Беглец. Часть вторая

Влад Ривлин
 -"Вот оказывается что такое смерть: черная болотная жижа и ничего больше"-подумал он, неожиданно не то вынырнув из болота, не то очнувшись от тяжелого без сновидений сна. ...  Первым его ощущением было ликование: жив! По сравнению с черным болотом смерти, жизнь казалась  ярким веселым праздником...
Но стоило ему  вспомнить себя,свою жизнь и он тут же ощутил чувство тяжелой тоски от того, что снова придется вернуться в этот замкнутый круг, где единственная отрада- жрачка, пиво, курево, а все остальное- постылая работа, халупа, в которой не живешь, а сидишь как под домашним арестом, счета, долги и связанная с этим ненужная суета... Все самое ненужное в этой жизни, кроме самой жизни, и другого не будет.
Радость возвращения сменилась глубоким разочарованием: Смерть оказалась ни чем иным как черным липким болотом, в котором ты либо тонешь навсегда, либо возвращаешься в прежнюю жизнь, с ее суетой, иллюзиями и разочарованиями. И нет  в том болоте или за ним, ни таинственного коридора, ни рая, ни ада. Просто ты либо живешь, либо умираешь. И ничего больше.
Мысленно он огляделся вокруг в надежде найти хоть что-то похожее на Рай или Ад, но кроме этого крохотного островка между жизнью и смертью ничего не увидел.
Болотная жижа из которой он только что выбрался, вызывала у него омерзение. Но и обратно, в жалкое существование именуемое жизнью, он больше не вернется!
Не нужны ему ни болотная топь, ни зыбкая почва. Поэтому он останется здесь: между болотом смерти и постылой жизнью, на этом крохотном островке, где нет ни суеты, ни борьбы за жалкое существование. Здесь нет ни пространства, ни времени. Здесь вообще ничего нет кроме этой отстраненности от всего...
Только пусто здесь... Совершенно пусто. Он очень устал пока выкарабкивался из болота смерти и еще больше устал от собственных мрачных мыслей и от всего этого его начало клонить в дрему...
Сон представился толстяку в виде поезда из облаков, которому не нужны ни рельсы, ни электротяга. Облако само окутало его и он радостно погрузился уже было в сон, но тут кто-то крикнул над самым его ухом:
-Илья, Илья, проснитесь же наконец!
Это кричала операционная сестра и в голосе ее слышалось отчаяние.
Толстяк  отвлекся на голос и тут же  с горечью увидел, что отстал от облака-поезда.
-Ну какого черта!- поморщился Илья Львович от досады.
Облако было так прекрасно! Он мог на нем плыть и плыть, а теперь вот оно прошло мимо и он отстал от этого чудесного поезда по вине какой-то дуры!
 -Илья Львович! Просыпайтесь же!- настырная медсестра хлопала его ладошкой по лицу заставляя проснуться.
-Не хочу!-отчаянно крикнул Илья и... Побежал догонять облако. Он скроется в этом чудесном воздушном поезде и плевать ему на всех! У него появится неограниченное количество времени для сновидений и грез... Это как эмиграция в другой мир, откуда его уже никто и никогда не вытащит...
-Не просыпается! - горестно воскликнула медсестра.
-Но вот, же он реагирует на свет и на звуки... Илья Львович, откройте глаза!-сказал другой, на этот раз уже мужской голос с жесткой, требовательной интонацией.
-Не открою!- Все так же мысленно огрызнулся Илья Львович. -Зачем снова возвращаться на этот праздник, если он не твой? Чтобы быть на нем прислугой? Поищите себе кого-нибудь другого, а с меня-хватит! Или вы предлагаете мне снова драться за место под солнцем? А ради чего? Чтобы опять  остаться ни с чем, побитым, изможденным и ни на что не годным? Ну объясните мне, зачем?!
Он всегда был один в этой жизни, потому что никогда и никому не было дела до его мечты-от него всем нужны были только деньги, дети, дом. А над его попытками стать исполнителем смеялись, кто за спиной, а кто в открытую.

  Скорее всего, они там, наверху, или где-то в другом измерении, его не слышат. Но это и не важно.  Потому что Илья твердо решил для себя- обратно он не вернется! Он догонит уходящий поезд и будет спать в нем вечно. А если не догонит, то останется здесь: на этом островке между жизнью и смертью.
-А ну просыпайся!- прикрикнул на него врач.
-Ты здесь никто!-на бегу огрызнулся Илья Львович.
-Держите его!-заорал врач. -Уходит!... Черт! Сердце остановилось... Укол! Быстрее! У нас нет времени!
В это время Илья бежал изо всех сил, а может быть парил  боясь оглянуться и затылком ощущая дыхание преследователей.
На этот раз его уже никто не заставит снова вернуться в этот чужой город и жить прежней жизнью.
Весь этот  кошмар  начался для него с того, что его однажды отвлекли. В детстве он разговаривал с облаками. Они отлично понимали друг друга. Эх, какие облака это были! Величественные, многообещающие... Но все это было в детстве. Он тогда еще умел рисовать картины из облаков. Но однажды в школе его отвлекли от облаков цифрами и словами, вытряхнули из него его самого, а потом наполнили тем, что нужно. А когда он вырос, то  становился всем, кем угодно, кроме того, кем хотел быть.
Теперь Илья Львович бежал изо всех сил туда, где ему будет спокойно и радостно.
-Черт! Уходит! Далеко ушел, гад, не догнать!-  с досадой выругался его спаситель -оперирующий хирург. -Столько сил потрачено и теперь все зря?!-Возмущался хирург,-колите еще, у нас есть минуты три. Потом будет поздно: если мы и откачаем его, то он останется идиотом на всю жизнь!
-"Идиотом!"-услышал Илья Львович, -Пусть так.Они же всю жизнь считали его ненормальным.  Так пусть теперь оставят его в покое!  Походят вокруг да около, да и вернутся ни с чем, в свою распроклятую жизнь. А он сможет остаться здесь...
Не зря же он выбрался из этого непроходимого болота. Во время операции ему казалось, что он вот-вот утонет. Вокруг ни просвета, темень и липкая черная жижа.
А потом вдруг этот спасительный островок, где мечты так близко. Здесь так хорошо: ощущение такое, как будто вымокнув до нитки под дождем ты вдруг попадаешь в теплое помещение, смываешь с себя холод и грязь теплой водой а потом надеваешь чистую сухую одежду. Вот оно значит что: между болотом смерти и пыточной жизни существует, все-таки существует нечто... Оазис... Он останется и будет  жить здесь. И никто его отсюда не вытащит! Пускай здесь ничего нет, зато до облаков тут  можно дотронуться рукой и за поездом не нужно бежать как в жизни- он сам приходит к тебе...
Особенный поезд, где вместо пассажиров твоя собственная жизнь и ты идешь по вагону отыскивать свои ощущения и впечатления, а ничего искать не нужно-оно все здесь: друзья юности, их студенческое кафе, кальян, пиво, веселые шутки, горящие глаза при виде стройных девичьих ножек.... Оно никуда не ушло, оно все здесь, с ним или при нем, такое же яркое как и тогда, лет сорок назад... Но только он ничего при этом не испытывает, не ощущает...
-Наверное вагоном ошибся,- растерянно подумал Илья и ринулся дальше - в следующий вагон.

