Принцип толерантности и социальный интеллект

Уладзимир Траццякоу

Рекомендации Природы, при выводе которых использовался общебиологический принцип толерантности (ПТ), могут быть распространены также и на перспективную задачу формирования социального интеллекта как аналитически-прогностически-управляющего информационного центра общества, главного элемента общественно-государственной структуры.
ПТ -- «Природа дает жизни допуск» -- предполагает разнообразие характеристик и свойств живого. Чем ближе к хаосу, тем дальше от жизни, тем слабее ее проявления. Процесс цефализации у животных, результатом которого стало  появление головного мозга, соответствует ПТ как системообразующей тенденции жизни к повышению разнообразия. Аналогия организм -- социальный организм, мозг -- социальный мозг, в комбинации с ПТ, приводят к социальной цефализации как неизбежной тенденции общественного (общественно-государственного) развития. Т.е. построение социотехнической системы под названием СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ освящено рекомендацией Природы.
В дополнение к этому выводу и к его обоснованию: Во времена до антропогена ответом на усложняющиеся обстоятельства жизни (появление новых видов, усложнение взаимоотношений в парах хищник - жертва, усиление внутри- и межвидовой борьбы за выживание) стал процесс   цефализации животных, т.е. формирования у них головного мозга. Применение ПТ, рассматриваемого во времени, с учетом повышения в процессе эволюции биотического и абиотического разнообразия, приводит к тому же выводу, что делает более оправданной сформулированную гипотезу применительно к обществу и государству. Тем более, что на новом уровне в отношениях между социумами проявляются аналоги тех же усложняющихся обстоятельств жизни: появление новых государств, усиление конкурентной борьбы за рынки сбыта и за сферы влияния, общее усложнение условий существования, особенно информационное усложнение. Откликом на это может стать лишь социальный мозг, который, благодаря компьютерным сетям, может быть создан как структура, приближающаяся по сложности к управляемой системе - остальной части общества.

В дополнение -- 

Данте о потенциале разума

«Существует некое действие, свойственное человечеству в целом, в соответствии с которым упорядочивается великое множество людей во всей своей совокупности, и этого действия не может совершить ни отдельный человек, ни семья, ни селение, ни город, ни то или иное королевство… Итак, специфическим свойством человека является не само бытие как таковое, ведь этому последнему причастны и элементы; и не тот или иной состав, потому что он обнаруживается и в минералах; и не одушевленность, потому что она есть и в растениях; и не способность представления, потому что ею наделены и животные; таковой является лишь способность  представления через посредство «возможного интеллекта»; последняя черта не присуща ничему, отличному от человека, -- ни стоящему выше, ни стоящему ниже его. Ведь хотя и существуют иные сущности, причастные интеллекту, однако их интеллект не есть такой же «возможный интеллект», какой имеется у человека… Отсюда ясно, что последняя черта потенции самой человеческой природы есть потенция или способность интеллектуальная. И так как эта потенция не может быть целиком и сразу переведена в действие в одном человеке или в одном из… сообществ, необходимо, чтобы в человеческом роде существовало множество возникающих сил, посредством которых претворялась бы в действие вся эта потенция целиком, -- подобно тому как должно существовать  множество возникающих вещей, дабы всегда была в творческом акте потенциальная сила первой материи; иначе потенция могла бы  существовать обособленно, что невозможно… Интеллектуальная потенция… обращена не только ко всеобщим формам или видам, но, распространяясь, охватывает формы частные… Размышляющий интеллект путем своего расширения становится интеллектом практическим, целью которого является действие и созидание… Дело, свойственное всему человеческому роду, взятому в целом, переводить всегда в акт всю потенцию  «возможного интеллекта», прежде всего ради познания, и, во-вторых, расширяя область познания, применять его на практике».

Из кн.: Данте А. Малые произведения. М., 1968, с. 307-308.