Cемь чудес света. часть1

Татьяна Подплутова 2
CЕМЬ   ЧУДЕС  СВЕТА.

Все мы знаем о семи чудесах света, которые не сохранились до наших дней за исключением пирамиды Хеопса. Воспетые поэтами и историками прошлого, да память о них подарила этим жемчужинам истории вечную жизнь. Именно великие писатели древности оставили после себя рассказы о самых грандиозных и прекрасных сооружениях Античности, которые  довелось им увидеть своими глазами, или слышать о них. Такая слава преодолела расстояния и века, вот почему и заслуживают того, чтобы знать о них больше. Нам трудно представить себе, как выглядели великолепные сооружения, известные как семь чудес света. Это были творения самых смелых архитектурных решений. Но почему же народы и художники тех далеких эпох ощущали потребность воздвигать столь грандиозные сооружения? И почему так живы легенды о том, что в этом им помогали сами боги?

Седые пирамиды Древнего Египта вызывают удивление и восхищение у всех, кто их видел. Словно огромные таинственные кристаллы, они четко вырисовываются на фоне бледного неба и безжизненной бесконечной пустыни. Самыми знаменитыми являются три большие пирамиды в Гизе (близ современного Каира): Хеопса (Хуфу), его сына Хефрена (Хафра) и внука Микерина (Мепкаура). Пирамиды символизируют связь неба с землёй и были посвящены Гору – древнеегипетскому богу всего мира. Однако только пирамида Хеопса находится в «списке» семи чудес света и занимает в нем первое почетное место. Кроме того, это единственное из чудес сохранившееся до наших дней. Единственный сохранившийся шедевр! Эта пирамида на протяжении 4500 лет была самым высоким сооружением в мире. Ее высота – около 147 метров, а длина основания каждой грани – 233 метра. Грандиозная усыпальница фараона своими четырьмя сторонами точно ориентирована по сторонам света. Она сложена из 2300 000 каменных блоков, каждый из которых весит около 2,5 тонн, а некоторые даже до 15 тонн. Большую пирамиду Хеопса нередко называли Библией в камне. На рассвете, когда ее вершина еще тонет в тумане, пирамида предстает в розовато-персиковом цвете, в те редкие минуты, когда горизонт затянут облаками, - серовато-черной, а при холодном свете луны она напоминает заснеженную горную вершину.
Пирамида Хеопса самое грандиозное сооружение на земле. Даже во времена наибольшей славы и величия любого из европейских монархов у него не было такого дворца, который сравнился бы размером с пирамидой Хеопса. Меньше ее и Букингемский дворец в Лондоне, и Версаль во Франции, и Зимний дворец в Санкт-Петербурге, и даже Эскориал в Испании.
Постройка пирамиды стоила невероятных трудов ста тысяч рабов в течение 20 лет. Каменные блоки изготавливались таким образом: в скале обозначали сначала границы будущего блока, затем по ним выдалбливали глубокие канавки, а в них забивали клинья из сухого дерева, которые поливали водой. Дерево набухало, увеличивалось в объеме, трещина расширялась, и, наконец, монолит отделялся от скалы. Затем каменную глыбу на месте обтесывали и шлифовали. Можно удивляться точности, которую достигали древние: камни пирамиды так пригнаны, что между ними невозможно просунуть даже лезвие ножа. Чтобы поднять огромные каменные блоки наверх, египтяне делали из песка и щебня насыпь под углом в 15 градусов. По мере роста пирамиды насыпь удлиняли, а блоки тащили на деревянных санях, поливая под ними дорогу.
Рассматривая пирамиду, мы думаем, что это сооружение, лишенное всякого смысла. Пирамида представляет собой горы из камня, внутри которых есть лишь несколько тоннелей и несколько небольших камер. Они сложены из блоков известняка и гранита колоссального размера, которые невозможно сдвинуть, но эти блоки тщательно обработаны, прилегают друг к другу плотно. Обработка стен и других деталей пирамиды кажется такой совершенной, словно она выполнена с применением самых современных инструментов. Ни внутри, ни снаружи на пирамидах нет ни рисунков, ни иероглифов, которые в большом количестве украшают все остальные памятники, сооруженные древними египтянами; они вообще не похожи на гробницы, потому что в них не предусмотрено помещение для погребального приданого, необходимого для путешествия фараона в потусторонний мир. Неясно, каким образом пирамиды были построены, и каким образом вход в них был замурован. Но поразительнее всего то, что современный человек, со всеми новыми технологиями и достижениями инженерного искусства, не способен построить ничего подобного.
 
