Бруклинский мост

Семён Лившиц
Через пару дней после моего приезда в Нью-Йорк, мой приятель, проживший в Бруклине девять лет, повёз меня на машине по городу. Я увидел несколько мостов, но один из них сразу привлёк моё внимание. Красивые неоготические арки подчёркивались тонкой паутиной, состоящей из диагонально пересекающихся тросов.

- Что это за мост, Толик? - спросил я приятеля, не в силах отвести взгляд от такой красоты.
- Бруклинский, - ответил он, сразу поняв, про какой мост я спрашиваю. - Хорош, правда?

Мост в самом деле был хорош. Устремлённые вверх арки и паутинки на фоне летнего синего неба создавали ощущение воздушности, лёгкости, несмотря на то, что по мосту в обе стороны ехали одновременно сотни автомобилей.

Потом, живя в Бруклине, я каждый будний день ехал по Бруклинскому мосту в Манхэттен, а оттуда, через мост им. Джорджа Вашингтона - в Нью-Джерси, где я работал. А вечером - в обратную сторону. И всегда любовался Бруклинским мостом, особенно он мне нравился, когда я подъезжал к нему со стороны Бруклина и видел его на фоне небоскрёбов Манхэттена.

Значительно позже я узнал его историю.

Оказалось, что Бруклинский мост является одним из старейших подвесных мостов в Соединённых штатах Америки, а когда-то это был и самый большой мост в мире. И к тому же  Бруклинский мост входит в двадцатку самых красивых достопримечательностей Америки.

Бруклинский мост был построен в 1883 году. Хотя он был спроектирован до появления автотранспорта - сейчас по нему ездят автомобили, три полосы в каждую сторону. Посередине моста eсть дорожки для пешеходов и велосипедистов. До 1950 года по нему ходили трамваи. Длина моста 1825 метров, ширина 26 метров. Высота над рекой в середине мостa достигает 41 метрa.

Мост был построен семьёй Рёблинг. Джон Рёблинг спроектировал мост, предложив в его строительстве стальные тросы, которые до этого в строительстве мостов никто не использовал. Однако Джону не суждено было дожить до воплощения своего проекта в жизнь. Через два года после начала строительства, осматривая опору моста, он получил серьёзную травму ноги и вскоре умер от гангрены.

Строительство возглавил сын Джона, Вашингтон Рёблинг. В начале 1870 года на дно Ист Ривер были опущены большие герметичные сосуды - кессоны. Работать в них было  достаточно безопасно, но люди страдали от кессонной болезни при подъёме на поверхность. Симптомы включали боль в суставах, нарушения речи, паралич, конвульcии. Бывали и смертельные случаи. Сам Вашингтон Рёблинг был парализован и не мог больше руководить строительством.

Эстафету приняла жена Вашингтона, Эмили. Она не только передавала указания парализованного мужа работникам, но и сама изучила высшую математику, сопротивление материалов и другие инженерные дисциплины и 11 лет руководила строительством.

24 мая 1883 года состоялось торжественное открытие Бруклинского моста, на котором присутствовали мэр Нью-Йорка Франклин Эдсон и президент США Честер Артур. Первой по мосту прошла Эмили Рёблинг. А всего в день открытия моста около 1,800 транспортных средств и почти 150,300 человек переехали или перешли по нему на другую сторону. Однако вскоре кто-то пустил слух о том, что мост может обрушиться. В результате давки погибли 12 человек. Для того, чтобы опровергнуть панические слухи, городские власти воспользовались услугами цирка, который в это время гастролировал в Нью-Йорке. По мосту перевели 21 слона, и все убедились, что грузоподъёмность моста - на высоте.

Интерес к Бруклинскому мосту никогда не ослабевал. В 1919 году лётчик-ас Первой Мировой войны Джорджио Песси пролетел на самом большом в то время самолёте под Бруклинским мостом. Позже Бруклинский мост много раз снимали в кинофильмах.

И даже Владимир Маяковский, отнюдь не питавший добрых чувств к Америке, посвятил Бруклинскому мосту стихотворение, заканчивавшееся словами:

Бруклинский мост —
 да…
 Это вещь!

В 2008 году Бруклинский мост отмечал свой юбилей, ему исполнилось 125 лет.