Урок политэкономии в армии

Искандер Антонов
В мае 1976 года был я призван на срочную службу в Советскую Армию.  Судьба распорядилась так, что служить мне пришлось вначале в 78 Краснознаменной  Сивашской учебной мотострелковой дивизии  отдельном саперном батальоне. Для краткости название дивизии произносили так  «чебаркульская учебка».
 В батальоне большая часть личного состава  имела образование не ниже техникума, иные имели высшее образование,  меньшая часть просто  закончили среднюю школу и  несколько человек с незаконченным высшим образованием. В нашем взводе было двое таких бывших студентов. Один из них Володя Костромин, изгнанный за какую то провинность из Челябинского политеха после 3го курса.
 Армия на первых месяцах службы равняет всех, не особо заглядывая в диплом или аттестат о среднем образовании. Всем одинаково на первых порах хочется спать и жрать, а курящим ещё и курить. Ежемесячные  денежные выплаты в сумме 3 рубля 80 копеек, как-то быстро оседали в военторговском магазине. На  вторую неделю после получки редкие счастливцы имели в кармане деньги. 
Однажды я, Костромин и ещё двое курсантов заступали в наряд по роте.  Кроме меня, эти трое были курящими. Курить им хотелось больше, чем спать и жрать.  Пошли в курилку с надеждой «стрельнуть» сигаретку, а там  нет ни кого.  Костромин вспомнил, что у него в тумбочке, в мыльнице под мылом спрятаны пятьдесят копеек. А пачка сигарет «Южноуральские» стоила 10 копеек. Поднялся на четвертый этаж казармы в расположение роты, взял заначку  и пошел в магазин.
Мы остались в курилке.  Вернулся Костромин важно докуривая остаток сигареты в новеньком мундштуке.
- Володя, дай закурить. -  В один голос запричитали два моих товарища.
- А нету мужики. Я на полтинник купил мундштук.
- Да, ты Кострома дурак. Еще в институте учился. На эти деньги пять пачек сигарет можно было  купить.  На хрена ты его купил?
- Сам ты дурак. Сигареты сержанты «исстреляют». А я окурочек  подниму с земли и в мундштучок.  Завсегда   с куревом. Учись темнота…