Сон тем хорош, что не знает ни времени, ни обстоятельств. Во сне может сбыться то, чего никогда не сбудется в жизни. Во сне можно чувствовать себя молодым и здоровым, даже если в жизни все наоборот... Во сне можно общаться с мертвыми, как с живыми. И еще, сон хорош тем, что все кошмары в нем оказываются всего лишь сном.
Умирать тоже хорошо во сне. Переход получается мягким. А вот возвращаться к жизни после сна гораздо тяжелее.


Полы в поезде оказались зыбкими. Да и сам поезд казался очень старым и ненадежным. А может и не поезд вовсе, а самолет, потому что не едет по земле, а как-будто парит над нею, да еще на такой огромной высоте, что кажется можно без труда коснуться космоса. А ухватиться, чтобы удержаться, здесь не за что- все в этом странном самолете-поезде слишком ветхое и ненадежное. Непонятно куда и зачем летит этот объект, есть ли у него конечный пункт назначения или летит он пока не развалится и рухнет обломками на землю? Зачем поднялся так высоко, будто собрался в космос, при его-то ветхости?
 Илье стало по-настоящему, а не как во сне страшно. В таком самолете у него гораздо больше шансов рухнуть вниз, чем добраться до звезд. Да и зачем ему эти звезды?! Разве нельзя жить без них? И хотелось ему теперь просто прилететь куда-нибудь, не важно куда, только бы не упасть!
С огромной высоты он вдруг увидел себя и с отвращением посмотрел на свое огромное пузо и подумал, что только в больнице человеческое тело выглядит именно таким, каково оно на самом деле- без одежды и прикрас. Да, именно в  свете больницы- мрачном коридоре между жизнью и смертью, ты настоящий.
Он огорчился от увиденного и ринулся дальше по узкому коридору в следующий, не то вагон поезда, не то салон самолета и здесь увидел большой праздник, который уже подходил к концу или вовсе закончился.
Он застал лишь пустые или полупустые блюда со всевозможной снедью и деликатесами. Однако еды вроде бы еще много, только вот есть ее нечем и не из чего. При виде всего этого исчезающего изобилия у него разыгрался аппетит и захотелось отведать от остатков пира. Но еда на столах уже давно остыла, разложенные в определенной форме и порядке явства теперь не представляли собой цельной картины, изуродованные торопливостью и жадностью гостей. Возле столов суетились молодые парни и девушки в черных передниках, которые быстро всю оставшуюся еду выбрасывали в огромные ведра. Прямо у него на глазах деликатесы и дорогая еда превращались в помои, которые уже ничего кроме отвращения не вызывали.
Те, кто не успел урвать от пира, как и он стояли в стороне и испытывали при этом досаду и разочарование. В изобилии остался только серый хлеб и огромные арбузы,уже даже переспевшие. Одним хлебом можно наесться, чтобы быть сытым. А арбузы- сколько они стоят, сейчас, в самом начале весны? Наверное дорогущие...
-Бери, потом не будешь жалеть!- Говорит ему женщина на кассе. -Съешь сейчас, получишь скидку на целый год.
И он покупает арбуз. Самый большой , самый сочный и сладкий в своей жизни... И ничего ему уже больше в жизни не надо... Он еще  подумал: что это за арбуз такой? Может и не арбуз вовсе, а какой-то тайный смысл?
Но понять этого он не успел, потому что самолет уже как-будто сам нес его по узкому коридору дальше,  а он все думал о таинственном арбузе , о красоте, которая так стремительно и легко превращается в свою противоположность, и еще о том, что вот как часто то, что кажется нам удовольствием на самом деле всего лишь помои, выложенные в красивую посуду...
Грань между сном и реальностью истончилась совершенно... Он уже и сам толком не понимал, где реальность, а где бред...
 Вот он, родной город, где Илья Львович не был целую вечность и уже даже не надеялся когда-нибудь сюда вернуться. А вот сейчас вдруг вернулся так легко, как-будто никуда и не уезжал.
Но почему-то, когда он наконец-то попал домой, тысячи случайных людей стали отвлекать его своими делами, проблемами,вопросами, словами. Он никак не мог вырваться из этого водоворота ненужных дел и в конце-концов  обнаружил, что у него совсем не осталось времени на то, ради чего он приехал: на то, чтобы увидеть дом, родных и близких.
И тогда он рванулся изо всех сил туда, где был его дом. Эту дорогу он знал даже с закрытыми глазами. Там все по-прежнему и никто не умирал. Только почему-то его никто не замечает и у всех свои дела-им не до него...
 И старый друг, с которым столько было всего пережито, переговорено и выпито, был точно таким же как и двадцать пять лет назад. Друг совсем не изменился и Илья Львович не сдержал своего удивления по этому поводу. А тот в ответ улыбнулся и сказал, что в снах люди не меняются.
Он думал, что увидевшись, они оба не смогут сдержать радость встречи. Но друг не проявлял никаких эмоций и похоже был занят совсем другими делами. И вообще друг смотрел на него  как смотрят лица с фотографий...
Безразличие друга вызывало у Ильи Львовича досаду, но потом он вспомнил, что это ведь совсем другой мир...
И все-таки... Сколько раз он представлял себе их встречу!
Девушка, которую оба любили, выбрала его друга....
С той свадьбы прошла уже целая вечность, жених и невеста давно развелись, а сам он так в родной город больше никогда не возвращался и писем никому не писал. Просто исчез. Но прежняя жизнь иногда напоминала о себе. И тогда возникал перед глазами дом, в котором прошли его детство и юность. Там все было точно такое же: мебель, вещи, обои на стенах и даже виноградник по всей наружной стене. В детстве он никогда не успевал собрать этот виноград- птицы всегда успевали раньше. В самом углу окна ласточки каждый год вили гнездо и соседские пацаны стреляли из рогаток по птичьим гнездам, а он отстреливался с крыши, гордый от того, что защищает птиц и вообще воюет за правду и никого не боится.
Многих из тех пацанов уже давно нет: кто-то подсел на стакан, а кто-то на иглу. Другие уже давно на пенсии, кто при званиях и почестях, а кто весьма скромно, но все расплывшиеся,с довольными рожами на фото в социальных сетях. Дурачатся с внуками или маятся дурью возле компьютера.
И сразу захотелось проснуться, но открыть глаза не было сил, да и не хотелось возвращаться обратно в рутину жизни: что там ждет его?
Странно, другие так хотят жить и для этого ограничивают себя во всем: в еде , в водке, даже в любовных утехах. Терзают себя гимнастикой и бегом. При этом живут в страхе перед смертью и все равно умирают раньше времени.
А ему вот плевать на все и в первую очередь на саму жизнь, в которой он не то плыл по течению, не то его несло. Просыпаясь каждое утро он первым делом долго соображал где же он. Вместо гимнастики и пробежки опохмелялся, потом облачался в обыденность как в привычный костюм, в котором его привыкли видеть окружающие: непризнанный гений, балагур и дебошир, известный лишь своими похабными песнями.
