Усадьба Знаменское-Раек

Ирина Юлина
   В 43-х километрах от Твери  на берегу  реки Логовеж  раскинулась необыкновенной красоты усадьба Знаменское-Раек, которой долгие годы владели Глебовы-Стрешневы.

  Федор Иванович Глебов    ушел   в отставку из действующей армии  в чине генерал-аншефа, кавалером орденов Святого Александра Невского, Святой Анны, Белого Орла, Святого Станислава.  В штатской службе, став сенатором, он начинает строительство архитектурного ансамбля в родовом имении  Знаменском-Райке.  Овдовев, вторым браком Федор Иванович взял в жены  Елизавету Петровну  Стрешневу, дочь генерал-аншефа, сенатора, киевского генерал-губернатора Петра Ивановича Стрешнева.

   Это был  древний боярский род.   Молодой жене, которая  на 17 лет моложе  мужа, Федор Иванович  делает   подарок в виде  архитектурного ожерелья в Знаменском-Райке.  Иначе это сооружение, приписываемое  архитектору Николаю Александровичу  Львову,  не назовешь.  В 1798 году состоялось освещение усадьбы и празднование.  Федор Иванович ушел в иной мир  до завершения строительства,  и  отделочные работы в усадьбе    проводились уже  под руководством Елизаветы Петровны.

     Сегодня мы можем увидеть главное здание,  выполненное в палладианском стиле. Оно  через галереи колоннад, наполненных воздухом,  соединяется  с   парными флигелями, расположенными визави.  Во флигелях  находились библиотека, театр, оранжерея и каретный двор.  Флигеля   через галерею колоннад замыкаются  на  въездные ворота в виде триумфальной  арки. Таким образом, весь ансамбль  из пяти зданий  и галерей образует  парадный двор  овальной формы. В прошлом  овал парадного двора, по которому разгуливали сказочной красоты  павлины, украшал фонтан, а по периметру двора стояли пушки.

      Сегодня  главное здание открыто для посещения  экскурсантов,  и, хотя оно еще не восстановлено,  дает представление о планировке и его отделке в прошлом. Мы видим  залы и анфилады комнат дворянской усадебной архитектуры конца XVIII века.  В помещениях есть остатки лепнин, росписей,  в интерьере столовой сохранился  фриз в виде медальонов-рамок, в которых некогда располагались  23 портрета царей. Конечно же, эта галерея открывалась портретом Михаила Федоровича Романова, женой которого была Евдокия Лукьяновна Стрешнева. На втором этаже в овальной гостиной  на потолке  можно увидеть остатки масонских знаков. Федор Иванович был членом Дружеского  ученого общества.

     Главное здание  снаружи имеет  световой  высокий барабан-фонарь, с полуциркульными  окнами, перекрытый  куполом.  Свод внутреннего декоративного купола с отверстием, открытым  в световой барабан,  украшен   квадратными кессонами. Этот двойной купол типичен для стиля Н.А. Львова.  Верхний световой проем обрамляет  балюстрада, а в центре люстра на металлических тяжах. В интерьере   Бального зала   камины и необычайный «плавающий» пол   и, при богатом воображении,  можно представить великолепие этого помещения.

    Восточный фасад дома имеет террасу, с которой  на две стороны спускаются  лестничные марши  в английский пейзажный парк со зверинцами американских и сибирских оленей, «американских свиней», диких коз, а также - «заячий зверинец».  Липовая главная аллея  ведет к реке Логовеж. Перед восточным фасадом дома стоял погреб-ротонда, сложное инженерно-техническое сооружение.
    В оформлении парка    проявилось великолепие выдумок Н.А. Львова: беседки, павильоны для птиц, статуи и т.д.  Все это, к сожалению,  не выдержало  разрушительного времени, в парке  остались только    живописные развалины.   Правда, в архивах сохранились  проекты и    рисунки архитектора, по которым можно  воспроизвести  его замыслы.

     В Знаменском-Райке  господа никогда  не жили подолгу, только наездами по нескольку дней. У Елизаветы Петровны было родовое имение под Москвой -                Покровское-Стрешнево, доставшееся ей по наследству от отца.  После смерти последнего представителя семьи Стрешневых  прекратилась мужская линия    фамилии. Елизавета Петровна добилась в 1803 году права называться со своим потомством Глебовыми-Стрешневыми (Императорский указ от 19 апреля 1803 г.).

    По воспоминаниям Натальи Петровны Бревен, внучки Е.П. Глебовой-Стрешневой, бабушка была  крутого нрава, горда и высокомерна и безмерно строга с детьми. Внук ее, желающий истребить память о Стрешневых,  уничтожил  много ценных вещей, переплавил серебро и т.д.  Многое было роздано и продано потомками, а  что-то передано в монастырь. Так, одна из внучек Е.П. Стрешневой была  богомолкой и  заказала митру для архимандрита из жемчугов и дорогих каменьев, доставшихся ей по наследству.

    Последней владелицей усадьбы была Александра Сергеевна Дубасова, жена               Ф.В. Дубасова  адмирала и московского генерал-губернатора (1905-1906 годы). После революции усадьба была национализирована,   в ней размещались в разное время совхоз, школа, дом отдыха «Текстильщик» и т д. На фотографии  20-х годов (из коллекции         Е.М. Новосельцева)  запечатлена одна из комнат  дома отдыха в Райке, на стенах которой  еще можно увидеть царские портреты, упомянутые нами раньше.

     В 2001 году усадьба была взята в долгосрочную аренду до 2049 года московской  Строительно-инвестиционной компанией  «Конкор». Усадьбу планируется полностью восстановить к 2015 году, создать  музейно-гостиничный комплекс, отвечающий требованиям ЮНЕСКО.  В 2007 году в одном из флигелей уже открыт гостиничный комплекс с рестораном на 16 мест.

                2008 г.