Полдень, 21-й век

Дениска Иванов
   Знаете, что продолжает поражать моё воображение последние несколько лет? Мысль о том, что мы живём в уникальное время во всех смыслах! Не только потому, что женщины впервые в истории получили равные права, и даже не потому, что имея доступ ко всей информации доступной человечеству (интернет), мы используем её для просмотра видео с котиками! Вы только поглядите - двадцать первый век уже прославился немыслимым научно-техническим развитием, глобализацией невообразимых масштабов в купе с виртуализацией всех аспектов нашей жизни – от социального (общения) до интимного (секса). Один из результатов такой техногенной экспансии – парадоксы. Они повсюду! Например, социальные сети давно перестали быть социальными и стали паутинами одиночества, завлекающими всё больше людей. Ведь, если подумать, то именно социальные сети очень часто делают людей асоциальными (звучит странно). Человек, не имеющий иного общения, кроме виртуального, теряет свои социальные и коммуникативные навыки, в результате чего – ему становится сложно общаться с реальными людьми.
   Сегодня, жизнь многих из нас, при помощи интернета и мобильных устройств, находится на виду всего общества. Многие люди при этом испытывают ложное чувство знаменитости, более известное как „attention whore syndrome”. В основном от этого страдают люди, которым сложно реализовать себя в реальной жизни и добиться высот там. На самом деле, мало кого волнует, что вы кушаете на завтрак и как выглядит ваша еда. Тем не менее, каждый человек, фотографирующий еду и выкладывающий её в Инстаграм, гордо, но не по праву, считает себя фотографом. Двадцать первый век с его технологиями сделал фотографом каждого!
   Возвращаясь к теме соц. сетей, те из нас, кто активно используют соц. сети знают, что в Фейсбуке любой человек может зайти и узнать о вас всё, начиная от того, где вы живёте и где вы учились, заканчивая тем, что вы сегодня кушали на ланч. Стоит ли говорить, что соц. сети лишили работы многих частных детективов, а базы данных ЦРУ и ФБР давно устарели рядом с Твиттером и Фейсбуком? Можно рассматривать эти страницы исключительно как око Большого Брата. Вот только вся проблема в том, что по сути они таковыми не являются.
   Никому из нас не стоит забывать, что мы с вами живём в век капитализма, где несмотря на ваши убеждения, по большому счёту покупается и продаётся абсолютно всё! Лицемерие – характерная черта нашего общества, ведь нам с детства в школах на уроках этики, философии, литературы прививают идею о том, что главные ценности в этой жизни – это человечность, дружба, гуманизм… И я с этим согласен, вот только вся беда в том, что как только мы покидаем школу и отправляемся во взрослую жизнь (а то и раньше), мы осознаём горькую истину, что есть вещи, к которым школа нас не готовила. Одна из таких вещей – это деньги. Точнее, необходимость денег. К сожалению, всё в этом мире измеряется в деньгах, вопреки всему тому, чему нас учили в школе. Вероятно, именно это объясняет тот факт, что лишь немногие знают цену деньгам. Ведь деньги – это эквивалент власти! Власть – возможность реализовывать свою волю и желания, что как ни деньги помогут вам сделать это?
   Но вернёмся к разговору о социальных сетях! Всё дело в том, что владельцы соц. сетей – такие же люди, капиталисты, которым нужны деньги, чтобы существовать, ведь деньги – это универсальный товар, который можно обменять на бензин, еду, патроны, услуги... А социальные сети – это такой же завод, как завод по производству молока. Вот только, здесь люди, вместо коров, и ваши личные данные и предпочтения вместо молока. Многие пользователи не понимают, что если они не платят за товар – значит товар это они! Вы, ваши личные данные, контакты, информация о ваших любимых блюдах, фильмах, книгах – это одновременно и сырьё, и готовый товар, который можно продавать за большие деньги. К чему заказывать дорогое годовое исследование того, какие хлопья наиболее популярны среди потребителей, если можно купить у Фейсбука статистику мирового масштаба? При этом, можно с лёгкостью отфильтровать целевую аудиторию по полу, возрасту... И даже предпочтениям! Ведь Фейсбук знает лучше вас, что вам нравится, а это дорогого стоит, особенно, если кому-то очень нужны ваши деньги. К слову, многие ли из вас читали пользовательские соглашения социальных сетей? Я уже не говорю о рекламе, на которой можно делать миллионы… Вы не замечали, что Гугл выставляет вам рекламу с теми товарами или услугами, которые связаны с тем, что вы недавно искали или лайкали? Мой знакомый SEOшник на работе мне рассказывал историю о том, что его знакомая на Фейсбуке ежедневно писала статусы. В какой-то момент в её статусах стали часто присутствовать такие словосочетания как #головная_боль, #тошнота, #усталость и.т.д. Через пару недель, Фейсбук и Гугл начали дружно показывать ей рекламу с товарами для детей и беременных женщин. А ещё через пару недель оказалось, что она и вправду беременна, и движки поисковых программ поняли это раньше её самой! Стоит ли мне ещё объяснять то, как вас и информацию о вас можно продать за большие деньги, если сама программа направлена на то, чтобы выявлять определённые алгоритмы в ваших статусах и всегда давать вам актуальную рекламу? Защита личных данных, скажете вы? Если кто-то из вас читал пользовательское соглашение Фейсбук, то там синим по белому написано (копия из оригинала), что:

„Мы (Фейсбук) используем получаемые данные о Вас для услуг и функций, которые мы предоставляем Вам и другим пользователям, в частности Вашим друзьям, нашим партнерам, рекламодателям, покупающим рекламное место на сайте, и разработчикам игр, приложений и сайтов, которыми Вы пользуетесь.