 Похабщину раздавал щедро , как брагу, а драгоценное вино обращенных к ней строк оберегал в своем сердце от копошащегося под ногами суетливого мира. В досаде на жизнь рвал свое сердце , но оно оказалось крепче, чем он думал и падая от очередного приступа, он снова поднимался. Какая-то сила все время гнала его прочь -обратно в жизнь.
А когда смерть пришла за ним уже всерьез, вдруг оказалось, что у него масса незаконченных дел и... Ужасно хочется жить.
По-настоящему умираешь только когда плюешь на всю эту незаконченность. Тебе все равно как и что будет. Это и есть смерть.
Сейчас ему наплевать. Значит, он умер?
Тогда к чему эта бесконечная поездка в автобусе, пассажиром которого он вдруг оказался, по бескрайним просторам его Родины?
 Едет он целую вечность непонятно откуда, куда и зачем. Дорога однообразная и вокруг него в самом автобусе ничего не меняется  Но все в этом сне было отчетливо, как наяву.
   И оказалось, что была там установлена видеокамера, причем отличного качества, которая все происходящее в дороге фиксировала до мельчайших деталей и потом транслировала весь отснятый материал....Он удивился, когда заметил, что куда-бы он ни смотрел, везде видел отснятые камерой кадры. И еще больше он удивился, когда понял, что камера следит не столько за происходящим в автобусе, сколько за его жизнью, не упуская никаких мелочей. Может то и не автобус был, мчащийся без остановок, а его жизнь, где случайные попутчики это те, с кем довелось встретиться в разное время? И как бы он ни повернулся, а везде, будто на экране телевизора видит отснятый таинственной камерой фильм о своей собственной жизни и поражается, до чего точно запечатлены черты его лица, взгляд, движения.Целый фильм о его жизни: детство, юность и то, как он старился. Камера запечатлела невидимые в обычной жизни мелкие перемены: вот едва заметно изменились черты лица, вот взгляд стал совсем другим... Он все ехал и ехал, непонятно куда и зачем и дорога казалась бесконечной, а камера все фиксировала и фиксировала мельчайшие детали этой дороги и его жизни.И вдруг неожиданная остановка в каком-то провинциальном городе или может быть даже поселке. Запах провинции, унылая автобусная станция , особенно мрачная осенней порою. Он сразу узнал этот поселок. Не думал никогда, что когда-нибудь сюда вернется. Возвращаться сюда не хотелось, как и выходить из автобуса. Но ноги сильно затекли и пришлось выйти их размять. Он вышел из автобуса и тут же почти нос к носу столкнулся с режиссером их провинциального театра- наивного, амбициозного, непрофессионального, но живого. Как-будто режиссер специально дожидался его здесь. Нервный, сердитый. Ему не хочется скандалить, но похоже шуму не избежать. Он воровато оглядывается по сторонам , потому что таинственная камера где-то здесь, она следует за ним повсюду и обязательно все зафиксирует: мелкое тщеславие, готовность к компромиссам, желание владеть женщинами, но неумение любить. Неужели камера способна передавать чувства или их отсутствие?!
Но режиссер видимо думает совсем о другом и его не замечает. Он надеется , что больше никого здесь не встретит. Быстро протискивается в автобус и снова замечает светящийся крохотный глаз камеры.
Он чувствует, как начинает злиться. -Ты что, шпионишь за мной?! - со злостью обращается он к светящемуся глазу необычной камеры. А та, как-будто бы назло показывает ему все более неприглядные сюжеты из его жизни, причем в мельчайших подробностях: все пустоты будней, каждый темный уголок досады и множество дорог, которые ведут непонятно куда. Ему хочется найти и выключить камеру, но он не может этого сделать, только чувствует, что она где-то рядом, не то сверху, не то сбоку, все видит, все записывает и показывает ему. Он даже видит ее свет, но вдруг замечает стеклянную перегородку между собой и огоньком камеры и не может понять, кто от кого отделен: он от волшебной камеры или она от него. Он пытается спрятаться от нее, отвернуться, закрыть лицо руками, но камера не унимается.
-Довольно!- решительно говорит он и.. Вдруг оказывается посреди больничной палаты, растерянно смотрит по сторонам.
-Сбежать решил!- улыбается врач,-От нас так просто не сбежишь.
Но оказывается, что это все сон. Просыпается от того, что его кто-то сильно толкнул. Так кажется во сне. А наяву- это боль.Что сейчас: утро или вечер? В таком состоянии время для человека исчезает.
Какое-то время он лежит усталый и отупевший, как-будто и правда только что боролся с невидимой и всезнающей камерой и нехотя размышляет о своей жизни. Думать об этом совсем не хочется, потому что ничего кроме досады от мыслей о том, как могло быть и не стало, в сознании нет. Да и оригинальностью эти мысли не отличаются.
То, что говорит сон, не всегда по душе.Размышляя над увиденным во сне он не замечает, как постепенно снова проваливается в забытье.
-Открой глаза!-кричит голос непонятно откуда. Но им уже овладело безразличие, он снова там, на своем островке и озирается в поисках своего облачного транспортного средства.
А его и искать не нужно-он в нем, как-будто и не выпадал из него.
Полутемная комната, детская кроватка, в которой проснувшись, сидит ребенок и с любопытством смотрит на него. Ребенок этот ему очень знаком, но он не может понять где его видел. Какие у него глаза! Совсем не детские, они умеют спрашивать по-взрослому. Приглядевшись к ребенку получше, он вдруг узнает себя в детстве.
  -Ты - это я?- Спрашивает он ребенка.
-Нет, - спокойно, по-взрослому, отвечает тот, -Я- это ты.
-Но как же...- Расстерялся он. -Как ты можешь быть мною?
-Очень просто,- ответил ребенок, -Будет очень жаль, если ты не воспользуешься возможностью и не повторишь свою жизнь. -Он поднимается и совсем как взрослый не спеша выходит из комнаты в темноту.
  -Как можно повторить жизнь?!-Воскликнул он. Но ребенок, точнее он сам, уже исчез в полутемной комнате.
-Подожди!- кричал он  вслед ребенку,- Объясни же! -Но ребенка и след простыл.
Тут только он заметил, что уже давно наступил вечер и пора собираться на занятия в университет.
-В университет? Зачем?!- Мысленно спрашивал он себя. -Ведь я такой старый, разве мне по силам сидеть с молодыми парнями и девушками на лекциях, что-то записывать и потом готовить курсовые? Да и к чему все это? Зачем я сюда пришел? Среди молодых я буду выглядеть совершенно нелепо... Бред какой-то!
Неужели в этом поезде нет нормальных мест?!-рассердился он.
-Илья Львович,- назойливо, будто звук работающей электодрели пробивался в сознание властный женский голос,-Вы меня слышите? Откройте глаза!
-Не хочу!- Крикнул он в ответ откуда-то из пещеры подсознания и снова погрузился в свой полу-сон, полу-забытье. Скорее, скорее в город... Там осталось что-то важное, самое важное в жизни...
Ему хотелось успеть везде , успеть по особенному, ведь во сне ты возвращаешься совсем не так, как в жизни. Во сне ты возвращаешься не просто в определенное место, а в определенное время... Если тебе повезет, конечно.
