Надёжный дом

Катрина Сэвидж
Вспоминаю лето 1994 года.

Шло строительство нашего дома. В тот день должны были закончить кирпичную кладку, оставалась только крыша. Поэтому из строителей оставались только прораб и его помощник; всех остальных отпустили ещё вчера, на один день. Они должны были прийти завтра и течение недели закончить всё работу.
Из моих родственников, кроме меня, были мои родители, дедушка и дядя.

Наш дом был очень красивым, чем сразу выделялся среди многих однотипных домов. Никто не проходил мимо равнодушным. Но позже оказалось, что дом только с виду был красивым, но ведь важна ещё надёжность...

Обычно мы обедали на первом этаже, но в этот день нам сказали, чтобы на обед мы ехали домой, пока всё тёплое. Как нам не хотелось, всё же поехали.

Это был последний раз, когда я увидела наш дом во всей его красе. Если бы я знала!.. Никто этого не знал, кроме Бога…

После обеда пятеро поехали на машине, а мы с мамой решили идти пешком. Опоздали мы с ней всего на 30 минут, а когда пришли и увидели, это было нечто... Если сказать, что мы были в шоке, это значит – ничего не сказать. Красивого двухэтажного дома, который мы покинули два часа назад, не было…

 Вместо него лежала груда развалин, и очень много людей вокруг. Близко к дому подойти было невозможно. Я впервые увидела почти всех людей, проживающих в нашей деревне, вместе.

Нас даже близко не подпустили и пытались отправить домой. Но мы не шли – всё хотели узнать, что случилось с теми, кто приехал раньше нас. Но никто ничего не говорил.

К нам подошёл наш сосед и сообщил, что все живы, просто получили травмы; идите домой, вам здесь нечего делать – их уже увезли на скорой.

То, что мы пережили в тот день, не дай Бог никому, даже врагу. Разве легко потерять сразу троих дорогих тебе людей?
В этот момент никто о доме даже не думал, нас волновала судьба людей; это потом, когда мы узнали, что с ними, до нас дошло, что разрушился дом. Реально разрушился, ни с того, ни с сего. Сейчас я думаю: да черт с ним, этим домом, главное, все остались в живых.

Оказалось, что это произошло, когда они только приехали. Папа с помощником прораба в тот момент, когда дом разрушился, находились на расстоянии от него.

 Прораб с дядей были наверху, на втором этаже; прораб, когда заметил опасность, прыгнул из окна; рядом стоял соседский мопед – прямо на него – и обошёлся лёгкими ушибами.

А дяде повезло не так: он получил травму – не смертельную, но сильную, – и потерял половину большого пальца между кирпичами; дедушка получил сотрясения мозга и долго лежал в больнице.

С тех пор прошло 19 лет, и слава Богу, что все живы, только дедушка покинул нас прошлом году. И каждый раз, когда я вспоминаю этот день, волосы дыбом встают, и в очередной раз благодарю Бога, что это случилось именно тогда – ни днём раньше, ни днём позже; даже не в то утро, потому что случись это утром, никто не остался бы в живых; по крайне мере, мы с мамой – точно. В тот день мы убирали на первом этаже, и на нас упал бы потолок из 24 бетонных плит по 18 тонн каждая.

Удивительная штука – судьба; она многое решает за нас. Как можно не верить в неё?
Ведь если бы все зависело только от нас, мы не уехали бы домой, пообедали бы на первом этаже и, возможно, нас всех уже не было бы. Видимо, ещё не пришло время…
Слава богу, никого вокруг не было. Соседские дети всегда за нашим домом играли, а в этот день их тоже не было.
   
В 2002 году я покинула деревню, а в 2003 переехала в Россию. В первый раз поехала обратно только в 2007 году. К тому времени папа построил другой дом, но в этот раз уже ничем не примечательный, зато надёжный.


13.09.13