Мы используем получаемую информацию, включая информацию, которую Вы нам предоставляете при регистрации или добавляете в свой аккаунт или Хронику, чтобы показывать актуальные Вам рекламные объявления. Это включает все, чем Вы делитесь и что делаете на Facebook, например, Страницы, которые Вам понравились или ключевые слова из Ваших публикаций и другие выводы, которые мы делаем из Ваших действий на Facebook.

Когда рекламодатели создают объявление, у них есть возможность выбрать аудиторию по местоположению, демографическим признакам, отметкам "Мне нравится", ключевым словам и другой информации, которую мы получаем или можем сообщить о Вас и других пользователях. Например, рекламодатель может указать, что объявление предназначено для женщин от 18 до 35 лет в Соединенных Штатах, которым нравится баскетбол. Рекламодатель может также выбрать целевую направленность на определенные темы или ключевые слова, например, "музыка" или люди, которым нравится определенная песня или исполнитель. Если Вы указываете, что Вы заинтересованы в определенных темах, например, отметив Страницу как понравившуюся, включая такие темы как продукты, бренды, религия, здоровье, политические взгляды, Вы можете увидеть рекламные объявления, связанные с этими темами. Мы требуем, чтобы наши рекламодатели выполняли требования нашего Руководства по рекламе, включая условия использования конфиденциальных данных.”

   Забавно – нас пугает тот факт, то на сайте гос. учреждения можно найти наш персональный код, но мы не против того, что кто-то продаёт все наши секреты, желания, предпочтения, взгляды и самые тайные, сокровенные мечты за большие деньги. Неужели вас не пугает, что некто знает вас, лучше вас самих? И почему же вы, несмотря на это, всё равно пользуетесь их услугами? Взаимная выгода скажете вы? Всё верно. Вы получаете возможность использовать базу данных, а за использование платите своими личными данными, которые по сути являются ценным ресурсом, ведь 21-й век – век информации. Выгодно ли это им? Бесспорно. Выгодно ли это вам? Сомнительно.
   Возвращаясь к теме асоциальности социальных сетей, поднятой мною в начале текста – это только половина беды. Вторая половина – это потеря индивидуальности. Нам ужасно не хватает индивидуального подхода во многих вещах. Многим из нас, выполняя работу, легко следовать инструкции, но как только появляется внештатная ситуация и требуется поразмыслить самостоятельно – мы бежим с вопросом к менеджеру. В век коллективизации, при таких огромных объёмах потребительства и при таком обороте – крайне сложно сохранить индивидуальный подход и творческое мышление. Особенно, когда работодателю нужно от вас механическое выполнение определённой задачи. И социальные сети – тут не исключение. Соц. сети позволяют нам добавлять и называть друзьями людей, которых мы впервые видим… Само слово „друг” – девальвировалось, потеряло свою ценность и значение. Сегодня многие из вас скажут, что у него 500 друзей. Несомненно, что большинство современных людей ошибочно предпочитают количество качеству. Вы можете легко попытаться определить, сколько же у вас на самом деле друзей по следующей модели:
   1) Вычеркните тех, с кем вы не знакомы лично.
   2) Вычеркните тех, с кем вы не общались последний месяц.
   3) Вычеркните тех, с кем за последние 2 недели вы не виделись лично, вне сети.

   Те люди, что останутся – приблизительно определят круг ваших друзей на самом деле. Однако, девальвация такого понятия как „друг” привела к появлению нового термина, который означает более тесную, интимную дружбу, не ограниченную рамками интернета – „лучший друг”. В свою очередь, многие люди ошибочно считают полноценным общением такие механические действия, лишённые всякого намёка на индивидуальность, как Лайк (мне нравится). Мы заходим на Фейсбук, просматриваем свою ленту событий и Лайкаем то, что нам нравится. Всё дело в том, что в этом случае мы совершенно не уделяем индивидуального внимания каждому Лайку, поставленному нам или кому-либо другому. 20 Лайков – скорее похожи на виртуальные аплодисменты толпы, нежели на личное признание и похвалу с крепким рукопожатием.
   Это поразительно, но наш 21-й век полон противоречий и парадоксов. Мы защищаем свои личные данные, принимая новые законы, но мы совершенно не против того, чтобы кто-то их продавал за крупные деньги, ради того, чтобы мы могли играть в ферму. У нас есть список из тысячи друзей, но при этом мы как никогда одиноки и асоциальны. Наша жизнь находится на виду у всех – но мы совершенно никому не интересны. Каждый человек имеет безграничную возможность выражать себя как личность, но из-за отсутствия индивидуального подхода, это превращается в очередной Лайк или картинку в чужой ленте… Мне прекрасно известно, что 21-й век – эпоха глобализации и коллективизации, но при всём этом очень легко потерять своё индивидуальное „Я” и индивидуальный подход, не только к людям, но и ко всему остальному. Если так будет продолжаться, то вскоре мы и вовсе разучимся мыслить творчески и самостоятельно. Несмотря на свободу вероисповедания – нам не хватает индивидуальной, внутренней духовности, в то время как интернет пестрит моралистами и поборниками общественной этики. И где же они на самом деле, эти бойцы невидимого фронта?
   Я не против прогресса и развития. Лень – двигатель прогресса. По сути, именно прогресс делает нас ленивыми, ибо сильно облегчает нам жизнь во многом. Однако, на мой взгляд, далеко не все сферы жизни впринципе, требуют такого упрощения. Если лень физическую можно с лёгкостью исправить в спорт. зале, то лень умственную и душевную – побороть куда сложнее
   Просто нам всем не стоит забывать, что за каждой иконкой находится живой человек, со своим характером, историей, жизнью и проблемами, а живое общение не в силах заменить даже самый большой и крутой Лайк. Поэтому, мой вам совет – развивайте индивидуальный подход и не забывайте тех, кто вам дорог!