89. О теории вероятности

Юрий Ерусалимский
     Каким-то образом нередко получалось так, что откровенно маловероятные события случались в жизни просто и естественно – вроде того, что как будто так и надо. Обычно такие события мы привыкли трактовать как случайные, хотя многие из них не так уж маловероятны. «Случайно упал» - но если это случилось зимой, на скользкой дорожке, то это скорее закономерность. Статистика зимних травм после падений вполне это доказывает.

     Кто-то не из самых глупых высказал мысль, что случайность – это та же закономерность, только высшего порядка. У Пушкина это выражено в одном из вариантов известного короткого стиха: «И случай – Бог-изобретатель…». Божественное провидение... Для  фаталиста вообще такого понятия нет,  случайность они отвергают в принципе – если всё предопределено (чему быть, того не миновать и т.п.), то о чём тут говорить. На ту же тему приведу четверостишие из Роберта Геррика, английского поэта (а по совместительству священника), жившего в 17 веке. Здесь - тот же фатализм, только со знаком "минус" (всем правит случай):

                Случай, славный господин,
                Всем командует один:
                Где судьба даёт нам шанс -               
                Там же он хоронит нас.
                (перевод мой)

      Вспомним, как в этом, по сути, туманном вопросе всё было разложено по полочкам в марксистско-ленинской философии. «Необходимость и случайность» - вполне конкретный раздел, он имелся в любом учебнике по указанной науке, которая ни в чём тёмных пятен не терпела и не оставляла, всё должно было быть объяснено "от" и "до". Главная мысль была проста - необходимость (под которой, к примеру, понималась генеральная линия партии или, если брать "в мировом масштабе", - неизбежная историческая победа коммунизма) всегда пробьет себе дорогу сквозь массу случайностей. Но – «…теория мертва, мой друг, но зеленеет жизни древо…». Это – из «Фауста», если кто запамятовал.  Непознанного и необъяснимого во все времена будет предостаточно.   

     Из забавных случаев вспоминается эпизод, случившийся лет десять назад.  Собирался по путёвке отдыхать в санатории под Москвой. Один из водителей, трудившихся в нашем управлении (их было несколько – для выездов на дорожные объекты), узнав об этом,  в шутку просил передать привет его жене - она отдыхала в этом же санатории уже неделю. «Конечно, - говорю, - при встрече передам, но шансов мало – в санатории полтыщи отдыхает, специально искать не буду, приревнуешь ещё». День приезда, столовая, полный комплект, администратор ищет место, находит одно – рядом с женщиной, которая, как потом оказалось, и была той самой особой, которой надо было передать привет. Из всех возможных комбинаций такое стечение обстоятельств точно можно отнести к маловероятным.