно. После освобождения придется начинать все сначала.
- Надо учиться хотя бы для того, чтобы время прошло с пользой.
- Не хочу! Считаю это пустой тратой времени.
- Никогда не задумывались, что такое добро, а что такое зло? Какие ценности для вас самые главные?
- Зло для меня - это в первую очередь злые люди. Не люблю высокомерных, когда кто-то чем-то хвастается, когда кто-то что-то обещает, но не далает до конца. В жизни у меня никогда не было примера. Даже сейчас я хочу походить на самого себя. Могу отметить только Л.Брежнева. Сам жил и другим давал жить. А сейчас только под себя гребут. О простых людях не думают.До моего последнего ареста я не задумывался над жизнью,для чего живу. Но сейчас все чаще начинаю думать о будущем. Мои родственники откровенно признают, что в моей испорченности виноваты и они.Но, хотя они и признают свою вину, отношение ко мне резко изменили. Это можно рассматривать как одно из наказаний, когда от тебя отворачиваются родственники. Но я не считаю себя пропащим человеком. Еще смогу доказать, что могу быть другим. Самое главное для меня в жизни, как у всех, жизнь, семья, дети...
- Но  то,  что вы сказали, это, пока, слова. Вы сможете это как-то доказать?
- А как?..Я не знаю...
- Если человек говорит о чем-то как о ценности, например, о жизни, то обычно по этому вопросу они занимапет четкую позицию. В своих поступках он следует этой ценности, соизмеряет свое поведение с ней, насколько приблизился к ней или удалился;готов бороться  за свою ценность с теми, кто сбивает с правильного пути. Вы курите?..Разве курением вы не вредите своей жизни?..У вас 19 нарушений режима содержания!Разве это приближает вас к заявленной ценности? Наоборот, удаляетесь от нее. Не было нарушений, то у вас появились бы льготы, возможность досрочно освободиться и сохранить свое здоровье, которое с большими сроками только ухудшается. Так что, даже находясь в колонии, вы можете сделать очень много хорошего для себя, для своего будущего, или, наоборот, помочь себе раньше времени уничтожить свою жизнь наркотиками, конфликтами...Пока ваша заявленная ценность жизнь никак не состыкуется с вашими разрушительными поступками, которыми вы своими руками уничтожате свою заявленную  ценность - жизнь.
- Я как-то об этом не задумывался.
- Сегодня для многих преступление стало формой самоутверждения, они видят в этом силу, власть, возможность взять от жизни сразу и много. Как вы думаете: этот путь выбирают слабые или сильные люди!
- Думаю, что слабые, кто не умеет честным путем многого добиться.Честный путь - трудный, а преступный - легкий. Что захотел , сразу можно получить, а не работать годами..
- Что вы можете сказать о колонии, о своем большом уже опыте пребывания в уголовно-исполнительной системе?
- Первое впечатление было жутким. Но потом стало легче. Как-то привык. Судя по себе могу сказать, что колония - это школа новых преступлений, и человек, который провел немало времени в местах не столь отдаленных, полностью не уверен в себе и не ручается за то, что вновь не попадет в колонию. Бывают ситуации, когда ты вынужден делать то, о чем даже не думаешь. Здесь крысы!За банку консервов сожрут и уничтожат любого, не говоря уже о чем-то другом. Выжить очень трудно. Главное наказание - это находиться среди себе подобных. Атмосфера жуткая. Но на то мы и преступники, чтобы нам не было сладко, хотя, конечно, хочется человеческих отношений. Мы народ ожесточенный преступлениями, но и общество по отношению к нам поступает жестоко. Если человек оступился в первый раз, надо дать ему возможность доказать, что это была его ошибка. А у нас сразу сажают в тюрьму, делают из нас врагов общества. Мы ими и становимся от безысходной ситуации. Мы часто задаем себе один и тот же вопрос:почему сидят одни и те же?..Поэтому у человека вырабатывается ненависть, зависть, корысть..Человеку освободившемуся, подчас некуда идти, есть нечего, на работу не берут. Как жить? Государство ставит человека в такие условия, что ради куска хлеба он вынужден нарушть закон. Поэтому многие приходят обратно, даже просятся сюда...Уголовный кодекс поменяли, а что толку? Осужденным от этого легче не стало. Сроки остались прежними, условия отбывания наказания не изменились...
 С принятием нового Уголовного кодекса и нового Исправительного кодекса в пенитенциарной системе начались видимые изменения, пусть не такие быстрые и существенные, но начались. Кому-то стало сложнее отбывать наказание, кому-то легче, кто-то получил дополнительные льготы. С переходом под крышу Министерства юстиции пенитенциарная система должна нравственно преобразиться, наполнится новым содержанием, стать более цивилизованной. Но это путь не одного дня.
 Как сложится дальше жизнь молодого человека? Трудно сказать. И он сам не знает, а только пытается представить, куда он может придти со своими интересами и взглядами на реалии сегодняшнего дня. Нет сомнения, что желание не быть преступником - это искреннее желание. Но для этого он должен потрудиться над собой, стать сильнее и менее зависимым от криминального окружения. И общество должно помочь ему в этом, а не отторгать и не мстить и не выставлять очередные ловушки для своих  незащищенных жертв,коих надо очень много, чтобы улучшить статистику борьбы с преступностью.Общество должно само начать преображаться, должно показывать силу, а не слабость в работе с трудными подростками. Уже со школной скамьи надо создавать разумную систему воспитания, чтобы школа не готовила жертв, напичкивая в головы молодых иллюзии, чтобы  в обществе не был деления людей на худших и лучших  по внешним, статусным, групповым, национальным и другим признакам, когда худшими оказываются те, у кого родители менее значимые и бедные. Общество должно быть заинтересовано не создавать искусственно преступников, отправляя в места лишения свободы молодых людей за незначительные преступления. Должна быть разработана система воспитания мужчин и женщин, освобождаясь от  всеобщности и безликости.Нередко мужчин и дома и в школе воспитывают женщины, которые без злого умысла передают им женскую психологию, что потом ущербно скажется на формировании характера и отношении к жизни. Нельзя не видеть в преступниках такие черты, как инфантильность,феминизированность, зависимость от матери и ее образа, отсутствия рационального подхода к решению своих проблем, ориентир на мнение большинства.И в школе, и в колониях воспитание идет через коллектив, хотя акцент пора уже делать на здоровый индивидуализм.Все преступники в той или иной мере группировщики.Здоровый индивидуалист редко совершает преступления, в то время как гопники легко становятся склонными к различным преступлениям. Полезным было бы уже со школьной скамьи знакомить подростков с криминальной психологией и устраивать экскурсии в исправительные учреждения. Тогда у многих пропадет романтизм уголовного мира, который формируется улицей и средствами массовой информации; они своими глазами смогли бы  увидеть результат, куда их может завести ложно понятая мужественность и сила той группировки, в которой они находятся. Несмотря на многие  факторы, формирующие преступную психологию с детства, это не снижает ответственность преступника за совершенное злодеяние. В конечном счете, выбор всегда за человеком, какой поступок ему совершить: погибнуть в борьбе с преступностью или самому стать преступником!