Пирамида Хеопса – образец математической точности: ее вершина находится точно над центром ее основания, углы наклона сторон и граней безупречны, каждый каменный блок лежит строго на своем месте и тщательно подогнан к остальным. Этот гигантский монумент представляет собой настоящую каменную книгу. Соотношение между его высотой и половиной периметра основания равно числу (пи). Вес пирамиды, равный 5,273 млрд. кг, умноженный на миллиард миллионов, в точности равен массе Земли. Ее внешние грани, которые на глаз кажутся совершенно ровными, на самом деле обладают небольшой выпуклостью, причем кривизна этой выпуклости до градуса совпадает с кривизной земной поверхности. Исходя из этих фактов, некоторые исследователи полагают, что пирамида Хеопса представляет собой модель Земли в масштабе 1 : 43 200.

Весь комплекс в целом воспроизводит картину звездного неба. Расположение трех пирамид Гизы в точности совпадает с расположением звезд в поясе Ориона, находящегося вблизи небесного экватора, доступного для наблюдения во всем мире. Такая тесная связь между пирамидами и тремя ярчайшими звездами пояса Ориона.
Некоторые исследователи считали пирамиду обсерваторией, другие – гигантской научной лабораторией древних. Древние египтяне считали, что жизнь на земле равна мгновению, а жизнь после смерти – это вечность. Но жизнь после смерти могла продолжаться, только если сохранилось тело.
 
Второе чудо света – Висячие сады Семирамиды.
Висячие сады - настоящее произведение инженерного искусства. Согласно  описаниям античных авторов, они представляли собой колоссальные искусственные террасы в форме многоуровневого амфитеатра. По дошедшим  до нас описаниям, в садах росли  растения, привезенные из дальних стран. В древности растительность являлась олицетворением благоденствия, поэтому садам придавалось и символическое значение. Висячие Сады свидетельствовали о могуществе человека создать прекрасный  оазис посреди безликого ландшафта пустыни. Сады Семирамиды считаются вершиной садового искусства. Это древние сады Вавилона, столицы Месопотамии.
Согласно легенде, царь Вавилона Шамшиадат V полюбил ассирийскую царицу-амазонку Семирамиду. В ее честь он построил огромное сооружение, состоящее из аркады – ряда арок, поставленных друг на друга. На каждом этаже такой аркады насыпалась земля, и разбивался сад с множеством редчайших деревьев. Среди удивительных по красоте растений журчали фонтаны, распевали яркие птицы. Сады Семирамиды были сквозными и многоэтажными. Это придавало им легкость и сказочный вид. Предание гласит, что ассирийская царица Семирамида, жившая в IX веке до н.э., любила окружать себя свежими розами, и могла любоваться ими в вавилонских садах в любой день.
Сады Семирамиды находились на территории нынешней арабской республики Ирак. Недалеко от южной части Багдада проводились археологические раскопки. Найден храм Плодородия, ворота и каменный лев. В результате раскопок археолог Роберт Кольдевей в 1899-1917 годах обнаружил городские укрепления, царский дворец, храмовый комплекс бога Мардука, целый ряд других храмов и жилой квартал. Там же были и «висячие сады» Семирамиды с их террасными инженерными сооружениями над сводами и искусственными оросительными установками. Сохранились лишь подвалы этого сооружения, представлявшего в плане неправильный четырехугольник, стены которого несли тяжесть "висячих садов", находившихся на высоте стен дворца. Наземная часть здания, по-видимому, состояла из ряда мощных столбов или стен, перекрытых сводами, судя по сохранившейся подземной части, состоявшей из четырнадцати сводчатых внутренних камер. Сад орошался при помощи водоподъемного колеса.