Церковь, как раз заканчивается богослужение. Люди не спеша подходят к алтарю а возле него большая коробка со сладостями... Какое-то особенное печенье. Много людей, большинство богобоязненные старушки. Одна из них берет коробку и протягивает ему. Ему неудобно брать печенье, он стесняется и что-то лопочет про то, что только сейчас пришел и никого здесь не знает.
-Возьми, -ласково говорит старушка, - Это особое печение, тебе от него станет легче. Он берет печенье и благодарит. Печенье действительно необычное. У него особые вкус и аромат и на душе от него становится спокойно. Интуитивно, а может даже инстинктивно, как зверь, он приходил сюда, когда на душе было неспокойно. Никогда ни одной молитвы не знал, но здесь на душе становилось спокойно и даже радостно.
  Это даже не церковь была, а так, часовенка при старой городской больнице, вернее, больничном кладбище. Ее построил богатый купец, видимо в благодарность за успешное излечение, а может быть наоборот, собираясь покинуть этот мир. Кладбище было очень старым и на нем уже не хоронили лет сто. Во время войны здесь шли ожесточенные бои. Во время тех боев исчезли с лица земли и больница, и старое кладбище. А церквушка каким-то чудом уцелела. Многие десятилетия церковь пустовала, но потом, когда времена изменились, ее отреставрировали и возобновили в ней богослужения.
Дорогу к церкви он нашел бы и с закрытыми глазами. Люди расходятся , а он все стоит на пороге и не решается войти. И тогда к нему на встречу выходит священник. -Заходи, -просто говорит он.
-Но ведь вы не знаете кто я! - не может он поверить в происходящее.
  -Раз ты пришел,- улыбается священник в ответ,- Значит тебе это нужно.
-Да, говорит он, - я хочу понять,зачем.
-Разве ты этого еще не понял?- священник внимательно посмотрел на него. -Тебе ведь нужна церковь?
-Да,- уверенно отвечает он.
  -Тогда заходи,- решительно говорит священник и он идет вслед за ним. Священник погружен в свои мысли, а он всматривается в его лицо... -Саша?! - вдруг восклицает он, -Ты стал священником?!
-Да. А почему это тебя так удивило?
-Мы с тобой вечно враждовали, спорили...
-И вот ты пришел,- улыбнулся священник. Лицо у него как у одного из святых, очень знакомое. Это освещение здесь такое...
-Мне нужно найти... - говорит он.
-Иди,- спокойно отвечает священник.
И тут только он вспоминает про часы на своей руке... Или в сердце? Времени совсем нет, а хочется еще так много успеть. Странно. Оказывается, что он уже очень давно здесь, а так до сих пор нгде не побывал и никого не увидел. Нужно торопиться, потому что придется возвращаться. Куда и зачем он не знал, а вот мысль о том, что нужно возвращаться все время не давала покоя - домой-то он так и не попал.
И он рванулся изо всех сил к своему дому пытаясь за оставшиеся часы сделать то, что не успел в течение всей прежней жизни. Прямо из церкви мчался к своему дому, но как всегда заплутал.
Где он оставил свою машину? Почему совсем про нее забыл?
Некогда искать. Бегом, задыхаясь и обливаясь потом он мчится к своему дому. Еще один квартал, всего один квартал...
На него несется огромный джип, весь в пыли и резко тормозит у самых его ног. За рулем обгоревший на солнце угрюмый водитель.
-Садись,-хмуро бросает он Илье.
-Ты хоть знаешь куда ехать?-недоверчиво спрашивает Илья.
Водитель недовольно смотрит на своего пассажира и вдавливает до упора педаль газа.
Они несутся по серой дороге с такой скоростью, что у Ильи начинается головокружение.
-Сбавь скорость! Я не могу понять где мы!-орет он водителю, но тот лишь прибавляет газу и ощущение у Ильи такое, будто они не едут, а летят по этой бесконечной полосе шоссе. Несутся непонятно куда.
-Куда ты меня завез? идиот?! - в сердцах кричит Илья.
-Это уж тебе виднее,-зло огрызается водитель. Машина теперь с трудом, как черепаха переваливается через громадные камни. Кругом пустыня и жарко, как в аду.
-Урод, кто тебя просил везти меня в пустыню?! -Возмущается Илья,-Как я теперь найду свой дом?!
-Это не пустыня, -спокойно отвечает водитель.
-А что же это?
-Твой мозг.
-Мозг?!
-Да.
-Но это же пустыня из раскаленных камней! Мне нужно домой! Где мой дом?!
Водитель равнодушно пожал плечами , а Илья выскочил из машины на полном ходу-такое только во сне бывает, и стал отчаянно карабкаться на скалы.
-"Пустыня не может быть бесконечной. Она обязательно где-то заканчивается. И там... Солнце начало заходить, подул прохладный ветер и Илья с облегчением вытер пот со лба. -А не нужно никуда вообще идти,-вдруг озарило его и он улыбнулся, довольный своим открытием. -Нужно просто дождаться заката. С закатом появится дом...
-Илья Львович! -донесся до него голос. Он был благодарен этому голосу, потому что кошмар блуждания по раскаленной пустыне тут же прекратился.
-Да отстаньте же вы, дайте передохнуть!-сказал он как бы с досадой, но на самом деле с облегчением, -Я ведь так устал...
Он вдруг почувствовал себя в сумерках, где заветное место найти совсем легко. Когда хотелось отдохнуть или собраться с мыслями, он всегда приходил сюда.
Вот это кафе на углу, куда он ходил в перерывах между занятиями. Здесь все по-прежнему, только в кармане у него почему-то старинные и видимо очень крупные ассигнации, а на прилавлке возле кассы целая груда огненно-красных монеток, наверное из меди. Еда в этом кафе всегда была несвежей и холодной, но за неимением выхода студенты все равно покупали еду именно здесь .
Увидев холодные бутерброды и пирожные, он вдруг захотел все это съесть и стал требовать это тыкая пальцем в витрину. -"Только не говори, что я должен тебе за все это триста рублей!",- сказал он лукаво улыбающемуся продавцу. Почему именно тиста? Он вытащил из кармана пачку ассигнаций и оказалось, что у него как раз триста рублей.
-А тридцать копеек у тебя найдется?- С издевкой спросил продавец.
Он достал из кармана горсть мелких огненно-красных монеток и отсчитав три из них бережно, чтоб не просыпать, выложил их перед продавцом. Продавец небрежно смахнул монетки в ящик стола и потерял к нему всякий интерес. А он все ел и ел и никак не мог утолить свой разбушевавшийся аппетит холодными несвежими пирожными.
А когда он наконец утолил голод, то оказалось, что на улицу, где находился его дом попасть можно только по воздуху.
 -"Без самолета не добраться",- подумал он, но тут же увидел дожидавшийся его неподалеку на площади одномоторный самолет.
Залазь!- весело крикнул ему пилот и бросил из кабины кресло вроде тех, на которых люди поднимаются по канатной дороге.
Он сел в кресло и самолет понес его к знакомым местам, но где то здание, в котором он жил , ему никак найти не удавалось.
-А где дом н..? -спросил он у пилота,-Можете вы доставить меня прямо туда?
-Еще тысяча рублей- весело ответил пилот.
-Но почему так много?! Ведь это же совсем рядом!
-Как хочешь,- безразлично бросил пилот и самолет улетел без него
А он стал блуждать среди домов пока окончательно не заблудился.