Третье чудо света – храм Артемиды, богини охоты – сестры Аполлона. Этот огромный храм возвели в VIвеке до н.э. жители древнегреческого города Эфеса (Турция). Уникален способ постройки храма. Он был возведен на болотистой почве, чтобы предохранить здание от разрушения при землетрясении. А для того, чтобы предотвратить его осадку, заполнили смесью древесного угля и шерсти котлованы под ним. Сегодня от храма в Эфесе сохранилось лишь несколько блоков основания и одна восстановленная колонна. Согласно описаниям, оставленным Плинием Старшим, храм Артемиды был окружен двойной колоннадой высотой 20 метров, а по фасаду колонны стояли в три ряда. Всего в храме насчитывалось более 100 колонн с резными капителями редкой красоты, а в некоторых случаях резьба украшала и нижнюю часть колонн. Храм, сложенный из анатолийского мрамора, покоился на прямоугольной платформе размером 120 х 75 метров, которую опоясывала широкая мраморная лестница. Все сооружение венчала двускатная крыша, покрытая черепицей. По мнению некоторых исследователей, центральное помещение храма не имело крыши, как это было принято в культе богини.
Весь комплекс  украшали мраморные фризы с изображением мифологических сюжетов, а также шествий, спортивных игр и пиршеств, посвященных богине. Многие скульптуры изображали сказочных амазонок. На фронтоне храма, украшенном барельефами,  имелось окно через которое изображение богини, могло «являть свой лик». Как гласит предание, храм был настолько величествен и прекрасен, что сама богиня Артемида сошла с небес, чтобы водрузить огромные каменные балки на колонны (при строительстве храма).
Храм был центром греческого города, где всегда царило оживление. Здесь проходили все общественные церемонии.

Четвертое чудо света – статуя Зевса – покровителя олимпийских игр. Зевс в греческой мифологии правитель богов и людей, бог неба и грома. По сохранившимся описаниям статуя Зевса, находящаяся в посвященном ему храме в Олимпии, выглядела огромной относительно самого здания. Ее колоссальные размеры призваны были создавать у паломников ощущение непревзойденного величия божественной фигуры. Зевс был изображен сидящим на троне из кедра, обложенного слоновой костью, золотом, эбонитом и драгоценными камнями.  В левой руке он держал скипетр, увенчанный фигурой орла – символа божественности, а в правой – крылатую женскую фигуру в человеческий рост, символизирующую победу. Вся статуя целиком была покрыта золотом и слоновой костью, а трон был отделан эбеновым деревом и самоцветными камнями. Со всех сторон его украшали  скульптурные аллегорические фигуры. Одеяние бога, его сандалии, волосы и борода были золотыми, а обнаженные участки тела – из слоновой кости. Храм Зевса был богато украшен статуями и барельефами. Эта статуя подчеркивала уважение Зевсу, правителю Олимпа и самому могущественному богу.

Статуя была работой афинского скульптора Фидия и была построена внутри Парфенона, большого храма с фасадом на город. Сидячая фигура занимала всю ширину крыла храма, который был построен вокруг неё. Согласно источникам тех времён высота её была 12 метров. Располагалась на постаменте размером 6х10 метров. «Создавалось впечатление, что если бы Зевсу пришлось встать, он разрушил бы крышу храма».

«Если мы безмерно любовались другими шестью чудесами, то перед ней мы преклоняем колени…». Статуя Зевса обрела такую славу, что во времена правления римского императора Калигулы по его приказу статую намеривались перевезти в Рим. Но, по словам Светония, биографа римских цезарей, «статуя разразилась вдруг таким раскатом хохота, что машины затряслись, а работники разбежались». Несмотря на то, что статуя Зевса в Олимпии, а вместе с ней и культ этого бога перестали существовать очень давно, сам факт того, что Олимпийские игры до сих пор пользуются огромной популярностью, делает Зевса поистине бессмертным.

Пятое чудо света – Мавзолей в Галикарнасе (ныне Бодрум, Турция), 352 год до н.э. Почти нетронутым мавзолей простоял 18 столетий  до XV века, когда был разобран крестоносцами. Именно там, в 1857 году английский археолог Ньютон обнаружил рельефные плиты статуи Мавсола и его жены и колесницу. Эти находки хранятся в музее в Лондоне и археологическом музее в Стамбуле.

Мавзолей в Галикарнасе был построен по воле Артемисии, сестры и супруги царя Мавсола – правителя Карии. Когда в 353 году до н.э. Мавсол скончался, овдовевшая царица пожелала воздвигнуть любимому мужу памятник, который сохранил бы память о нем в грядущих поколениях. Но скорбь Артемисии не утихала. Жизнь без Мавсола была ей не в радость, и спустя два года она тоже умерла.

Сегодня на месте некогда величественного мавзолея можно увидеть лишь останки фундамента, обломки колонн и барельефов. И античные авторы оставили описание пятого чуда света. Эта усыпальница имела столь внушительные размеры, что от нее пошло слово «мавзолей», означающее всякое пышное надгробное сооружение.
Согласно записям Мавзолей вознёсся на 50 метров (135 футов) в высоту, трехступенчатый,  был окружён 36 колоннами высотой 12 метров на каждой ступени, увенчанных ступенчатой крышей пирамидальной формы высотой около 7 метров. Крыша состояла из 24 ступеней. По краю пирамидальной крыши, вдоль всего его периметра, располагались мраморные львы.  Верхнюю платформу этой пирамиды венчала мраморная квадрига – колесница, запряженная четверкой лошадей, высотой 6,5 метров. Квадригой на вершине мавзолея правила мужская фигура – предположительно одно из изображений Мавсола.

Мавзолей был спроектирован греческими зодчими Сатиром и Пифеем, а четыре знаменитых греческих скульптора добавили орнаментальный фриз (декоративная полоса) вокруг здания. Мавзолей был украшен скульптурами и барельефами, изображающими сцены сражений, охоты и состязаний на колесницах. На постаменте и между колоннами размещались ряды статуй. Постройка стояла на мраморном пьедестале, на перекрёстке двух главных улиц города Галикарнаса. Мавзолей простоял до 1522 года.

Шестое чудо света – Колосс Родосский – у входа в гавань на беломраморном холме возвышалась бронзовая гигантская фигура бога Солнца (покровитель Родоса), высотой в 32 метра. Колосс Родосский приветствовал моряков, приближающих к острову, на протяжении многих веков.
В давние времена, когда остров Родос был погружен на дно, поднял его Гелиос на поверхность и попросил у богов для себя. Здесь в порту и возвышалась исполинская статуя бога Гелиоса – заступника и покровителя острова. Гелиос дарил всему миру свет и тепло, и своим всевидящим оком, от которого ничто не могло ускользнуть, подмечал все, что творилось в мире богов и в мире людей. Его изображали в виде юноши с головой, окруженной золотым лучистым венцом.

Гигантская бронзовая статуя возвышалась на 32 метра (110 футов) в высоту. Колосс в Родосе был построен его гражданами в честь бога солнца Гелиоса, который по поверьям помог жителям Родоса отразить атаки ДеметрияI. Сконструированный инженером Харесом, уроженцем Родоса, Колосс был закончен в 280 году до н.э. после 12 лет кропотливой работы. В порт корабли проходили между его ног. В те времена колосс напоминал современную Статую Свободы.  Это было большой опасностью – построить статую так, чтобы её ноги могли выдержать неимоверный вес.
Антигон (382-301 годы до н.э.), один из двух приемников Александра, думал, что он должен контролировать Родос, поэтому он послал своего сына Деметрия (известного своей осадой в 337-283 годах до н.э.) с армией, превышающей численность населения Родоса. Жители острова Родос были находчивыми и удачливыми. Они затопили площади за стенами столицы острова (также Родос) и продержали захватчиков загнанными в заливе на протяжении года, пока им на помощь из Египта не пришли корабли Птолемея. Затем захватчики отступили, бросив многое из военного снаряжения.
 
Чтобы оплатить проект статуи Колосса, жители Родоса продали всё осадное обмундирование, которое при отступлении оставил Деметрий перед их городом. В древних записях значится, что статуя была построена вокруг нескольких каменных колонн, стоящих на 15-метровом (50-футовом) белом мраморном пьедестале возле входа в залив. Железные балки накладывались на каменные башни, а бронзовые пластины соединялись со стержнями для создания внешнего вида. Большинство строительного материала было выплавлено из разнообразного оружия, брошенного армией Деметрия. Верхние части статуи были построены с помощью огромной платформы. Статуя изображала бога Гелиоса с расставленными ногами, каждая из которых покоилась на одном из двух молов, ограничивавших вход в гавань.