-Проснитесь!
-Не хочу!-крикнул он и... Побежал. Держите его!-заорал главный. Сердце остановилось... Укол! Быстрее! У нас нет времени-он уходит.
Илья бежал боясь оглянуться, затылком ощущая дыхание преследователей.
Здесь где-то должен быть дом. Его дом. Главное, добраться до дома... Только где он, тот дом?  Пустая квартира. Здесь нет ничего, кроме зеркала. Сколько сражений было за этот дом... А теперь вот он стоит совершенно пустой. Только зеркало осталось..

Но везде, куда хватало его взгляда, было либо болото, либо зыбкая, ненадежная почва, хотя и поросшая травой и полевыми цветами.
Только то место, где он волею случая оказался, казалось ему твердым и надежным. И еще, отсюда можно было обозревать все пространство вокруг: и топь, и то, что кажется цветущей плодородной почвой, но на самом деле очень зыбко и не надежно.
Ему понравилось здесь, на этом островке, на который не распространялись ни законы болота, ни коварной земной поверхности. жизни, со всеми ее  красотами, которая в любой момент могла совершенно неожиданно перейти в смертоносную топь.
Здесь не нужно все время торопиться успеть до темноты. Здесь тебе не нужно обдумывать каждый свой шаг. Здесь вообще нет ни пространства, ни времени.Здесь можно созерцать все вечно и видеть любые сновидения.
Он задумался о жизни и смерти.
-"Вот оказывается что такое смерть: черная болотная жижа и больше ничего..."   А жизнь? - Обманчивая твердь?
Пожалуй, это все, что есть, а больше ничего нет: ни ада, ни рая, ни чистилища. Только узенькая полоска ничейной земли между жизнью и смертью, короткая передышка в вечном круговороте суеты...
В детстве он каждый день искал и надеялся обнаружить какой-нибудь тайный подземный ход, пещеру, тоннель- словом, дорогу ведущую в необычную, интересную жизнь, наподобе детских сказок.
Но заветного хода он так и не нашел, а потом понял, что его и не существует вовсе, этого необычного мира, а есть только постылая действительность.
Вот тогда, наверное, он обрюзг и превратился в вечно недовольного всем и вся обжору. А кому нужна музыка угрюмого обжоры? Впрочем, ведь и музыка искателя чуда тоже никому не была нужна...
И все-таки интересно выглядела жизнь оттуда, где он сейчас оказался: асфальтовые дороги, однотипные дома, парки, скверы... А под всем этим темная болотная жижа в которую любой в той жизни может провалиться в любой момент.

-Не хочу!-Что есть силы крикнул Илья Львович. На миг им овладело отчаяние, деваться было некуда и нужно было либо вернуться в жизнь, либо умереть.
Но тут он вдруг почувствовал, что не один на этой ничейной земле.
-Ну, что ты решил? - спросил его Голос.
Илья  огляделся по сторонам и никак не мог понять, кто же задал ему этот вопрос: кто-то неведомый над ним, рядом в нем самом? А может это он сам задал себе этот вопрос?
Во всяком случае, вопрос этот произвел на Илью Львовича необычное действие и он вступил в ожесточенный спор с невидимым собеседником:
-Я останусь здесь!-твердо сказал Илья Львович.
-Не получится,-спокойно, но не оставляя шансов для возражений сказал Голос,-тебе придется либо вернуться обратно в жизнь, либо - в топь.
-А я не хочу ни туда, ни туда! Никто не заставит меня теперь вернуться ни обратно в жизнь, ни умереть! Я останусь здесь!
-Ты не можешь остаться здесь. Либо ты возвращаешься в жизнь и работаешь над ошибками, либо уходись навсегда.
Третьего не дано. Во всяком случае, смертным. Жизнь дана человеку для самосовершенствования. Если человек не самосовершенствуется, он умирает. Таков закон мироздания.
-Ты замучил меня своими нравоучениями, наказаниями, самосовершенствованием!
Мне не нужно твое совершенство, Я вполне устраиваю самого себя.
Ты сделал из меня совершеннейшего невростенника: своими постоянными нотациями, поучениями, оценками, наказаниями, вознаграждениями.
Мне ничего этого не нужно! Мне вполне хватает того, что у меня есть!
Мне надоело быть пешкой в твоих грандиозных планах, в этом спекткле, где ничего не меняется, надоело быть вечным двоечником и неудачником. Надоело раз за разом возвращаться в эту жизнь, чтобы снова и снова проходить одно и то же.
-Исправь ошибки и тебе не придется снова возвращаться.
-А вот не исправлю!
-Тогда будешь вечно бегать по замкнутому кругу.
-Тебе не сломить меня: я все равно останусь таким, как есть!
Послушай меня...
-Я не хочу слушать тебя. Я хочу услышать себя самого!
-Я столько времени трачу на тебя...
-Врешь! Ты все свое время тратишь на одних и ничего не оставляешь для других! Ты наплодил массу лишних людей. В твоем мире тесно и все места давно заняты. Ты создал одних для других, у тебя великий замысел. Но мне нет дела до твоих замыслов, мне важна моя жизнь, которой у меня никогда не было. Чтобы понять замысел творца нужно самому быть немного творцом. Тебе не нужен мой замысел но в то же время ты ждешь, что кому-то нужен твой.
-Илья Львович, Илья Львович! -звали его оттуда, из жизни.
Но он до такой степени был поглощен спором с Богом, что только отмахнулся: да отстаньте вы все от меня!
-И вообще, не мешайте мне смотреть мой любимый фильм - про мою жизнь. Я убрал из него все плохое, оставив только хорошее. Мой фильм намного лучше вашей жизни!
Я не собираюсь больше играть в твоих спектаклях, с меня хватит!
На этот раз я стану тем, кем захочу!
Я сделаю фильм о жизни и он будет лучше той жизни, которую придумал ты!
И сам стану режиссером, более талантливым, чрм ты.
Поживем-увидим,-принял вызов Бог.
Я оставил тебе мостик по которому ты можешь вернуться. Только не тяни долго: в сумерках ты уже не найдешь этой тропинки.
-Черт, если он не начнет до вечера дышать, мы его уже не вернем,-услышал Илья Львович все тот же мужской  голос.

-Объясни мне, почему все так?! -воскликнул Илья Львович обращаясь к своему собеседнику.
Дураку половину работы не показывают,-ответил голос,
-Ну наконец-то! А я уж думал, мы тебя упустили,- улыбка с укором была на лице хирурга.
-Чуть было всю работу мне не испортил. Клянусь, сам Господь Бог не сделал бы больше... А моя доча сегодня пошла, пока я тут с тобою возился....
Где ты так долго был?
-С Богом спорил... просто ответил Илья Львович.
-Ну и как, к чему же вы пришли?
Да рано еще итоги подводить, поживем-увидим.
Как записать твою профессию?
Мне легче сказать, кем я не стал или кем я хочу стать.

 Вот оно значит что: между болотом смерти и пыточной жизни этот оазис...

Семья жила трудно: в доме было пятеро детей и он - самый старший.
Почему-то родители любили его младших сестер, а его - нет.
У самой младшей были способности к балету, а у той, что постарше-к музыке. Родители специально возили их на всякие прослушивания и просмотры, искали у дочерей необычные способности.
Только за ним никогда не признавали никаких способностей и вечно ворчали, что он только и делает, что витает в облаках, что несобран и эгоистичен и никого не любит, даже своих сестер и братьев.
Из младших братьев один закончил институт, другой - стал военным.
А он бросил школу после восьмого класса и начал работать, чтобы помочь родителям. Кем он только ни был: стекольщиком, маляром, сапожником, сварщиком...
Он все время чувствовал себя виноватым и всем должным: ведь он самый старший, он обязан помогать семье, а между тем, он не любит учиться и только ищет предлог, чтобы ничего не делать...
Но однажды он взорвался:
Мама, почему способности есть у всех, кроме меня?
-Ты так родился, сынок
-А может у меня все это украли?
-Кто?
-Не знаю, но кто-то украл. Может те, кого вы любите больше?
-Как ты можешь так говорить?!
А меня вы не любите, потому что у меня ничего нет? Нет способностей?
-Сколько я вам еще должен, чтобы вы оставили меня в покое?!-как-то спросил он родителей.
-Как у тебя язык повернулся такое родителям сказать?! -ахнула мать.
-А ты что ему, мама?-проворчал отец.
-А я  вам что, сын?-передразнил он отца.
Родители были в шоке, а Илья продолжал: -Да, я несобранный, недоучка, грубьян и еще много чего плохого. Но я такой, как есть и моя жизнь-это только моя!
Он всегда был один в этой жизни, потому что никогда и никому не было дела до его мечты-от него всем нужны были только деньги, дети, дом. А над его попытками стать исполнителем смеялись, кто за спиной, а кто в открытую.
Со своей женой он развелся после того, как она однажды назвала его сапожником.
Еще до армии сам  учился играть на гитаре и сам же писал музыку и стихи для своих песен.


Сон тем хорош, что не знает ни времени, ни обстоятельств. Во сне может сбыться то, чего никогда не сбудется в жизни. Во сне можно чувствовать себя молодым и здоровым, даже если в жизни все наоборот... Во сне можно общаться с мертвыми, как с живыми. И еще, сон хорош тем, что все кошмары в нем оказываются всего лишь сном.
Умирать тоже хорошо во сне. Переход получается мягким. А вот возвращаться к жизни после сна гораздо тяжелее.

Вот их студенческое общежитие, первая любовь и первый их поцелуй... Он все это не то увидел, не то вспомнил но... ничего не почувствовал. Друзья юности, их студенческое кафе, кальян, пиво, веселые шутки, горящие глаза при виде стройных девичьих ножек.... Оно никуда не ушло, оно все здесь, с ним, не то в памяти, не то он видит это все наяву, но ничего при этом не испытувает, не ощущает...

Мы не умерли. Это ты нас забыл.
Подготовка к операции иногда занимает много времени и все это время больной страдает от ожидания, от невозможности утолить жажду или голод.
Но ему повезло, в операционную его увезли быстро. У него было такое ощущение, что вместе с его одеждой там, за дверьми операционной остались и все его страхи. -"В конце-концов, что такое смерть? Всего лишь разновидность сна...
 Это был его первый сон после возвращения с того света. А потом было не то забытье, не то сон, который он не помнил. Лишь перед самым выходом из забытья было странное ощущение, будто он едет в автобусе. Едет целую вечность непонятно откуда, куда и зачем. Дорога однообразная и вокруг него в самом автобусе ничего не меняется  Но все в этом сне было отчетливо, как наяву.
  Снилось ему, что он едет в каком-то автобусе, а куда, зачем- непонятно. И то ли во время этой поездки что-то произошло, то ли еще по какой причине, но оказалось, что была там установлена видеокамера, причем отличного качества, которая все происходящее в дороге фиксировала до мельчайших деталей и потом транслировала весь отснятый материал....Он удивился, когда заметил, что куда-бы он ни смотрел, везде видел отснятые камерой кадры. И еще больше он удивился, когда понял, что камера следит не столько за происходящим в автобусе, сколько за его жизнью, не упуская никаких мелочей. Может то и не автобус был, мчащийся без остановок, а его жизнь, где случайные попутчики это те, с кем довелось встретиться в разное время? И как бы он ни повернулся, а везде, будто на экране телевизора видит отснятый таинственной камерой фильм о своей собственной жизни и поражается, до чего точно запечатлены черты его лица, взгляд, движения.Целый фильм о его жизни: детство, юность и то, как он старился. Камера запечатлела невидимые в обычной жизни мелкие перемены: вот едва заметно изменились черты лица, вот взгляд стал совсем другим... Во сне он все ехал и ехал, непонятно куда и зачем и дорога казалась бесконечной, а камера все фиксировала и фиксировала мельчайшие детали этой дороги и его жизни.И вдруг неожиданная остановка в каком-то провинциальном городе или может быть даже поселке. Запах провинции, унылая автобусная станция , особенно мрачная осенней порою. Он сразу узнал этот поселок. Не думал никогда, что когда-нибудь сюда вернется. Возвращаться сюда не хотелось, как и выходить из автобуса. Но ноги сильно затекли и пришлось выйти их размять. Он вышел из автобуса и тут же почти нос к носу столкнулся с режиссером их провинциального театра- наивного, амбициозного, непрофессионального, но живого. Как-будто режиссер специально дожидался его здесь. Нервный, сердитый. Ему не хочется скандалить, но похоже шуму не избежать. Он воровато оглядывается по сторонам , потому что таинственная камера где-то здесь, она следует за ним повсюду и обязательно все зафиксирует: мелкое тщеславие, готовность к компромиссам, желание владеть женщинами, но неумение любить. Неужели камера способна передавать чувства или их отсутствие?!
Но режиссер видимо думает совсем о другом и его не замечает. Он надеется , что больше никого здесь не встретит. Быстро протискивается в автобус и снова замечает светящийся крохотный глаз камеры.
Он чувствует, как начинает злиться. -Ты что, шпионишь за мной?! - со злостью обращается он к светящемуся глазу необычной камеры. А та, как-будто бы назло показывает ему все более неприглядные сюжеты из его жизни, причем в мельчайших подробностях, все пустоты будней, каждый темный уголок досады и множество дорог, которые ведут непонятно куда. Ему хочется найти и выключить камеру, но он не может этого сделать, только чувствует, что она где-то рядом, не то сверху, не то сбоку, все видит, все записывает и показывает ему. Он даже видит ее свет, но вдруг замечает стеклянную перегородку между собой и огоньком камеры и не может понять, кто от кого отделен: он от волшебной камеры или она от него. Он пытается спрятаться от нее, отвернуться, закрыть лицо руками, но камера не унимается.
Довольно!- решительно говорит он и просыпается от того, что его кто-то сильно толкнул. Так кажется во сне. А наяву- это боль.Что сейчас: утро или вечер? В таком состоянии время для человека исчезает.
Какое-то время он лежит усталый и отупевший, как-будто и правда только что боролся с невидимой и всезнающей камерой и нехотя размышляет о своей жизни. Думать об этом совсем не хочется, потому что ничего кроме досады от мыслей о том, как могло быть и не стало, в сознании нет. Да и оригинальностью эти мысли не отличаются.
То, что говорит сон, не всегда по душе.
Размышляя над увиденным во сне он не замечает, как постепенно снова проваливается в забытье.
Полутемная комната, детская кроватка, в которой проснувшись, сидит ребенок и с любопытством смотрит на него. Ребенок этот ему очень знаком, но он не может понять где его видел. Какие у него глаза! Совсем не детские, они умеют спрашивать по-взрослому. Приглядевшись к ребенку получше, он вдруг узнает себя в детстве.
  -Ты мой сын?- Спрашивает он ребенка.
-Нет, - спокойно, по-взрослому, отвечает тот, -Я- это ты.
-Но как же...- Расстерялся он. -Как ты можешь быть мною?
-Очень просто,- ответил ребенок, -Будет очень жаль, если ты не воспользуешься возможностью и не повторишь свою жизнь.
  -Как можно повторить жизнь?!-Воскликнул он. Но ребенок, точнее он сам уже исчез в полутемной комнате.
-Подожди!- кричал он ему вслед,- Объясни же! -Но ребенка и след простыл. Тут только он заметил, что уже давно наступил вечер и пора собираться на занятия в университет. В университет? Зачем?- Мысленно спрашивал он себя. Ведь я такой старый, разве мне по силам сидеть с молодыми парнями и девушками на лекциях, что-то записывать и потом готовить курсовые? Да и к чему все это? Зачем я сюда пришел? Среди молодых я буду выглядеть совершенно нелепо... Бред какой-то!
Он какрабкался из своего сна-забытья как из болота, но потом вдруг обессилел и снова провалился обратно в свои видения...