Исполинский бог солнца был настолько велик, что корабли проходили на якорную стоянку и покидали ее прямо под Колоссом, между ног статуи, которая, вероятно, одновременно служила и маяком. Голову бога украшал лучистый венец, вероятно, очень похожий на тот, который венчает голову статуи Свободы в Нью–Йорке. К сожалению, примерно в 224 году до н.э. землетрясение вызвало трещины в коленях Колосса, и он распался на части. Даже разрушенную статую любили так, что её огромные фрагменты пролежали почти 900 лет. Даже в руинах на земле она настолько была впечатляющая, что много людей приходило посмотреть на неё. Плиний Старший заметил, что немногие могли обхватить руками большой палец разрушенной статуи, а остальные пальцы были гораздо больше, чем пальцы большинства статуй.
После того, как был воздвигнут Колосс Родосский, в античном мире распространился обычай сооружать гигантские статуи у входа в гавани, среди многих примеров можно назвать, в частности, порт Остию близ Рима, Цезарею в Палестине и Патры на Пелопоннесе.

Седьмое чудо света –  Александрийский маяк  - был возведен около 280 года до н.э. на острове Форос. На основании, высотой 120 метров высилась восьмигранная мраморная башня, купол которой венчало бронзовое изваяние царя морей – Посейдона. Внутри маяка была установлена система зеркал, позволяющая увидеть свет маяка за 60 км. В XIV веке сильное землетрясение разрушило это грандиозное сооружение.
Александрийский маяк оставался вторым по высоте сооружением в мире после пирамиды Хеопса вплоть до эпохи готических соборов. Это был настоящий памятник архитектуры, к тому же снабженный осветительным механизмом, в техническом отношении намного опередившим свое время. Некоторые исследователи полагают, что осветительный механизм маяка действовал на основе больших вогнутых бронзовых пластин, вероятно, подвижных и отполированных до зеркального блеска. По некоторым рассказам зеркальный механизм маяка отличался такой мощностью, что мог воспламенять вражеские корабли, направляя на них лучи солнца. Кроме того, он выполнял также и оборонную функцию. По всей видимости, его внутренние помещения служили казармами для размещения солдат. В рассказах о войне 47 года до н.э. говорилось, что когда войска Юлия Цезаря захватили Александрию, то ни один корабль не мог войти в порт без позволения охранного гарнизона Фароса.

Построенный, чтобы направлять корабли по лабиринту песчаных отмелей, опасных для торговых судов, пытающихся попасть в порт Александрия в Египте, Александрийский Маяк или Фарос, был единственным из древних чудес, который служил практической цели. Башня маяка располагалась на островке Фарос у входа в Александрийскую бухту, название острова дало название и самому маяку. Башня простояла почти в первозданном виде до ряда землетрясений в 14 веке и постепенно разрушалась от природных явлений, которые привели к её исчезновению до основания. Некоторые её останки были найдены на дне Александрийского Восточного Залива в 1994 году, а большинство из них были обнаружены с помощью спутника. Построенная из блоков светлого камня, башня возводилась в три этапа: нижний квадрат с центральным каркасом, средняя восьмиугольная секция, и верхняя круглая часть. Вершину башни изначально венчала статуя Зевса, но впоследствии ее сменило изваяние бога Гелиоса. Еще есть сведения, что статуя Посейдона, бога морей, стояла на верху башни в Романский период.
До нас дошло немало древних свидетельств об облике Александрийского маяка, поскольку его изображение часто чеканили на монетах того времени, оно также встречается на античных саркофагах и мозаиках.

В далеком прошлом гениальные инженеры и великие художники создали семь великолепных сооружений, непревзойденных по оригинальности и красоте. Эти сооружения, часто исполинских размеров, заставили говорить о себе весь античный мир. Их слава пережила века и достигла наших дней, ничуть не померкнув от времени. Жаль, что их можно видеть только на фотографиях.