Нечто похожее он уже однажды видел:ночь, когда совсем темно. Илье Львовичу приснилось, что он открыл глаза, но вокруг все равно была ночь.
Только где-то сбоку горела обычная электрическая лампочка.
Илья Львович приподнял голову и огляделся. С удивлением обнаржил он, что лежит в детской кровати, из тех, что делали давным-давно из дерева, с ограждениями, дабы ребенок случайно не упал с кровати на пол.
Самым удивительным во всем этом было то, что Илья Львович при своих габаритах совершенно спокойно помещался в детской кроватке.
Он стал исследовать пространство вокруг и с еще большим удивлением обнаружил, что тело вовсе не его, а принадлежит новорожденному ребенку или младенцу, но уж точно не ему. Свое лицо он видеть не мог-возможно оно тоже не его, но смотрел и думал он по-прежнему как хорошо знакомый и родной ему Илья Львович.
-Я умер?-спросил Илья Львович, в полной уверенности, что он здесь не один и обязательно получит ответ.
-Нет, ты родился,- был неожиданный ответ.
-Что за наглость!-возмутился Илья Львович,-А меня-спросили?!
Невидимый собеседник только усмехнулся вместо ответа.
-А кто эти люди-мужчина и женщина?-удивленно спросил Илья Львович,-Что они здесь делают?!
-Это твои родители.
-Это не мои родители! Это совершенно чужие люди!
Заметив его беспокойство, женщина подошла к нему, взяла его на руки, как-будто он был ребенком и поднесла к своей груди.
-Зачем это, зачем?!-возмущался Илья Львович,-Я не ваш сын, я давно вырос!
-Да что же это такое, в конце-концов?!-совершенно растерялся Илья Львович.
Почувствовав тепло ее груди он вдруг сразу успокоился, все вопросы, на которые он только что пытался найти ответ, вдруг стали ненужными. Главное-покой, который никто не нарушит.
Женщина улыбнулась и осторожно положила его в кровать.
И тут он снова подскочил от спазма, который вдруг схватил его кишечник.
-Проклятье!-выругался Илья Львович, -Как я доберусь до туалета?!
Он беспомощно огляделся по сторонам: женщина была занята своими делами, мужчина курил и о чем-то напряженно думал.
Потом он что-то сказал женщине, та ответила. Они начали говорить, все громче, видимо спорили, а Илья Львович в это время мучился от спазма кишечника. Он весь взмок из последних сил удерживая оборону. Всю жизнь он боялся не удержаться и стать всобщим посмешищем. За это он ненавидел себя, свое устройство, тех, из-за кого он таким получился и весь этот мир: жестокий, голодный, скучающий, жаждущий зрелищ, удовольствий, чьих-то унижений, ласкающих душу посредственностей...
Все по новой? Ну уж нет!
Илья Львович на руках выбрался из детской кроватки, при этом упал на пол, ударился лицом, пришел наконец в себя, почувствовав собственные ноги и упершись руками в пол, чтобы оттолкнуться и бежать отсюда, пока новый спазм не скрутил его...
-Илья Львович!-кто-то хлопал его ладошкой по лицу.
-Еще кислорода!-скамандовал решительный мужской голос.
Девушка, хлопавшая его по щекам, склонилась над ним совсем близко, и он даже почувствовал тепло ее кожи...
-Не притворяйтесь, вы же не спите уже!-игриво сказала девушка.
Но он не стал открывать глаза, потому что вдруг вернулся в сон, виденный очень давно, лет двадцать назад, но запомнившийся до мельчайших подробностей.
-Если тебе будет очень плохо, ты можешь прийти сюда,-сказала девушка.
Он прильнул к ее коленям, но она не шелохнулась. Потом все так же спокойно поднялась, вышла из комнаты - их комнаты, и больше никогда не возвращалась.
А он по-прежнему, приходил сюда часто, чтобы собраться , сосредоточиться, успокоиться....

-Илья Львович,- назойливо, будто звук работающей электодрели пробивался в сознание властный женский голос,-Вы меня слышите? Откройте глаза!
-Не хочу!- Крикнул он в ответ откуда-то из пещеры подсознания и снова погрузился в свой полу-сон, полу-забытье. Скорее, скорее в город... Там осталось что-то важное, самое важное в жизни...
Ему хотелось успеть везде , успеть по особенному, ведь во сне ты возвращаешься совсем не так, как в жизни. Во сне ты возвращаешься не просто в определенное место, а в определенное время... Если тебе повезет, конечно.
Церковь, как раз заканчивается богослужение. Люди не спеша подходят к алтарю а возле него большая коробка со сладостями... Какое-то особенное печенье. Много людей, большинство богобоязненные старушки. Одна из них берет коробку и протягивает ему. Ему неудобно брать печенье, он стесняется и что-то лопочет про то, что только сейчас пришел и никого здесь не знает.
-Возьми, -ласково говорит старушка, - Это особое печение, тебе от него станет легче. Он берет печенье и благодарит. Печенье действительно необычное. У него особые вкус и аромат и на душе от него становится спокойно. Интуитивно, а может даже инстинктивно, как зверь, он приходил сюда, когда на душе было неспокойно. Никогда ни одной молитвы не знал, но здесь на душе становилось спокойно и даже радостно.
  Это даже не церковь была, а так, часовенка при старой городской больнице, вернее, больничном кладбище. Ее построил богатый купец, видимо в благодарность за успешное излечение, а может быть наоборот, собираясь покинуть этот мир. Кладбище было очень старым и на нем уже не хоронили лет сто. Во время войны отсюда стреляли по нашим немцы и жгли наши танки из противотанковых орудий. Во время боев исчезли с лица земли и больница, и старое кладбище. А церквушка каким-то чудом уцелела. Многие десятилетия церковь пустовала, но потом, когда времена изменились, ее отреставрировали и возобновили в ней богослужения.
Дорогу к церкви он нашел бы и с закрытыми глазами. Люди расходятся , а он все стоит на пороге и не решается войти. И тогда к нему на встречу выходит священник. -Заходи, -просто говорит он.
-Но ведь вы не знаете кто я! - не может он поверить в происходящее.
  -Раз ты пришел,- улыбается священник в ответ,- Значит тебе нужно.
-Да, говорит он, - я хочу понять,зачем.
-Разве ты этого еще не понял?- священник внимательно посмотрел на него.
-Мне нужно найти... - говорит он.
-Ищи,- спокойно отвечает священник.
И тут только он вспоминает про часы на своей руке... Или в сердце? Времени совсем нет, а хочется еще так много успеть. Странно, оказывается, что он уже очень давно здесь, а так до сих пор нгде не побывал и никого не увидел. Нужно торопиться, потому что придется возвращаться. Куда и зачем он не знал, а вот мысль о том, что нужно возвращаться все время не давала покоя.
И он рванулся изо всех сил к своему дому пытаясь за оставшиеся часы сделать то, что не успел в течение всей прежней жизни. Прямо из церкви он помчался к своему дому, но как всегда заплутал.
Где он оставил свою машину? Почему совсем про нее забыл?
Некогда искать. Бегом, задыхаясь и обливаясь потом он мчится к своему дому. Еще один квартал, всего один квартал... И вдруг это кафе на углу. Вот кафе, куда он ходил в перерывах между занятиями. Здесь все по-прежнему, только в кармане у него почему-то старинные и видимо очень крупные ассигнации, а на прилавлке возле кассы целая груда огненно-красных монеток, наверное из меди. Еда в этом кафе всегда была несвежей и холодной, но за неимением выхода студенты все равно покупали здесь еду.
Увидев холодные бутерброды и пирожные, он вдруг захотел все это съесть и стал требовать все это тыкая пальцем во каждую снедь. -"Только не говори, что я должен тебе за все это триста рублей!",- сказал он лукаво улыбающемуся продавцу. Почему именно тиста? Он вытащил из кармана пачку ассигнаций и оказалось, что у него как раз триста рублей.
-А тридцать копеек у тебя найдется?- С издевкой спросил продавец.
Он достал из кармана горсть мелких огненно-красных монеток и отсчитав три из них бережно, чтоб не просыпать, выложил их перед продавцом. Продавец небрежно смахнул монетки в ящик стола и потерял к нему всякий интерес. А он все ел и ел и никак не мог утолить свой разбушевавшийся аппетит холодными несвежими пирожными.
Деньги на учебу он собирал долго, все время что-то выкраивал, на чем-то экономил.
Наконец заплатил за учебу но побывал только на одной единственной самой первой лекции, а потом не было ни желания ни сил ходить. Было досадно за потерянные деньги и в то же самое время он удивлялся самому себе: зачем ему, старику, вдруг понадобилось снова идти на первый курс и сидеть в аудитории вместе с молодыми?
Выйдя из университета он отправился к месту своей первой работы. Ему нужно было там сделать или сказать что-то важное, но путь туда, вроде бы такой короткий, вдруг оказался очень сложным и тяжелым. -"Без самолета не добраться",- подумал он и тут увидел молодое лицо женщины-пилота и регулярный рейс как раз от того места где он стоял к месту его прежней работы.
Залазь!- весело крикнула ему женщина и бросила из кабины кресло вроде тех, на которых люди поднимаются по канатной дороге.
Он сел в кресло и самолет понес его к знакомым корпусам, но где то здание, в котором работал он , ему никак найти не удавалось.
-А где здание н.? -спросил он у пилота,-Можете вы доставить меня прямо туда?
-Еще тысяча рублей- весело ответила пилот.
-Но почему так много?! Ведь это же совсем рядом!
-Как хочешь,- безразлично бросила женщина и самолет улетел.
А он стал блуждать среди зданий пока окончательно не заблудился.

Проснитесь! Не хочу!-крикнул он и... Побежал. Держите его!-заорал главный. Сердце остановилось... Укол! Быстрее! У нас нет времени-он уходит. Он бежал боясь оглянуться, затылком ощущая дыхание преследователей.  Главное, добраться до дома... Только где он, тот дом?
В свой дом он попадает совершенно неожиданно, спасаясь от преследователей, когда уже и не чаял скрыться.
 Пустая квартира. Здесь нет ничего, кроме зеркала. Сколько сражений было за этот дом... А теперь вот он стоит совершенно пустой. Только зеркало осталось..

-Вот он!-вдруг услышал Илья голос одного из преследователей, -Ты должен за все заплатить!
 Илья бросился было обратно но тут же понял, что бежать ему некуда: умирать не хотелось, но и возвращаться в жизнь, тоже. Остается только этот клочок не то земли, не то неба, между болотом смерти и суетой жизни. Может быть это и есть тот рай, который все ищут- там, где все рядом: детство, юность, дом?

Но тут он вдруг почувствовал, что не один на этой ничейной земле.
-Ну, что ты решил? - спросил его Голос.
Илья Львович огляделся по сторонам и никак не мог понять, кто же задал ему этот вопрос: кто-то неведомый над ним, рядом с ним, в нем самом? А может это он сам задал себе этот вопрос?
Во всяком случае, вопрос этот произвел на Илью Львовича необычное действие и он вступил в ожесточенный спор с невидимым собеседником:
-Я останусь здесь!-твердо сказал Илья.
-Не получится,-спокойно, но не оставляя шансов для возражений сказал Голос,-тебе придется либо вернуться обратно в жизнь, либо обратно в топь.
-А я не хочу ни туда, ни туда! Никто не заставит меня теперь вернуться ни обратно в жизнь, ни умереть! Я останусь здесь!
-Ты не можешь остаться здесь. Либо ты возвращаешься в жизнь и работаешь над ошибками, либо уходись навсегда.
Третьего не дано. Во всяком случае, смертным. Жизнь дана человеку для самосовершенствования. Если человек не самосовершенствуется, он умирает. Таков закон мироздания.
-Ты замучил меня своими нравоучениями, наказаниями, самосовершенствованием! Мне не нужно твое совершенство. Я вполне устраиваю самого себя такой, как есть!
Мне надоело быть пешкой в твоих грандиозных планах, в этом спекткле, где ничего не меняется, где одним все, а другим-ничего. Надоело быть вечным двоечником и неудачником. Надоело раз за разом возвращаться в эту жизнь, чтобы снова и снова проходить одно и то же.
-Исправь ошибки и тебе не придется снова возвращаться.
-А вот не исправлю!
-Тогда будешь вечно бегать по замкнутому кругу.
-Тебе не сломить меня: я все равно останусь таким, как есть!
Послушай меня...
-Я не хочу слушать тебя. Я хочу услышать себя самого!
-Я столько времени трачу на тебя...
-Врешь! Ты все свое время тратишь на одних и ничего не оставляешь для других! Ты наплодил массу лишних людей. В твоем мире тесно и все места давно заняты. Ты создал одних для других. Да, конечно, у тебя великий замысел. Но мне нет дела до твоих замыслов, мне важна моя жизнь, которой у меня никогда не было.
-Тебе не нужен мой замысел но в то же время ты ждешь, что кому-то нужен твой. Чтобы понять замысел творца нужно самому быть немного творцом.
-Илья Львович, Илья Львович! -звали его оттуда, из жизни.
Но он до такой степени был поглощен спором с Богом, что только отмахнулся: да отстаньте вы все от меня!
-А знаешь, это ты неудачник! - крикнул он своему невидимому собеседнику. Твой фильм не отличается ни новизной, но совершенством. Я смогу сделать фильм гораздо лучше. Про свою жизнь. Я убрал из него все плохое, оставив только хорошее. Мой фильм намного лучше твоего!
-В любом случае, тебе придется вернуться,-сказал невидимый собеседник.-Я оставлю для тебя мостик по которому ты можешь вернуться. Но торопись- времени у тебя совсем нет. Взгляни на закат. Как только солнце зайдет, ты уже не вернешься.
Илья взглянул на закат и поразился его красоте. Пожалуй, ради заката стоит вернуться. Особенно, заката над морем. Красиво.
-Скажи, почему твой мир настолько несовершен?!-крикнул он вдогонку своему невидимому собеседнику.
-Дураку половину работы не показывают,-ответил голос.
-Илья!-звал голос врача.
Он открыл глаза.
-Ну слава тебе Господи! - устало произнес врач. Пока я тут с тобой воевал, моя доча пошла!- во все лицо улыбнулся спаситель Ильи.
-Все, теперь никуда уже он от нас не денется. -Везите его в реабилитацию!
До самого пробуждения Илья больше не видел снов и ни с кем не спорил.
Проснулся он среди ночи. Хотелось пить и выпутавшись из паутины всевозможных трубок он понялся и вышел в коридор.
Небо было красным и очень красивым. Он любовался ночным небом и жадно вдыхал свежий воздух. Наконец он заметил в кресле у стены большого черно-белого кота, который удивленно смотрел на него своими кашачьими глазами, будто спрашивая: ты где столько пропадал?
-С Богом спорил,-просто ответил Илья.
-Ну и к чему вы пришли? спросил кот взглядом зевнув от скуку, будто зная наперед ответ.
-Да пока ни к чему, -ответил Илья.